ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-68/18 от 15.11.2018 Еткульского районного суда (Челябинская область)

Дело № 12-68/2018

РЕШЕНИЕ

с. Еткуль Челябинской области 15 ноября 2018 года

Судья Еткульского районного суда Челябинской области А.Н. Акатышев, при секретаре Бабинцевой О.А., с участием лица, привлеченного к административной ответственности - директора МКОУ «Каратабанская СОШ» ФИО1, защитника Извековой Т.А., представителя Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Челябинской области Уральского МУГАДН ФИО9., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Еткульского районного суда Челябинской области жалобу

директора МКОУ «Каратабанская СОШ» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 12 сентября 2018 года, вынесенное государственным инспектором Территориального отдела государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО11. о привлечении должного лица – директора МКОУ «Каратабанская СОШ»

ФИО1, <данные изъяты>

к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей,

установил:

директор МКОУ «Каратабанская СОШ» ФИО1 обратилась в Еткульский районный суд Челябинской области с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от 12 сентября 2018 года, вынесенное государственным инспектором Территориального отдела государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО13., которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, за то, что она, являясь должностным лицом – директором МКОУ «Каратабанска СОШ», не обеспечила доведение до водителей ФИО6 и ФИО7 необходимой информации путем проведения соответствующих инструктажей. Не проводится предрейсовый инструктаж. Содержание информации для проведения предрейсового инструктажа не соответствует установленным требованиям. При проведении предрейсового инструктажа водители не обеспечиваются необходимой информацией. Не проводятся сезонные инструктажи. Содержание информации для проведения сезонного инструктажа не соответствует установленным требованиям. При проведении сезонного инструктажа водители не обеспечиваются необходимой информацией. Не проводится специальный инструктаж. Не проведены специальные инструктажи в связи в вступлением в силу ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, которыми внесены изменения в ПП РФ « 1090 «О правилах дорожного движения» и ПП РФ « 1177 «Об утверждении порядка организованной перевозки группы детей автобусами». Водители ФИО6 и ФИО7 допущены к работе, связанной с управлением транспортных средств, без прохождения ими соответствующих инструктажей. Водители ФИО6 и ФИО7 не обеспечены необходимой информацией путем проведения соответствующего инструктажа, в связи с чем, нарушены требования пунктов 16, 17, 19, 20, 21, 23 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ; п. 4 ст. 20 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В жалобе директор МКОУ «Каратабанская СОШ» ФИО1 просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить по обстоятельствам, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ.

Директор МКОУ «Каратабанская СОШ» ФИО1 и ее защитник в судебном заседании доводы жалобы поддержали по указанным в ней основаниям.

Представитель Территориального отдела государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО14 в судебном заседании полагал, что жалоба ФИО1 не подлежит удовлетворению, основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Заслушав участников процесса, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 5 статьи 12.31.1 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения).

Согласно пункту 4 статьи 20 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом обязаны в том числе, обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила).

В силу пункта 3 Правил субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов.

К требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относятся: обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности; обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях (пункт 4 Правил).

Пункт 5 Правил предусматривает, что при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 названных Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к данному приказу (далее - Перечень).

Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев.

Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оформляются документально.

В соответствии с п. 16 Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей информацией, указанной в данном пункте, которая, в силу п. 17 Правил, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уполномоченными должностными лицами органа государственного транспортного надзора в отношении МКОУ «Каратабанская СОШ» проведена плановая выездная проверка.

В ходе проверки установлены следующие нарушения вышеуказанных пунктов Правил: не проводится предрейсовый инструктаж; содержание информации для проведения предрейсового инструктажа не соответствует установленным требованиям; при проведении предрейсового инструктажа водители не обеспечиваются необходимой информацией; не проводятся сезонные инструктажи; содержание информации для проведения сезонного инструктажа не соответствует установленным требованиям; при проведении сезонного инструктажа водители не обеспечиваются необходимой информацией; не проводится специальный инструктаж; не проведены специальные инструктажи в связи в вступлением в силу ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, которыми внесены изменения в ПП РФ « 1090 «О правилах дорожного движения» и ПП РФ «Об утверждении порядка организованной перевозки группы детей автобусами»; водители ФИО6 и ФИО7 допущены к работе, связанной с управлением транспортных средств, без прохождения ими соответствующих инструктажей; водители ФИО6 и ФИО7 не обеспечены необходимой информацией путем проведения соответствующего инструктажа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора МКОУ «Каратабанская СОШ» к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

Приказом отдела образования Еткульского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена на должность директора МКОУ «Каратабанская СОШ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица (статья 2.4 КоАП РФ).

ФИО1 на момент совершения административного правонарушения являлась должностным лицом – директором МКОУ «Каратабанская СОШ» и подлежит административной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).

Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности.

Факт совершения директором МКОУ «Каратабанская СОШ» данного административного правонарушения подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением о проведении плановой выездной проверки (18)0169П от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки (18)0270 от ДД.ММ.ГГГГ, приложением к акту проверки (18)0270 от ДД.ММ.ГГГГ, проверочным листом, журналами инструктажей и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, директор МКОУ «Каратабанская СОШ» ФИО1 совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Суд учитывает, что ненадлежащее оформление журналов инструктажей водителей не повлекло вредных последствий и существенного вреда охраняемым законом общественным отношениям, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (основной непосредственный объект), указанные нарушения были устранены в течение короткого промежутка времени.

Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства дела, при наличии всех признаков состава административного правонарушения, действия ФИО1 вышеуказанные действия не повлекли и не могли повлечь серьезных негативных последствий либо причинить значительный ущерб общественным интересам, что свидетельствует о низкой степени общественной опасности совершенного деяния.

Как разъяснено в абз. 2 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственным инспектором Территориального отдела государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО19. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении директора МКОУ «Каратабанская СОШ» ФИО1 отменить.

Освободить директора МКОУ «Каратабанская СОШ» ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.

Производство по делу прекратить.

Судья А.Н. Акатышев