ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-685/18 от 20.08.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 12-685/2018

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак.Курчатова, 6

РЕШЕНИЕ

«20» августа 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО3, рассмотрев протест заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского Добженецкого А.Б. на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 04 июня 2018 года о прекращении в отношении начальника Краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» Куданцева Дмитрия Николаевича производства по делу № 21-06/152-18АД об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее-врио руководителя УФАС по Камчатскому краю) от 04 июня 2018 года в отношении начальника Краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» (далее – КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края») Куданцева Д.Н. прекращено производство по делу № 21-06/152-18АД об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На постановление заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского Добженецким А.Б. принесен протест об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение на основании следующих доводов. В постановлении сделан вывод о том, что описание объекта закупки в извещении о проведении запроса котировок не противоречит правилам, установленным ст. 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Требования к участникам закупки, указанные в извещении о проведении запроса котировок, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 указанного Федерального закона, соответствуют требованиям законодательства РФ об осуществлении кадастровой деятельности к лицам, осуществляющим кадастровую деятельность, являющуюся объектом закупки. По указанным причинам, врио руководителя УФАС по Камчатскому краю необоснованно сделан вывод, что поскольку извещение запроса котировок не содержит положений, противоречащих требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, в действиях должностного лица начальника КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» Куданцева Д.Н. отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» в 2017 году организовано проведение запроса котировок на изготовление технического плана, технического отчета (технического паспорта), справки о технико-экономических показателях объекта капитального строительства «Группа жилой застройки в границах ул. Свердлова, ул. Хуторская в г. Елизово Камчатского края» (здание жилого дома № 3) (закупка № 0338200009617000029). Извещение о проведении запроса котировок и документации по ней размещены на официальном сайте

Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru) 08 ноября 2017 года. Указанное решение, в том числе о способе закупки принято на основании приказа начальника КГКУ «Служба, заказчика Министерства строительства Камчатского края» № 21-з от 27 октября 2017 года «Об осуществлении закупки». Проведенной проверкой установлено, что указанное решение о способе закупки путем проведения запроса котировок принято с нарушением требований действующего законодательства. Объектом закупки являлось изготовление технического плана, технического отчета (технического паспорта), справки о технико-экономических показателях объекта капитального строительства «Группа жилой застройки в границах ул. Свердлова, ул. Хуторская в г. Елизово Камчатского края» (здание жилого дома № 3). Согласно описанию объекта закупки, являющегося Приложением № 3 к извещению проведения запроса

котировок в состав работ входит изготовление Исполнителем в текстовом и графическом виде технического отчета (технического паспорта) на здание жилого дома по форме, утвержденной Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (утв. приказом Минземстроя РФ № 37 от 04 августа 1998 года, в редакции приказа Госстроя России № 199 от 04 сентября 2000 года), с экспликацией всех жилых и нежилых помещений, поэтажными планами, технико-экономическими показателями здания, выполненными на основании фактических обмеров. Технический отчет (технический паспорт) должен содержать фактические технико-экономические показатели здания, экспликации всех помещений, поэтажные планы с указанием фактических размеров, площадей, высот всех жилых и нежилых помещений на всех этажах здания. Вместе с тем, установление указанных требований по изготовлению технических отчетов (технических паспортов) в закупке совместно с требованиями о выполнении работ по изготовлению технических планов и размещение указанной закупки у участников, осуществляющих кадастровую деятельность является незаконным. В силу ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический отчет (технический паспорт), справки о технико-экономических показателях объекта капитального строительства не требуются для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, постановки объекта на кадастровый учет и государственной регистрации прав. Согласно котировочной заявке к участникам закупки предъявляются требования о соответствии Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вместе с тем, подготовка технических паспортов в рамках Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена. Не указан технический паспорт в числе документов, составляемых кадастровым инженером по результатам осуществления им кадастровой деятельности. До установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством и признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301, исключительно специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда. Возможность осуществления технического учета жилищного фонда и выдача технических паспортов иными хозяйствующими субъектами, указанными нормативными правовыми актами не предусмотрена. Соответственно, техническим паспортом можно считать только тот документ, который изготовлен по итогам технической инвентаризации специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации (БТИ). С учетом изложенного, закупка работ по изготовлению технических паспортов должна осуществляться у единственного поставщика на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных служб». Установление требований по изготовлению технических отчетов (технических паспортов) в закупке совместно с требованиями о выполнении работ по изготовлению технических планов и размещение указанной закупки у участников, осуществляющих кадастровую деятельность, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2. ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Прокурор г. Петропавловска-Камчатского участия в рассмотрении протеста не принимал, извещен, ходатайств не направлял.

