ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-68/18 от 10.04.2018 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 12-68/2018

РЕШЕНИЕ

10 апреля 2018 года <...>

Судья Ялтинского городского суда Республики Крым Дацюк В.П.,

с участием представителя ООО «Карьер «Оползневое» ФИО1, должностного лица, принявшего оспариваемое постановление, ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении от 11 января 2018 года, вынесенное ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО2 №, которым директор общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч. 1ст. 8.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым ФИО2 № от 11 января 2018 года (далее – постановление) директор ООО «Карьер «Оползневое» ФИО3 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.4 ч.1 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении работ по рекультивации карьера «Оползневое» при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, чем нарушен пункт 6 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» и наложен штраф в размере 5000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Карьер «Оползневое» подал жалобу в суд, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить.

В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что ООО «Карьер «Оползневое» проводит рекультивацию земель, в соответствии с согласованным проектом с использованием материала общераспространенных полезных ископаемых. Проектом предусмотрена рекультивация земель карьера грунтами, в виде материала. В ходе проведения проверки, должностными лицами составлен акт, согласно которому отходы грунта, которые будут использоваться при проведении рекультивации, отнесены к 5 классу опасности, в связи с чем инспекторами сделан вывод о необходимости проведения экологической экспертизы проекта рекультивации карьера «Оползневое». Однако проектом рекультивации карьера «Оползневое» не предусмотрено использование каких-либо отходов 1-5 класса опасности. Материалом для проведения рекультивации согласно проекту является общераспространенные полезные ископаемые (натуральный камень разной фракции) и материал-грунт согласно ГОСТа 17.5.03-86. Кроме того, актом не зафиксировано использование в процессе рекультивации отходов 1-5 класса опасности, а в постановлении после описания грунта как отхода инспектор сам указывает на то, что проектом предусматривается использование материала-грунта согласно ГОСТа 17.5-03-86 чем сам себе противоречит. Таким образом, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ. Также должностное лицо вышло за рамки составленного им же акта проверки и протокола и установило дополнительные основания. Так, инспектор указывает на разработку отходов скальной вскрышной породы карбонатной практически не опасной, которые относятся к 5 классу опасности, при этом отбор проб отходов в рамках проверки аккредитованной лабораторией не проводился, процедура отнесения отхода к конкретному классу опасности не проводилась, ее результаты в деле отсутствуют. Также инспектор указывает на использование навоза как отхода в будущем на стадии рекультивации, однако использование навоза, как органического удобрения, предусмотрено проектом рекультивации. Кроме того, ссылается на то, что указанные объекты не являются отходами, относятся к побочным продуктам. Таким образом, считает, что проект рекультивации карьера «Оползневое» не подлежит обязательной экологической экспертизе, в связи с чем, отсутствует событие административного правонарушения.

В судебном заседании представитель директора ООО «Карьер «Оползневое» ФИО3 поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, просил удовлетворить в полном объеме.

Должностное лицо против удовлетворения жалобы возражало, просило в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, указанным в пояснениях, указало на необоснованность жалобы, полагало постановление законным и обоснованным

Исследовав материалы дела, дело об административном правонарушении № заслушав пояснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 14 декабря 2017 года № в период с 19 декабря 2017 года по 21 декабря 2017 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Карьер «Оползневое».

По результатам проверки составлен акт проверки от 21.12.2017 №

Согласно акту проверки от 21.12.2017 № в ходе проведения проверки установлен факт свидетельствующий о нарушении указанном в пункте 6 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе»:

- осуществляются работы по рекультивации карьера «Оползневое» при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

28 декабря 2017 года в присутствии представителя директора ООО «Карьер «Оползневое» ФИО3 – ФИО1, действующего на основании доверенности на право представления интересов от 27.12.2017 № 45 в отношении ООО «Карьер «Оползневое», ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении от 28.12.2017 №

Во время составления вышеуказанного протокола, ФИО1 заявил, о том, что ООО «Карьер «Оползневое» проводило работы по рекультивации карьера «Оползневое» на основании согласованного проекта рекультивации карьера «Оползневое» (письмо Министерства от 27.05.2017 № письмо Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым (далее - Госкомлес Крыма) от 13.01.2017 № ). Также ФИО1 заявил, что проект рекультивации «Карьера «Оползневое» не является объектом государственной экологической экспертизы, о чем дополнительно сообщается письме Госкомлеса Крыма от 13.01.2017 № , которое приобщено к материалам дела.

Согласно постановлению о привлечении к административной ответственности от 11 января 2018 года, в ходе проведенной внеплановой выездной проверки установлен факт проведения ООО «Карьера «Оползневое» работ по рекультивации карьера «Оползневое», а именно: 19 декабря 2017 года в 11 часов 30 минут экскаваторами осуществлялось формирование навалов общераспространенных полезных ископаемых, с целью пофракционной разбивки крупногабаритных валунов. Разбивка крупногабаритных валунов осуществлялась с помощью экскаватора имеющего стрелу гидромолот. Далее, с помощью колесного компрессора, имеющего отбойные пневматические молотки, получаемый камень разбивался на более мелкие фракции. Со слов рабочих, а так же директора ООО «Карьер «Оползневое» - ФИО3 данные работы по разбивке общераспространенных полезных ископаемых проводятся с целью обратной засыпки пазух и рвов имеющихся на территории карьера, что предусмотрено проектом рекультивации. Так же, с помощью бульдозера осуществлялись работы по исполнению угла откоса основания рекультивируемой террасы.

