ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-689/2021 от 01.12.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-689/2021

Р Е Ш Е Н И Е

01 декабря 2021 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении, ФИО1 на постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 мая 2021 года по делу № 5-1271/2021,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14.05.2021 года по делу № 5-1271/2021 Общество с ограниченной ответственностью «Пегас» (далее – ООО «Пегас», Общество) привлечено к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Судьба алкогольной продукции (пива, пивных напитков, сидр) в объеме 15570 литров разрешена постановлением мирового судьи судебного участка № 209 Темрюкского района Краснодарского края от 17.12.2020 года по делу №5-827/2020 и уничтожена на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 года № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В удовлетворении заявления представителя МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу о возмещении процессуальных издержек в порядке ст. 24.7 КоАП РФ отказано.

В жалобе должностное лицо ФИО1 выражает несогласие с постановлением судьи, просит внести в него изменения в части взыскания издержек по делу об административном правонарушении и взыскать с ООО «Пегас» процессуальные издержки в размере 133953,48 рублей.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, проверив материалы дела, заслушав представителя МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу по доверенности ФИО3, жалобу поддержавшую; прихожу к следующему выводу.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1); на территории Российской Федерации не допускаются экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2), а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (статья 74, часть 1); при этом регулирование и защита прав и свобод, а также гражданское законодательство и установление правовых основ единого рынка находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "о").

Из названных конституционных положений следует, что федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно вводиться федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (статья 74, часть 2). При этом нормы, содержащие дополнительные требования и ограничения, должны устанавливаться с соблюдением принципа разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 10 и 11 Конституции Российской Федерации).

Государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и, об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

На основании ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии, как должностным лицом, так и организацией необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе "водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года №1459 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее Правила № 1459).

Согласно п. 4 Правил № 1459 участниками единой информационной системы, том числе, являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции или использующие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанола) или этиловый спирт для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий (далее - индивидуальные предприниматели).

В соответствии с п. 17 Правил № 1459 организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи указанной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 7, 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил, а именно, фамилия, имя, отчество, место жительства и идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя или сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза); номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и именования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции, об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий в единой информационной системе (далее - заявка о фиксации); сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес); сведения об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации алкогольной продукции, в том числе с указанием номеров федеральных специальных марок и акцизных марок, нанесенных на маркируемую алкогольную продукцию; сведения о списании продукции в случае брака или иных причин.

Приказом Минфина России от 15.06.2016 года N 84н утверждена форма и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе (далее Приказ № 84н).

Согласно разделу 1.1 Приказа № 84н заявка о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) информации о передаче, внутреннем перемещении, возврате алкогольной продукции представляется организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции (далее - организация), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи (далее - индивидуальный предприниматель), по месту осуществления деятельности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в срок не более трех рабочих дней с даты фактических передачи, внутреннего перемещения, возврата продукции.

В соответствии с разделом IV.I Приказа № 84н заявка о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции представляется на каждую ТТН, полученную от поставщика продукции, в рамках приема которой получатель желает принять продукцию или по которым получатель не хочет принимать продукцию, в течение 3 рабочих дней для городских поселений или 7 рабочих дней для сельских поселений со дня фактического получения ими алкогольной продукции.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения совместных мероприятий Управления и Отдела МВД России по <адрес> (письмо исх. от ДД.ММ.ГГГГ (вх. в Управление от ДД.ММ.ГГГГ № вх в <данные изъяты> часа <данные изъяты> минут сотрудниками ОР ДПС ОМВД России по <адрес> на <адрес> было остановлено грузовое транспортное средство марки «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак <данные изъяты> с полуприцепным фургоном «8НМ1ТС» 8К024, государственный регистрационный знак , под управлением водителя ФИО2, который осуществлял перевозку алкогольной продукции (пиво, пивные напитки) в ассортименте и безалкогольной продукции, поставщиком которой является ООО «ПЕГАС». При остановке указанного транспортного средства водителем были представлены товарно-транспортные накладные от ДД.ММ.ГГГГ на перевозимую им алкогольную продукцию и от ДД.ММ.ГГГГ на перевозимую безалкогольную продукцию.

В ходе проверки представленных документов установлено, что в системе ЕГАИС информация по товарно-транспортным накладным , 980 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Пегас» административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, подтвержден собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, копиями товарно-транспортных накладных , 980 от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами и иными, которым судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка

При таких обстоятельствах действия ООО «Пегас» по ст. 14.19 КоАП РФ правильно квалифицированы.

Административное наказание назначено в соответствии с положениями закона.

Порядок и срок привлечения предприятия к административной ответственности соблюдены.

Доводы жалобы должностного лица о необоснованном отказе во взыскании процессуальных издержек заслуживают внимания.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении состоят, в том числе из сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.

На основании ч. 3 данной статьи Кодекса издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относятся на счет указанных лиц, за исключением сумм, выплаченных переводчику.

Согласно ч. 4 указанной статьи Кодекса размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что алкогольная продукция, указанная в товарно-транспортных накладных , 980 от ДД.ММ.ГГГГ: пивной напиток «Отдых на пляже», объемом 330 л. в количестве 11 шт., пивной напиток «Виски-кола», объемом 330л. В количестве 7 шт., пивной напиток «Дыня», объемом 330 л. в количестве 5 шт., пивной напиток «Голубая лагуна», объемом 330 л. в количестве 13 шт., пивной напиток «Пинаколада», объемом 330 л. в количестве 24 шт., сидр «Яблоко», объемом 330 л. в количестве 24 шт., пивной напиток «Белый виноград» объемом 330 л. в количестве 24 шт., пивной напиток «Вишневый», объемом 330 л. в количестве 24 шт., пивной напиток «Английский эль», объемом 330 л. в количестве 6 шт., пивной напиток «Саперия», объемом 330 л. в количестве 3 шт., пиво «Чешское» оригинальное, объемом 330 л. в количестве 18 шт., пиво «Особое», объемом 330 л. в количестве 6 шт., пиво «Чешский гранат» темное, объемом 330 л. в количестве 6 шт., пиво светлое пастеризованное «Хорватское », объемом 330 л. в количестве 24 шт., всего 519 шт. объемом 15570л., - изъята из оборота сотрудниками Отдела МВД России по <адрес> в рамках КУСП от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ № у3-17846/15-63 изъятая алкогольная продукция передана на ответственное хранение в ОАО «Росспиртпром» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации мер по пресечению незаконного производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

ДД.ММ.ГГГГ МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу подано в суд по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ, в отношении ООО «Пегас» заявление о взыскании издержек по вывозу и хранению изъятой алкогольной продукции в размере 133953,48 рублей.

Размер издержек подтвержден представленными в дело: расчетом затрат по оказанию услуг по перевозке и хранению изъяты (конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 30.09.2020г., заявкой о вывозе и приеме на хранение продукции и (или) предметов в соответствии с государственным контрактом от 09.12.2019г., актом приема-сдачи услуг по вывозу продукции № Рс-2-29 от 30.09.2020г., актами приема-передачи 2020г.

Отказывая во взыскании издержек, судья первой инстанции руководствовался положениями ст. 24.7 КоАП РФ, неверно трактуя их. При таких обстоятельствах выводы судьи в данной части являются ошибочными и постановление судьи подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14.05.2021 года по делу № 5-1271/2021 о привлечении ООО «Пегас» к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ изменить.

Указать в резолютивной части постановления: издержки по делу, связанные с перевозкой и хранением изъятой алкогольной продукции в сумме 133953 рубля 48 копеек отнести на счет ООО «Пегас».

В остальной части это же постановление судьи оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>