Дело № 12-71/2021
Р Е Ш Е Н И Е
04 марта 2021 года г. Калининград
Судья Центрального районного суда г. Калининграда Стома Д.В.,
при секретаре Ушениной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бобровой ФИО7 на постановление № № от 23.10.2020 по делу об административном правонарушении в отношении Бобровой ФИО8 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФИО1 № № от 23.10.2020 ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.
Не согласившись с данным судебным постановлением, ФИО2 обратилась в суд с жалобой, указав, что ФАС России Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области выдано предписание от 08.11.2019 № № об устранении нарушений требований законодательства при установлении тарифов на 2016-2018 годы на водоснабжение и водоотведение для МП КХ «Водоканал». Считает, что изложенные в Предписании требования исполнены в полном объеме. Службой проведен анализ фактического поступления денежных средств по регулируемым видам деятельности Предприятия и постатейного расходования средств за период 2014 - 2018 годы помесячно и в разрезе услуг: водоснабжения и водоотведения. Для детального анализа показателей к содержащимся в тарифных делах материалам (первичным документам), в целях исполнения предписания МП КХ «Водоканал» была представлена дополнительная информация в ходе рассмотрения тарифного дела. В связи с большим объемом проанализированной информации в Экспертном заключении представлены свернутые итоговые данные. По результатам проведенного анализа общая сумма расходов на уплату процентов по кредитам за период 2014 - 2018 годов, включенная в тариф, составляет 180636 тыс. руб., при этом фактическая сумма расходов за данный период составила 225 201,7 тыс. руб. При исполнении Предписания ФАС России на основании данных проведенного анализа экономически необоснованные доходы Предприятия Службой не были выявлены, следовательно, Предписание ФАС России исполнено в полном объеме. Кроме того, считает, что при осуществлении административного производства, ФАС России были допущены грубые нарушения ее прав. Сообщением от 27.08.2020 (исх. № №) ФИО2 была уведомлена о необходимости явки 11.09.2020 в ФАС России для составления протокола по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ и невозможностью личного присутствия при осуществлении указанного процессуального действия ФИО2 подала ходатайство от 10.09.2020 № № о его проведении посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС) и об ознакомлении с материалами административного дела в режиме онлайн до начала процедуры составления протокола. ФАС России определением отказала в его удовлетворении. Отказ в удовлетворении ходатайства о составлении протокола посредством ВКС не связан с отсутствием технической возможности, а аргументирован отсутствием нормативного регулирования данного процессуального действия в режиме онлайн. При этом, ФАС России использует возможности ВКС для осуществления процессуальных действий в рамках административных производств. При указанных обстоятельствах, осуществить свое законное право на защиту при составлении в офисе ФАС России протокола об административном правонарушении ФИО2 могла лишь подвергая риску свое здоровье и жизнь, что является недопустимым как с позиции ст.ст. 20 и 41 Конституции РФ, так и норм КоАП, являющихся механизмом реализации указанных конституционных прав. Кроме того, в одном жилом помещении с ФИО2 проживает ее отец, ФИО3, < Дата > года рождения, являющийся инвалидом. Командировка в Москву несла также угрозу и его жизни и здоровью. Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение права на защиту, справедливое разбирательство, личное участие в составлении протокола. Правовыми последствиями указанных нарушений должно являться признание протокола от 11.09.2020 № № недопустимым доказательством по делу, влекущим отмену постановления о привлечении к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении № № составлен без участия ФИО2 и участия ее защитника, при этом, в нарушение указанных выше норм, протокол не содержит соответствующей записи о его составлении в ее отсутствие.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Защитник Кучушев К.А. в судебном заседании жалобу поддержал в полном объеме, просил отменить постановление. Дополнительно пояснил, что руководитель Службы не является субъектом привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания ФАС России, поскольку издавая приказ об установлении тарифов, фактически только оформляет решение, принятое коллегиальным органом – Правлением и самостоятельно принимать решение не правомочен.
Суд, изучив жалобу, исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, ФАС России, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрела материалы, связанные с установлением тарифов в сфере водоснабжения и(или) водоотведение для МП КХ «Водоканал» на 2016-2018 годы.
По результатам проведенного ФАС России анализа, Службе выдано предписание ФАС России от 08.11.2019 № № об устранении нарушений требований законодательства при утверждении тарифов в сфере водоснабжения и(или) водоотведения для МП КХ «Водоканал» на 2016-2018 годы.
