ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-68/19 от 08.07.2019 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

г. Городец 8 июля 2019 года

Судья Городецкого городского суда Нижегородской области Ситникова Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу

МУП «Тепловые сети», юридический адрес: <...>, ОГРН <***>,

- на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Городецкого судебного района Нижегородской области от 29 апреля 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Городецкого судебного района Нижегородской области от 29 апреля 2019 года МУП «Тепловые сети» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ.

Как следует из постановления мирового судьи судебного участка № 3 Городецкого судебного района Нижегородской области, МУП «Тепловые сети», расположенное по адресу: <...>, совершило административное правонарушение, выразившееся в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения, а именно: не разработало (отсутствует паспорт безопасности опасного объекта – система теплоснабжения г.Городец), в нарушение п. «а» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (далее ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»); приказа МЧС РФ от 04 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» (далее Приказ МЧС РФ № 506); ст. 12 Закона Нижегородской области от 04 января 1996 г. № 17-3 «О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера» (далее Закон Нижегородской области «О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера»).

Не согласившись с постановлением мирового судьи, МУП «Тепловые сети» обратилось в Городецкий городской суд Нижегородской области с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Как следует из текста жалобы, типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений». Опасные объекты подразделяются на критически важные объекты Российской Федерации и потенционально опасные объекты. К реестру потенционально опасных объектов и критически важных объектов система теплоснабжения г.Городец не относится. Паспорт безопасности опасного объекта – система теплоснабжения г.Городец был разработан и заказным письмом направлен в Департамент региональной безопасности Нижегородской области 26 марта 2019 года.

Представители МУП «Тепловые сети» в судебном заседании жалобу поддержали, пояснив, что в соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» опасными объектами являются потенциально опасные объекты и критически важные объекты. Именно такие объекты составляют паспорт безопасности опасного объекта. Списки таких объектов формируют территориальные органы МЧС России. МУП «Тепловые сети» не относится к потенциально опасным объектам и критически важным объектам и не включено в соответствующие списки. Необходимость разработки паспорта безопасности опасного объекта возникает после того, как объект будет включен установленным порядком в перечень ПОО, формируемый территориальными органами МЧС России. После включения объекта в перечень ПОО организации, эксплуатирующие ПОО и объекты жизнеобеспечения, организуют разработку и оформление паспорта безопасности опасного объекта. Предприятием ежегодно разрабатываются планы основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Представитель Департамента региональной безопасности Нижегородской области с доводами жалобы МУП «Тепловые сети» полностью не согласен, считает вынесенное мировым судьей постановление законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению. Дополнив, что в ходе проведения проверки было выявлено нарушение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно, требование приказа МЧС России № 506, в котором определена необходимость разработки паспортов безопасности для объектов, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнических сооружений, в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Так, было установлено, что в МУП «Тепловые сети» не разработан (отсутствует) паспорт безопасности опасного объекта – системы теплоснабжения г.Городец. В МУП «Тепловые сети» имеются: свидетельство о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов системы теплоснабжения г.Городец - 3 класс опасности и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Эти документы представлены в ходе проверки.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья, пересматривающий дело об административном правонарушении по жалобе, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно преамбуле Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», настоящий закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как закреплено в ст. 14 данного закона, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Приказом МЧС России № 506, в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13 ноября 2003 года № 4, подпункт 5а) принято решение «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 года протокол № 4 «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (подпункт 5а) разработаны методические указания по разработке паспорта безопасности опасного объекта, утвержденные Письмом МЧС России от 19 августа 2004 г. № 432933-9, которыми установлено, что паспорт безопасности разрабатывается на объектах использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации (п.2).

Согласно п. 3 Приказа МЧС Российской Федерации № 506, паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач: определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения; определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах; оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте (пункт 3).

Статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные вещества.

На основании ст. 12 Закона Нижегородской области «О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке территориальному органу федерального органа исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Совокупный анализ приведенных норм свидетельствует о том, что разработка паспорта безопасности на опасный производственный объект является предусмотренной законодательством обязанностью в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как установлено в судебном заседании, 11 апреля 2019 года в 10.00 часов МУП «Тепловые сети», расположенное по адресу: <...>, совершило административное правонарушение, выразившееся в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения, а именно: не разработало (отсутствует паспорт безопасности опасного объекта – системы теплоснабжения г.Городец.