В судебном заседании начальник КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» Куданцев Д.Н. участия не принимал, извещен, ходатайств не направлял.

09 августа 2018 года начальник КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» Куданцев Д.Н. направил в суд письменные возражения, указал, в частности, следующее. Исходя из позиции прокуратуры, до установления нового порядка осуществления государственного учета жилищного фонда и признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301, правом и возможностью на осуществление технической инвентаризации объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда, обладают только государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда (БТИ). Между тем, согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», такой деятельностью (кадастровой) является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установ-

ленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе. При этом указаний на то, что изготовление технических паспортов не обеспечивает подготовку документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, в Федеральном законе не содержится. Анализ положений Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (утв. приказом Минземстроя РФ № 37 от 04 августа 1998 года) показывает, что предусмотренные ею работы по учету жилищного фонда, по сути, являются кадастровыми работами. Таким образом, техническая инвентаризация жилищного фонда по сути своей является частью кадастровой деятельности. По этой причине полагал необоснованным довод прокуратуры о том, что закупка работ по изготовлению технических паспортов не может быть осуществлена совместно с закупкой работ по выполнению технических планов. Термин «технический паспорт» в извещении о закупке указан в скобках после основного термина «технический отчет», то есть является примерной расшифровкой понятия предмета закупки в целях облегчения потенциальным участникам формирования предложения для участия в закупке. Результатом закупки являются документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а не технический паспорт жилого фонда, что подтверждается актом приемки выполненных работ. Это также опровергает довод о том, что результатом закупки являются документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Несостоятельным является довод прокуратуры, что возможность осуществления технического учета жилищного фонда и выдача технических паспортов иными, кроме БТИ, хозяйствующими субъектами не допускается. В особенности с учетом необходимости обеспечения в условиях контрактной системы в сфере закупок защиты конкуренции, о которой не упоминается ни в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», ни в Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04 июня 1998 года № 37. Учитывая период издания этих документов, а также факты принятия новых нормативных правовых актов, регулирующих аналогичные и смежные правоотношения, в частности Федеральных законов от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и от 15 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости, и, в особенности, Федеральных законов от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данные нормативные документы следует применять с учетом ныне действующего федерального законодательства. По этой причине закупка осуществлена не с единственным исполнителем, а конкурентным способом. При этом, права государственных и муниципальных организаций технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда (БТИ) не нарушены, поскольку возможность их участия в закупке была обеспечена размещением соответствующего извещения в Единой информационной системе, а также конкретизацией предмета закупки в виде расшифровки терминов, о чем указано выше. По этой же причине к участникам закупки установлены требования о наличии специального права. Требования к участникам закупки, а также к документации о закупке установлены соответственно ст.ст. 31 и 33 Закона о контрактной системе. Заказчиком указанные требования соблюдены, что подтверждается и выводом прокуратуры об отсутствии доказательств того, что действия заказчика повлекли ограничение количества участников закупки, в связи с чем, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствуют. Просил в удовлетворении протеста отказать, решение врио руководителя Камчатского УФАС России от 04 июня 2018 года оставить без изменения.

Изучив доводы протеста, письменного возражения начальника КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» Куданцева Д.Н. от 09 августа 2018 года, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодатель-

ством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена указанной статьей, посягает на порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, установленный в главах 2 - 7 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Как следует из исследованных материалов дела, 27 октября 2017 года начальником КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» Куданцевым Д.Н. издан приказ № 21-3 об определении исполнителя по контракту на выполнение работ по изготовлению технического плана, технического отчета (технического паспорта), справки о технико-экономических показателях объекта капитального строительства «Группа жилой застройки в границах ул. Свердлова, ул. Хуторская в г. Елизово Камчатского края» (здание жилого дома № 3) с начальной (максимальной) ценой контракта 493 333 руб. 33 коп., путем проведения запроса котировок (л.д. 27).