В соответствии с пунктами 2-4 Предписания ФАС России, Службе в срок 29.12.2019 (включительно) предписано:
«2. устранить нарушения, допущенные Службой по государственному • лированию цен и тарифов Калининградской области при установлении ".фов на 2016-2018 гг. на водоснабжение и водоотведение для МП КХ :доканал», а именно:
- исключить из состава необходимых валовых выручек (далее - НВВ) 1 КХ «Водоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения 2020 года :не полученные доходы на выполнение инвестиционных программ в доли доступления средств от источника финансирования тариф на [логическое присоединение;
провести анализ расходов на эксплуатацию объекта «Очистные сооружения, г. Калининград», учтенных Службой в НВВ на водоотведение за 2015-2018 гг. в размере 381 971,98 тыс. руб., и исключить выявленные по результатам анализа экономически необоснованные и фактически не подтвержденные расходы из состава НВВ МП КХ «Водоканал» на водоотведение 2020 года;
- определить размер амортизационных отчислений по объектам, созданным в рамках реализации инвестиционных программ за счет бюджетных средств целевого финансирования и исключить данную величину (не являющуюся источником финансирования утвержденной приказом Службы от 30.11.2015 № 177-01в/15 (ред. от 29.11.2017) инвестиционной программы МП КХ «Водоканал» на 2016-2018 гг.) излишне учтенных Службой расходов за период с 2015 по 2018 гг., соответственно, из состава НВВ МП КХ «Водоканал» на водоотведение на 2020 год и на водоснабжение 2020 года;
- исключить из состава НВВ по водоотведению МП КХ «Водоканал» 2020 года 1 869,20 тыс. руб. по факту неисполнения мероприятий по текущему ремонту по результатам деятельности в 2014 году;
- провести анализ фактических расходов МП КХ «Водоканал» на ремонтные работы в 2015 году в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом мотивировочной части предписания и исключить выявленные по результатам анализа экономически необоснованные доходы МП КХ «Водоканал» по данной статье из состава НВВ МП КХ «Водоканал» на водоотведение 2020 года и на водоснабжение на 2020 год, соответственно;
- провести анализ расходов МП КХ «Водоканал» на уплату налогов на
имущество за период с 2014 по 2018 гг. в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом мотивировочной части предписания и исключить выявленные по результатам анализа экономически необоснованные доходы МП КХ «Водоканал» по данной статье из состава НВВ МП КХ «Водоканал» на водоотведение 2020 года и на водоснабжение 2020 года, соответственно;
- провести анализ расходов МП КХ «Водоканал» на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за период с 2014 по 2018 гг. в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом мотивировочной части предписания и исключить выявленные по результатам анализа экономически необоснованные доходы МП КХ «Водоканал» по данной статье из состава НВВ МП КХ «Водоканал» на водоотведение 2020 года и на водоснабжение 2020 года, соответственно.
3. Исключить из состава НВВ МП КХ «Водоканал» иные расходы, размер которых зависит от расходов, подлежащих исключению, указанного в пункте 2 резолютивной части предписания, согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406.
4. Принять и ввести в действие решение о корректировке тарифов на водоснабжение и водоотведение для МП КХ «Водоканал» (в том числе базового уровня операционных расходов), утверждённых Службой на 2019-2021 годы) с учетом исполнения требований, предусмотренных пунктами 2-3 резолютивной части предписания».
11.09.2020 заместителем начальника отдела нормативно-правовой работы и административного производства Управления регионального тарифного регулирования ФАС России в отношении должностного лица – руководителя (директора) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В обоснование указано, что Службой в нарушение пункта 2 резолютивной части Предписания ФАС России, а также пунктов 15, 24, 39,76 Основ ценообразования № 406, пункта 26 Правил регулирования № 406 не проведен анализ экономической обоснованности необходимости привлечения МП КХ «Водоканал» кредитов на покрытие кассовых разрывов, не произведено исключение расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам в связи с некорректным анализом выплат по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за период с 2014 по 2018 годы в сфере водоснабжения и водоотведения, а также отсутствует расчет формирования сумм кассовых разрывов помесячно с учетом суммы денежных средств на начало периода, платежей дебиторов, платежей поставщиков. Кроме того, Службой принят некорректный расчет формирования сумм кассовых разрывов, содержащий сведения без разделения по видам деятельности и в годовом выражении (без расшифровки помесячно), представленный на установление тарифов МП КХ «Водоканал», в котором, в том числе Службой, учитываются экономически необоснованные расходы: такие как аренда спортзала, членские взносы, корпоративные расходы, представительские расходы, благотворительность, консультационные услуги, оплата государственной пошлины за подачу иска по взысканию. Указанные расходы не могут являться обоснованными и необходимыми в целях осуществления регулируемых видов деятельности. Таким образом, тариф, утвержденный Приказом Службы от 17.12.2019 № 134-01окк/19 «О внесении изменений в Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18 декабря 2018 года № 111-01окк/18» принят с нарушением пунктов 2-4 Предписания ФАС России.
На основании постановления заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФИО1 № № от 23.10.2020 ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.
Доводы жалобы о том, что ФИО2 не является субъектом вмененного ей правонарушения, суд находит несостоятельными.
В соответствии с п. 1 Положения о службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2011 № 189, Служба является исполнительным органом государственной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов), а также контроля за их применением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 57 Положения о Службе, ее возглавляет руководитель (директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Калининградской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов
Пунктом 60 Положения о Службе, руководитель Службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и осуществление ею своих функций.
