ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-683/2023 от 08.08.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Никифорова Н.А. Дело №7/2-145/2023

Дело №12-683/2023

РЕШЕНИЕ

8 августа 2023 года город Якутск

Судья Верховного Суда Республики Саха Якутия) Федорова Г.А.,

с участием привлекаемого лица Пестряковой Т.И.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника привлекаемого лица Пестрякова Д.В. на решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора автономного учреждения «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» Пестряковой Т.И.,

установила:

18 января 2023 года постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Ивановой В.П. должностное лицо - генеральный директор автономного учреждения «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» (далее АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко») Пестрякова Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» Пестрякова Т.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление в связи с тем, что указанные работники Филармонии были приняты на работу до 01 июля 2019 года, когда была изменена структура фонда оплаты труда. Персональная доплата была установлена именно им, поскольку они являются специалистами высокого профессионального уровня, уровень оплаты труда которых должен быть не ниже выплачиваемой им ранее. Решение об установлении персональной доплаты принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника учреждения на определенный срок, но не более одного финансового года, по согласованию с выборным профсоюзным органом и оформляется приказом руководителя учреждения.

30 августа 2022 года было принято постановление Правительства Республики Саха Якутия) «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)», действующий с 1 января 2022 года, который допускает установление учреждением персональной доплаты за счет средств внебюджетной деятельности или экономии фонда оплаты труда в отдельных случаях для привлечения ценных работников. Полагает, что административный орган пришел к ошибочному выводу о совершении генеральным директором АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» Пестряковой Т.И. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

4 июля 2023 года решением Якутского городского суда постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Ивановой В.П. от 18 января 2023 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Защитник привлекаемого лица Пестряков Д.В. в рассматриваемой жалобе, повторяя доводы, изложенные в ранее поданной жалобе, указывает, что работники Филармонии были приняты на работу до 01 июля 2019 года, когда была изменена структура фонда оплаты труда. Персональная доплата была установлена именно им, поскольку они являются специалистами высокого профессионального уровня, уровень оплаты труда которых должен быть не ниже выплачиваемой им ранее.

В судебном заседании Пестрякова Т.И. поддержала доводы жалобы, пояснила, что дирижер, руководитель духового оркестра ФИО1 фактически работает в Филармонии с 01.02.2011 г.

Через 10 лет постоянной работы, приняв приглашение от Администрации г. Якутска, перешел на основную работу в ДШИ №1, а в Филармонии переведен внешним совместителем на 0.5 ставки, как дирижер духового оркестра, будучи на сегодня единственным в республике дипломированным специалистом по направлению «военный дирижер».

В целях соблюдений требований трудового законодательства при заключении нового договора с ним сохранили уровень оплаты работы в качестве дирижера, установив персональную доплату не ниже уровня прежней заработной платы.

ФИО2 работает главным администратором по работе с хором. В Филармонию Якутии была принята 24.08.2015 г. начальником концертного отдела, 01.01.2016 г. была переведена начальником отдела творческого планирования, совмещая на 0.5 ставки репетитора но вокалу.

В 2020 г. проходила оптимизация штатной численности Филармонии в целом, потому ФИО2 была уволена 30.04.2020 г. с сокращаемой ставки начальника отдела творческого планирования, а 01.05.2020 г. принята на должность главного администратора по работе с хором. Является редким специалист по хоровому дирижированию.

Таким образом, фактически все вышеуказанные работники являются работниками Филармонии, принятыми на работу до 01.07.2019 г., когда была изменена структура ФОТ. Персональная доплата была установлена именно им, т.к. они являются специалистами высокого профессионального уровня, уровень оплаты труда которых должен был быть не ниже выплачиваемой им ранее.

Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объёме, суд приходит к следующему.

Статьёй 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы России и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определённым договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет.

В соответствии со статьёй 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы России и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Судом установлено, что главным контролером-ревизором второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Барашковым В.Г. была проведена выездная проверка правильности начисления и выплаты заработной платы за 2021 год и истекший период 2022 года в АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко».

Проверкой был установлен факт нецелевого использования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за 2021-2022 годы в АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко», выразившийся в том, что за 2021 и истекший период 2022 года отдельным сотрудникам, принятым на основании трудовых договоров после введения приказом Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2019 года №48 новой структуры фонда оплаты труда, начислены и выплачены персональные доплаты, в том числе:

Ф.И.О.

дата изменения оплаты труда

датаустройства

кол-во дней с момента изм. оплаты труда

наличиеперсональногокоэффициента

ВСЕГО за 2021 год

ВСЕГО за 11 мес. 2022 года

ФИО1

имеется

********

********

ФИО2

имеется

********

********

ФИО3

имеется

********

ФИО4

имеется

********

итого

в том числе:

северные надбавки

районный коэффициент

страховые начисления

итого

ВСЕГО

В 2021 году с ФИО1 заключен срочный трудовой договор от 06 сентября 2021 года со сроком работ с 06 сентября 2021 года по 5 сентября 2023 года. При этом ФИО1 принят на работу по указанному трудовому договору внешним совместителем. На основании приказа генерального директора АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» от 06 сентября 2021 года № ... установлена персональная доплата в размере ******** рублей. В 2022 году на основании приказа от 31 января 2022 года № ...ФИО1 установлена персональная доплата в размере ******** рублей.