27 октября 2017 года начальником КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» Куданцевым Д.Н. утверждено извещение о проведении запроса котировок. Объект закупки-изготовление технического плана, технического отчета (технического паспорта), справки о технико-экономических показателях объекта капитального строительства «Группа жилой застройки в границах ул. Свердлова, ул. Хуторская в г. Елизово Камчатского края» (здание жилого дома № 3). Согласно п. 6.2 извещения о проведении запроса котировок, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки: в соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «№ О государственном кадастре недвижимости» выполнение работ в отношении недвижимого имущества, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе может осуществляться лицом, обладающим специальным правом на осуществление кадастровой деятельности-кадастровым инженером (ст. 29 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости). Подрядчик должен являться членом саморегулируемой организации (СРО) кадастровых инженеров, иметь допуск СРО кадастровых инженеров для осуществления кадастровой деятельности в качестве кадастрового инженера. К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (л.д. 33-40).

Согласно Описанию объекта закупки, являющегося Приложением № 3 к извещению проведения запроса котировок, в состав работ входит изготовление Исполнителем в текстовом и графическом виде технического отчета (технического паспорта) на здание жилого дома по форме, утвержденной Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (утв. приказом Минземстроя РФ № 37 от 04 августа 1998 года, в редакции приказа Госстроя России № 199 от 04 сентября 2000 год), с экспликацией всех жилых и нежилых помещений, поэтажными планами, технико-экономическими показателями здания, выполненными на

основании фактических обмеров; технического плана здания жилого дома, в том числе жилых и нежилых помещений. Исполнитель должен на основании фактических обмеров всех внутренних помещений, и фасада здания, жилого дома представить технический отчет (технический паспорт) на здание жилого дома, в том числе, на все жилые и нежилые помещения, технические планы на здание жилого дома, справку о фактических технико-экономических показателях в надлежащем виде, без каких-либо помарок и исправлений. Исполнитель должен обеспечить качество работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации; в том числе, Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями и дополнениями), Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном, кадастре недвижимости» (с изменениями и дополнениями), Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся, в ней сведений» (с изменениями, и дополнениями), Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 марта 2016 года № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» (с изменениями и дополнениями). Исполнитель не должен допустить возможности принятия органом, осуществляющим кадастровый учет, решения об отказе в кадастровом учете объекта по причине некачественного изготовления технического плана. Технический отчет (технический, паспорт) выполняется по форме, утвержденной Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (утв. приказом Минземстроя РФ № 37 от 04 августа 1998 года, в редакции приказа Госстроя России № 199 от 04 сентября 2000 года). Технический отчет (технический паспорт) должен содержать фактические технико-экономические показатели здания, экспликации всех помещений, поэтажные планы с указанием фактических размеров, площадей, высот всех жилых и нежилых помещений на всех этажах здания. Вместе с тем, установление указанных требований по изготовлению технических отчетов (технических паспортов) в закупке совместно с требованиями о выполнении работ по изготовлению технических планов и размещение указанной закупки у участников, осуществляющих кадастровую деятельность, является незаконным (л.д. 41-43).

Приказом Министра строительства Камчатского края № 55-К от 03 апреля 2017 года Куданцев Д.Н. назначен на должность начальника КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» (л.д. 47).

Частью 2 ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В свою очередь, ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает, что в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

По результатам рассмотрения материалов прокурорской проверки, проведенной по поручению прокуратуры Камчатского края от 02 апреля 2018 года № 7-596-2017, 04 мая 2018 года заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского Добженецким А.Б. вынесено постановление о возбуждении в отношении начальника КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» Куданцева Д.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административном правонарушении, направленное на рассмотрение в УФАС России по Камчатскому краю (л.д. 1-16).