Распоряжением Губернатора Калининградской области от 27.11.2018 № 756-р ФИО2 назначена на должность руководителя (директора) Службы то государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, следовательно, ФИО2, является должностным лицом, несущим персональную ответственность за выполнение возложенных на орган регулирования задач и осуществление им своих функций.
Нарушений норм процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Из части 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться юридической помощью защитника.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что ФИО2 была надлежащим образом заблаговременно извещена о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поданные ею ходатайства в установленном законом порядке были рассмотрены лицом, составившим протокол об административном правонарушении, с вынесением мотивированного определения. Вопреки доводам жалобы, право на защиту не нарушено, так как предложенный ФИО2 способ составления протокола об административном правонарушении Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрен, обстоятельства, указанные в обоснование ходатайства не являются исключительными, препятствующими явке для составления протокола, кроме того, она не была лишена права направить в ФАС защитника.
Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимания другие доводы жалобы о фактическом исполнении Предписания Службой.
Согласно материалам дела, письмом от 24.12.2019 № № Службой направлена информация об исполнении Предписания ФАС России и документы, подтверждающие факт его надлежащего и полного исполнения, а именно: Протокол заседания правления Службы от 17.12.2019 № №; Экспертное заключение «Корректировка тарифов на водоснабжение МП КХ «Водоканал» на 2020 год»; Приказ Службы от 17.12.2019 № № «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18.12.2018 № 111-01 окк/18.
Так, во исполнение Предписания ФАС России Службой проведена корректировка цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на 2020 год МП КХ «Водоканал» и исключено из состава НВВ по водоснабжению и водоотведению 57400000 рублей, что отражено в протоколе от 17.12.2019 № №. В ФАС России представлен анализ поступления и расходования денежных средств при реализации инвестиционной программы МП КХ «Водоканал» в 2011-2015 годах в отсутствие инвестиционной программы МП КХ «Водоканал». На основании проведенного анализа баланса поступивших и использованных средств инвестиционной программы в полном объеме, Службой не было выявлено излишне полученных средств по всем источникам финансирования в сумме 65593,60 рублей, рассчитанного ФАС России, в том числе, по источнику финансирования в виде тарифа на технологическое подключение. По вопросу результата анализа расходов МП КХ «Водоканал» на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за период с 2014 по 2018 годы в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом мотивировочной части предписания и исключения выявленных по результатам анализа экономически необоснованных доходов МП КХ «Водоканал» по данной статье из состава НВВ 2020 года на водоотведение и водоснабжение, Служба поставила в известность ФАС России, что в период 2014 - 2018 годы предприятие действительно испытывало дефицит оборотных средств по причине существенных сумм выпадающих доходов в связи с недополучением выручки по объемам. В связи с чем, в целях обеспечения бесперебойной производственной деятельности, МП КХ «Водоканал» вынуждено было привлекать средства коммерческих кредитов под пополнение оборотных средств (финансирование кассовых разрывов). В состав тарифов за указанный период Служба принимала только суммы процентов к уплате, суммы возврата основного долга по кредитным обязательствам не включались в состав тарифов.
Службой проведен анализ фактического поступления денежных средств по регулируемым видам деятельности Предприятия и постатейного расходования средств за период 2014 -2018 годы помесячно и в разрезе услуг: водоснабжения и водоотведения. Для детального анализа показателей к содержащимся в тарифных делах материалам (первичным документам), в целях исполнения предписания МП КХ «Водоканал» была представлена дополнительная информация в ходе рассмотрения тарифного дела. В связи с большим объемом проанализированной информации в Экспертном заключении представлены свернутые итоговые данные. По данным анализа Службой установлены реальные кассовые разрывы. С целью качественного и своевременного выполнения возложенных на регулируемую организацию обязательств, а также недопущения нарушений трудового, налогового законодательства Российской Федерации, в период 2014 - 2018 годов на покрытие кассовых разрывов, образующихся из-за образования недополученных доходов в объеме 1528114,6 тыс. руб., МП КХ «Водоканал» привлекало коммерческие кредиты с целевым использованием - пополнение оборотных средств. По результатам проведенного анализа общая сумма расходов на уплату процентов по кредитам за период 2014 - 2018 годов, включенная в тариф, составляет 180636 тыс. руб., при этом фактическая сумма расходов за данный период составила 225 201,7 тыс. руб.
При исполнении Предписания ФАС России на основании данных проведенного анализа экономически необоснованные доходы Предприятия Службой не были выявлены.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что в действиях руководителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области ФИО2 отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку Предписание ФАС России об устранении нарушений требований законодательства при установлении тарифов на 2016-2018 года на водоснабжение и водоотведение для МП КХ «Водоканал» Службой исполнено.
Отсутствие вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу о нарушении, поскольку свидетельствует об отсутствии состава правонарушения.
Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания, не содержится состава административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФИО1 № 31/04/19.5-23/2020 от 23.10.2020 отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Бобровой ФИО9 прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья Д.В. Стома