ФИО2 принята на работу по срочному трудовому договору от 24 августа 2015 года на должность начальника концертного отдела. В 2021 году ФИО2, работавшей в должности главного администратора по работе с хором установлена, начислена и выплачена персональная доплата в размере ******** рублей ежемесячно.

При этом согласно трудовой книжке ФИО2 уволена 30 апреля 2020 года с должности репетитора по вокалу (внутреннее совместительство) по пункту 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (соглашение сторон), а также уволена с должности начальника отдела творческого планирования (основная ставка) по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации по сокращению численности или штата работников организации.

01 мая 2020 года ФИО2 принята на новую должность главного администратора по работе с хором с присвоением персональной доплаты, установленной на основании приказов генерального директора АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» от 18 января 2021 года № ..., от 29 августа 2022 года № ....

Как указано в пункте 2.4.8 Положения об оплате труда от 20 февраля 2019 года № ... одним из условий для предоставления персональной доплаты является сохранение объема должностных обязанностей работника и выполнением им работ той же квалификации. При этом при приеме на работу ФИО2 изменена должность и, соответственно, должностные обязанности.

Согласно трудовому договору от 23.08.2022 № ...ФИО3 принята на должность музыкального служителя (библиотекарь). Приказом генерального директора АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» от 29 августа 2022 года № ... музыкальному служителю ФИО3 установлена персональная надбавка в размере ******** рублей на период до 31 декабря 2022 года.

Согласно трудовой книжке работника ФИО4 в 2014 году указанный работник принят на должность артиста оркестра в группу духовых инструментов (труба), 08 февраля 2022 года уволен согласно пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса по инициативе работника, 09 февраля 2022 года принят на должность заведующего художественно-постановочной части.

В 2021 году персональная доплата ФИО4 производилась на основании приказа, изданного генеральным директором АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» от 18 января 2021 года № ..., в 2022 году ФИО4 персональная доплата приказом не установлена.

При этом согласно лицевой карточке за 2022 год ФИО4 произведено начисление и выплата персональной доплаты:

январь

********

февраль

********

март

********

апрель

********

********

май

********

********

июнь

********

********

июль

********

********

август

********

********

сентябрь

********

********

октябрь

********

ноябрь

********

********

декабрь

********

итого

Согласно трудовому договору от 23 августа 2022 года № ...ФИО3 принята на должность музыкального служителя (библиотекарь). Приказом АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» от 29 августа 2022 года № ... музыкальному служителю ФИО3 установлена персональная надбавка в размере ******** рублей на период до 31 декабря 2022 года.

При таких обстоятельствах подписание Пестряковой Т.П. приказов о назначении доплат работникам автономного учреждения «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко», в том числе по назначению персональных доплат работникам, не имело законных оснований.

Установив и выплатив за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) персональные доплаты работникам, не имевшим правовых оснований для получения данных доплат, генеральный директор АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» Пестрякова Т.П. в нарушение пунктов 1.7, 2.4.8 Положения об оплате труда от 20 февраля 2019 года № ... допустила нецелевое использование бюджетных средств на сумму 1 007 860 рублей 33 копейки.

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Ивановой В.П. от 18 января 2023 года должностное лицо - генеральный директор АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» Пестрякова Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Оценив в совокупности представленные доказательства, верно руководствуясь положениями статьи 38, пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, городской суд пришёл к следующим выводам: при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения; виновность Пестряковой Т.И., подтверждается материалами дела и в его действиях, повлёкших нецелевое использование бюджетных средств, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ.

Данные выводы являются верными, подтверждёнными совокупностью представленных доказательств, получивших должную правовую оценку, основанными на правильном применении и толковании судом норм материального права.

Действия должностного лица – генерального директора автономного учреждения «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» Пестряковой Т.И. правильно квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.

Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины Пестряковой Т.И. в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Принимая обжалуемые акты, суд и административный орган сочли, что генеральный директор автономного учреждения «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» Пестрякова Т.И. имела возможность для соблюдения законодательства, регламентирующего целевое использование субсидий, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что должностным лицом Пестряковой Т.И. были приняты все зависящие от неё меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.

Доводы Пестрякова Д.В., изложенные в жалобе, фактически сводятся к переоценке доказательств, которым в судебном решении дана оценка и не указывают на её ошибочность по мотиву неправильного применения судьёй норм материального и процессуального права. Кроме того, данные доводы жалобы были предметом проверки судьи городского суда, получили надлежащую оценку в обжалуемом решении и оснований для её переоценки не имеется.

Каких-либо нарушений закона, влекущих отмену или изменение решения судьи городского суда, не усматривается.

При установленных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2023 года оставить без изменения, жалобу защитника привлекаемого лица Пестрякова Д.В. - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Г.А. Федорова