ФИО3 предоставлен должностному лицу проект рекультивации карьера «Оползневое».

Письмом Министерства от 27.05.2017 № данный проект был согласован. Вместе с тем, по мнению Министерства, указанный проект подлежит государственной экологической экспертизе в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе», что было прописано в данном письме.

Согласно письму ООО «Карьер «Оползневое» от 30.10.2017 № получена информация, что за период с марта 2017 года произведены работы по горно-техническому этапу рекультивации на площади 0,2 га, также было сообщено, что ООО «Карьер «Оползневое» ведет подготовку документов для прохождения государственной экологической экспертизы.

В акте проверки от 21.12.2017 № отражено, что согласно данным официального сайта (http://82.rpn.gov.ru/) Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Крым и городу Севастополю по состоянию на 19.12.2017 положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации карьера «Оползневое» ООО «Карьер «Оползневое» не получено, документы для ее прохождения поданы также не были.

Из проекта рекультивации карьера «Оползневое» следует, что разработка месторождения мраморовидных известняков велась с 1964 года Ялтинским спецкарьером Миндорстроя Украины с применением буровзрывных работ. С 1993 года промышленная эксплуатация карьера «Оползневое» прекращена решением Ялтинского городского совета (20-я сессия 21 созыв от 04.06.93).

Должностное лицо в обжалуемом постановлении указывает на то, что подсыпка породы в понижениях рельефа 2500 куб. м., заявленная к разработке в разделе 3.1.5 таблицы 13 проекта рекультивации карьера «Оползневое», ввиду отсутствия промышленной эксплуатации карьера является отходом производства в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно пункту 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются - проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

В соответствии с п.38 раздела 5 Постановления Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 N 99 (ред. от 25.07.2017) «Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», проекты рекультивации, связанные с выводом из эксплуатации объектов размещения отходов I - V классов опасности, при нарушении земель при размещении отходов I - V классов опасности и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, а также материалы технологического регламента на получение материала, используемого при рекультивации, подлежат государственной экологической экспертизе в соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, из указанных положений можно сделать однозначный вывод, что проект рекультивации подлежит экологической экспертизе в том случае, если рекультивации предназначены земли, нарушенные при размещении отходов I-V классов опасности, и земли, используемые, но не предназначенные для размещения отходов I-V классов опасности

Согласно п.1, 6 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: непредставление документации на экологическую экспертизу, реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы

Ответственность по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ наступает за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Должностное лицо в обжалуемом постановлении ссылается на отвал грунта, который является отходом, подсыпку породы в понижениях рельефа, что является размещением отхода, а также указывает на то, что планируется фактическое захоронение отходов V класса опасности, а также иные действия, которые связаны или будут связаны с размещением или обращением с отходами соответствующего класса опасности.

Вместе с тем, в ходе производства по делу и при вынесении постановления, которым директор ООО «Карьер «Оползневое» ФИО3 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, должностным лицом не приведено доказательств, подтверждающих факт образования отходов либо размещения отходов на землях, которые подлежат рекультивации.

Соответствующего заключения специалиста в материалах дела не имеется, морфологический состав грунта (отходов) не определен, сотрудники организации, уполномоченной на отбор проб грунта в целях определения его состава, не вызывались на место.

Факт размещения отходов, обращения с ними, по мнению должностного лица, как указывал последний в судебном заседании, определен при визуальном осмотре самим должностным лицом, при этом экспертом в данной области должностное лицо не является.

Как в протоколе, так и в постановлении указано лишь на возможное образование отходов, выводы должностного лица носят вероятностный вывод и основаны на предположениях, которые соответствующим образом не подтверждены.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие размещение и работу с отходами I-V класса опасности ООО «Карьер «Оползневое».

Таким образом, оспариваемое постановление вынесено без полного и всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении.

Кроме того, как усматривается из материалов дела письмом от 27 мая 2016 года № Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым согласовало «Проект рекультивации нарушенных земель на участке площадью 4,9 га, расположенном на территории Оползневского карьера Ялтинского горно-лесного природного заповедника г.Ялта Республики Крым» в части своей компетенции.

Письмом от 28 ноября 2017 года № Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым отозвало письмо от 27 мая 2016 года№ о согласовании «Проект рекультивации нарушенных земель на участке площадью 4,9 га, расположенном на территории Оползневского карьера Ялтинского горно-лесного природного заповедника г. Ялта Республики Крым».

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления от 11 января 2018 года, согласование Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым проекта рекультивации нарушенных земель было отозвано.

То есть на дату составления акта 19 декабря 2017 года предполагается, что работы ООО «Карьер «Оползневое» фактически осуществлялись без согласованного проекта.

Однако указанным обстоятельствам должностное лицо также оценку не дало, что также свидетельствует об отсутствии полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких данных, когда обжалуемое постановление не соответствует нормам КоАП РФ, принято без всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств дела, его нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении от 11 января 2018 года, вынесенное ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО2 № которым директор общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч. 1ст. 8.4 КоАП РФ, удовлетворить частично.

Постановление по делу об административном правонарушении от 11 января 2018 года, вынесенное ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым ФИО2 №, которым директор общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» ФИО3 привлечено к административной ответственности по ч. 1ст. 8.4 КоАП РФ, отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.П. Дацюк