В постановлении о возбуждении дела от 04 мая 2018 года заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского Добженецкий А.Б. указал, что закупка работ по изготовлению технических отчетов (технических паспортов) не может быть осуществлена совместно с закупкой работ по выполнению технических планов и размещена среди участников, осуществляющих

кадастровую деятельность, требования к которым определены извещением проведения запроса котировок от 27 июня 2017 года, поскольку техническим паспортом объектов, относящихся к жилищному фонду, в соответствии с действующим законодательством, можно считать только тот документ, который изготовлен по итогам технической инвентаризации специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации (БТИ).

Постановлением врио руководителя УФАС по Камчатскому краю от 04 июня 2018 года прекращено в отношении начальника Краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» Куданцева Д.Н. производство по делу № 21-06/152-18АД об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения (л.д. 61-66).

Врио руководителя УФАС по Камчатскому краю исходил из того, что выполнение работ в отношении недвижимого имущества, включенных в объект Закупки, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения – изготовление технического плана, технического отчета (технического паспорта), справки о технико-экономических показателях объекта капитального строительства, является кадастровой деятельностью, следовательно указанные работы должны осуществляться лицом, обладающим специальным правом на осуществление кадастровой деятельности. Таким образом, описание объекта закупки в извещении о проведении запроса котировок не противоречит правилам, установленным ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ. Требования к участникам закупки, указанные в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, соответствуют требованиям законодательства РФ об осуществлении кадастровой деятельности к лицам, осуществляющим кадастровую деятельность, являющуюся объектом закупки.

Исследовав представленные на рассмотрение протеста материалы дела, доводы протеста и письменных возражений на протест, прихожу к следующему.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. 5 ст. 19 ЖК РФ, государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Согласно п. 5.2.47 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда федеральным органом исполнительной власти является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301 (далее – Постановление № 1301), установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).

В целях государственного учета жилищного фонда, БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, информационное - и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда (п. 7 Постановления № 1301).

Согласно п. 8 Постановления № 1301, техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

До установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и признания утратившим силу Постановления № 1301, исключительно специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда. Возможность осуществления технического учета жилищного фонда и выдача технических паспортов иными хозяйствующими субъектами указанными нормативными правовыми актами не предусмотрена.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее-Федеральный закон «О кадастровой деятельности») кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).

В силу ст. 37 Федерального закона «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.

Законом не предусмотрено возможности изготовления иных документов кадастровым инженером по результатам кадастровых работ.

Подготовка технических паспортов в рамках Федерального закона «О кадастровой деятельности» и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена. Не указан технический паспорт в числе документов, составляемых кадастровым инженером по результатам осуществления им кадастровой деятельности.

В силу изложенного, техническим паспортом можно считать только тот документ, который изготовлен по итогам технической инвентаризации специализированными государствен-

ными и муниципальными организациями технической инвентаризации (именуемыми также БТИ).

Как следует из материалов дела, объектом закупки являлось изготовление технического отчета (технического паспорта), справки о технико-экономических показателях объекта капитального строительства «Группа жилой застройки в границах ул. Свердлова, ул. Хуторская в г. Елизово Камчатского края» (здание жилого дома № 3).

Рассмотрев дело, врио руководителя УФАС по Камчатскому краю, сославшись на нормы ЖК РФ, Федерального закона «О кадастровой деятельности», Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, поскольку выполнение работ в отношении недвижимого имущества, включенного в объект закупки, является кадастровой деятельностью.

В силу ч. 8 ст. 47 Федерального закона «О кадастровой деятельности» впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Ранее действовавшими нормативными правовыми документами предусматривался различный порядок осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и жилищного фонда.

К ранее действовавшим нормативным актам в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства относится Постановление Правительства РФ от 04 декабря 2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства».

Между тем, в силу прямого требования ч. 4 ст. 19 ЖК РФ в отношении жилищного фонда, к которому относятся все жилые помещения, находящиеся на территории Российской Федерации, продолжает осуществляться государственный учет в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти.

Объект капитального строительства «Группа жилой застройки в границах ул. Свердлова, ул. Хуторская в г. Елизово Камчатского края» (здание жилого дома № 3) является объектом, относящимся к жилищному фонду, и, в силу приведенных выше положений законодательства, обладает особым статусом в вопросе технической инвентаризации.

