Дело № 12-688/2018
Р Е Ш Е Н И Е
18 октября 2018 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ОМВД России по Черноморскому району ФИО3 на постановление Черноморского районного суда Республики Крым от 23 июля 2018 года № 5-180/2018,
у с т а н о в и л :
постановлением Черноморского районного суда Республики Крым от 23 июля 2018 года № 5-180/2018 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, представитель ОМВД России по Черноморскому району ФИО3 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление суда от 23 июля 2018 г., дело вернуть на новое рассмотрение.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение, что является основанием для его отмены.
В жалобе указано на то, что действия ФИО1 необходимо квалифицировать именно как мелкое хулиганство, т.е. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
В соответствии с частью 2 данной статьи те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Надлежащее извещение подразумевает, что судебное извещение должно быть направлено лицу, привлеченному к административной ответственности с таким расчетом, чтобы указанное лицо имело достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
КоАП РФ не содержит ограничений относительно использования различных средств связи для извещения лиц, участвующих в деле, однако, исходя из требований ст. 25.1 КоАП РФ, во всех случаях извещение должно быть произведено способом, позволяющим судье контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Статьей 25.2 КоАП РФ предусмотрено, что потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении № РК 217385/597 от 20.07.2018 г., ФИО1, 19 июля 2018 года в 12 часов 50 минут, находясь в общественном месте по ул. 60 лет Октября в п. Черноморское, из хулиганских побуждений повредил фонарь на шлагбауме, принадлежащий МКУ «Отдела АХО» администрации Черноморского района, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.1 КоАП РФ.
Согласно объяснений директора МКУ «Отдел АХО» администрации Черноморского района ФИО4 от 20.07.2018 г. (л.д. 4), сумма причиненного ущерба, в виде разбитого фонаря составила 10000 рублей.
Таким образом, из анализа приведенных выше положений закона в совокупности с обстоятельствами дела следует, что МКУ «Отдела АХО» администрации Черноморского района является по данному делу об административном правонарушении потерпевшим.
В силу положений ч. 3, 4 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Вместе с тем, как усматривается из материалов административного дела, представитель потерпевшего МКУ «Отдела АХО» администрации Черноморского района в судебном заседании не присутствовал и не был уведомлен судом о дне рассмотрения дела в суде первой инстанции на 23 июля 2018 года.
Учитывая, что одной из задач законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела судьей не обеспечено соблюдение необходимых процессуальных гарантий прав ООО МКУ «Отдела АХО» администрации Черноморского района на судебную защиту.
Потерпевший является самостоятельным участником производства по делу об административном правонарушении, и в его отсутствие дело может быть рассмотрено только при наличии в материалах дела достоверных сведений о том, что именно это лицо, а не его защитник, или представитель, было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела.
Таким образом, в данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении судьей первой инстанции не соблюден, дело было рассмотрено без участия потерпевшего – МКУ «Отдела АХО» администрации Черноморского района, а материалы дела не позволяют сделать вывод о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, в связи с чем, постановление Черноморского районного суда Республики Крым от 23 июля 2018 года № 5-180/2018 нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным, оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Срок привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу представителя ОМВД России по Черноморскому району ФИО3 на постановление Черноморского районного суда Республики Крым от 23 июля 2018 года № 5-180/2018 – удовлетворить.
Постановление Черноморского районного суда Республики Крым от 23 июля 2018 года № 5-180/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Тимошенко Е.Г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>