Названные обстоятельства подтверждаются:

- протоколом об административном правонарушении №11 от 11 апреля 2019 года;

- приказом Департамента региональной безопасности Нижегородской области №14-н от 19 марта 2019 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Тепловые сети» с целью контроля за соблюдением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- актом проверки Департамента региональной безопасности Нижегородской области №14 от 11 апреля 2019 гола, согласно которому не разработан (отсутствует) паспорт безопасности опасного объекта – система теплоснабжения г.Городец в нарушение п. «а» ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера; Приказа МЧС РФ № 506; ст. 12 Закона Нижегородской области «О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера»;

- копией постановления арбитражного суда кассационной инстанции от 14 марта 2019 года по делу№А43-17337/2018;

- копией письма МУП «Тепловые сети» адресованным и.о. департамента региональной безопасности Нижегородской области от 26 марта 2019 года;

- предписанием №14 по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Указанные доказательства, как в их совокупности, так и каждое из них в отдельности, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ) являются относимыми и допустимыми, полученными в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств являлась достаточной для вывода мирового судьи о наличии в действиях (бездействии) МУП «Тепловые сети» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ.

Вывод суда первой инстанции о том, что МУП «Тепловые сети» как собственник опасного объекта, имеющее свидетельство о регистрации опасных производственных объектов, обязано иметь оформленный в установленный с нормами действующего законодательства паспорт безопасности опасного объекта (в данном случае в отношении системы теплоснабжения), правомерен, так как основан на анализе положений Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», положений Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также приведенного выше Приказа МЧС России № 506.

В этой связи довод жалобы о том, что МУП «Тепловые сети» не включено в перечень критически важных и потенциально опасных объектов, исключительно в отношении которых, по смыслу Приказа МЧС России № 506, необходима разработка паспорта безопасности опасного объекта, соответственно МУП «Тепловые сети» не должно оформлять паспорт безопасности опасных объектов, обоснованным не является. МУП «Тепловые сети» эксплуатирует пожаровзрывоопасный, опасный производственный объект, который и упоминается в п. 2 приложения к Приказу № 506 как объект, на который необходимо оформление паспорта безопасности опасного объекта.

Рассматриваемые правоотношения регулируются конкретными нормами законов и приказом МЧС Российской Федерации, которые приведены выше, на совокупном правовом анализе которых судом первой инстанции сделаны соответствующие правильные выводы.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.

Согласно ответа ГУ МЧС России по Нижегородской области №7608-3-1-9 от 4 июля 2019 года на запрос следует, что при наличии у организации объектов, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, обязательно разработка паспорта безопасности на каждый опасный объект.

Таким образом, при рассмотрении дела мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ все имеющиеся в деле доказательства были исследованы и оценены в совокупности, и был сделан обоснованный вывод о наличии события правонарушения и виновности МУП «Тепловые сети» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ.

Доводы о наличии на объекте паспорта безопасности опасного объекта – системы теплоснабжения г. Городца, который в настоящее время направлен в ГУ МЧС России по Нижегородской области, не опровергает наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Процессуальных нарушений со стороны мирового судьи не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судьей не установлено.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения МУП «Тепловые сети» к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек.

При вынесении постановления о привлечении к административной ответственности мировой судья правильно применил нормы материального и процессуального права.

Административное наказание назначено МУП «Тепловые сети» в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, с применением положений ст.4.1 ч.3.2 КоАП РФ, оно адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и правовых оснований для отмены судебного постановления, как и прекращения производства по данному делу об административном правонарушении, не имеется.

Таким образом, судья считает постановление мирового судьи законным и обоснованным, и по доводам жалобы отмене не подлежащим, поэтому его следует оставить без изменения, а жалобу МУП «Тепловые сети» - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Оставить без изменения постановление мирового судьи судебного участка № 3 Городецкого судебного района Нижегородской области от 29 апреля 2019 года о привлечении МУП «Тепловые сети» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, а жалобу МУП «Тепловые сети» - без удовлетворения.

Судья Городецкого городского суда Н.К.Ситникова