Врио руководителя УФАС по Камчатскому краю необоснованно определил объект, в отношении которого извещением о проведении котировок предусмотрено проведение ряда работ, в том числе, изготовление технического отчета (технического паспорта), как «недвижимое имущество», применив излишне широкое понятие.

Сведения о принадлежности объекта капитального строительства к объектам, относящимся к жилищному фонду, указаны в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 04 мая 2018 года, однако врио руководителя УФАС по Камчатскому краю данные обстоятельства не учтены, объект капитального строительства расценен как недвижимое имущество в широком смысле данного понятия, что послужило основанием для прекращения производства по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

К тому же, в письменных объяснениях, представленных в ходе рассмотрения дела, начальник КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» ФИО2, не соглашаясь с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, ставит вопрос о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, тем самым, не оспаривая наличие события административного правонарушения (л.д. 54-56).

Факт исполнения работ по изготовление технического отчета (технического паспорта) не государственной или муниципальной организацией технической инвентаризации (БТИ), а иным лицом, в частности ИП ФИО5, подтверждается Актом № 83 от 22 декабря 2017 года (л.д. 59).

Согласно ч. 1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назна-

чении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Мотивированность постановления предполагает наличие в нем описания события, ставшего основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, анализа и оценки доказательств, положенных должностным лицом, рассмотревшим дело, в основу выводов о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство, выводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения либо выводов о наличии оснований для прекращения производства, ссылки на нормы закона, примененные при разрешении дела, описание и анализ иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.

При рассмотрении дела начальником КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» Куданцевым Д.Н. заявлен довод о том, что права государственных и муниципальных организаций технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда (БТИ) не нарушены, поскольку возможность их участия в закупке была обеспечена размещением соответствующего извещения в Единой информационной системе, а также конкретизацией предмета закупки в виде расшифровке терминов. По этой же причине к участникам закупки установлены требования о наличии специального права.

Вместе с тем, как следует из извещения о проведении запроса котировок, к участникам закупки предъявляются требования о соответствии Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»: физическое лицо должно обладать специальным правом на осуществление кадастровой деятельности; юридическое лицо обязано иметь в штате не мене двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность. Подрядчик должен являться членом саморегулируемой организации (СРО) кадастровых инженеров, иметь допуск СРО кадастровых инженеров для осуществления кадастровой деятельности в качестве кадастрового инженера.

Согласно п. 6.3 извещения о проведении запроса котировок, к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Тем самым, круг участников закупки ограничен, государственные или муниципальные организации технической инвентаризации (БТИ), в соответствии с указанным пунктом, были бы не допущены к участию в закупке.

Указанные доводы привлекаемого лица врио руководителя УФАС по Камчатскому краю не рассмотрены, правовая оценка им не дана, постановление вынесено без исследования всех обстоятельств дела.

В нарушение перечисленных требований закона, врио руководителя УФАС по Камчатскому краю не в полном объеме установил обстоятельства дела, не дал оценки всем доказательствам по делу в их совокупности, в связи с чем, изложенный в постановлении вывод является немотивированным.

Таким образом, в рассматриваемом случае врио руководителя УФАС по Камчатскому краю не были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства дела, не приняты во внимание и не оценены надлежащим образом все собранные доказательства по делу в совокупности со всеми материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлены юридически значимые обстоятельства дела, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела.

Изложенное свидетельствует о том, что при вынесении постановления врио руководителя УФАС по Камчатскому краю допустил существенные нарушения процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, что влечет отмену постановления.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного

нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, постановление врио руководителя УФАС по Камчатскому краю от 04 июня 2018 года подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в УФАС по Камчатскому краю, в ходе которого следует принять во внимание изложенное, исследовать все представленные доказательства, дать им правовую оценку, и вынести законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Протест заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского Добженецкого А.Б. - удовлетворить.

Постановление врио Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 04 июня 2018 года о прекращении в отношении начальника Краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» Куданцева Дмитрия Николаевича производства по делу № 21-06/152-18АД об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения, - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в УФАС по Камчатскому краю.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.П. Лаевская