Дело №12-68/2019
РЕШЕНИЕ
22 марта 2019 года г. Волхов
Судья Волховского городского суда Ленинградской области Десятниченко И.А., при секретаре Дюдиной Е.С., рассмотрев жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Ремонтно-строительная организация» (далее ООО «РСО») ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 от 24 декабря 2018 года о назначении должностному лицу-генеральному директору ОАО «Ремонтно-строительная организация» ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с участием
главного специалиста Восточного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО2,
защитника ФИО1- Говди М.И., действующего на основании доверенности от 18 февраля 2019 года, которому разъяснены положения ст.25.5 КоАП РФ,
отводов не заявлено,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 от 24 декабря 2018 года генеральный директор ОАО «РСО» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, за совершение которого ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении № ******/Д от 07 декабря 2018 года, генеральным директором ОАО «РСО» (юридический адрес: ******) ФИО1 не соблюдены экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно: нарушены требования Порядка представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов, предоставляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 23 августа 2016 года №3. ОАО «РСО» осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых (песка) на территории месторождения «Кисельня» (кадастровый № ******) на основании лицензии серия ЛОД № ****** ТЭ, со сроком действия 01 декабря 2019 года. Офис ОАО «РСО» находится по адресу: ******, офис 2.2. Согласно сведениям единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ОАО «РСО» является субъектом малого предпринимательства (микропредприятие), в результате осуществления деятельности которого, согласно отчетности в 2017 году образовались отходы производства и потребления: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4 класса опасности, подлежащий размещению, и отход лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные 5 класса опасности, подлежащие использованию (переработке). В представленной ОАО «РСО» отчетности не указаны сведения: не указаны реквизиты договора с ООО «Леноблтранс», которому передан лом черных металлов; акт сдачи- приемки отходов между ОАО «РСО», ООО «Транс- Эко» и ООО «Лель- Эко» не имеет подписей и печатей сторон; в п.п. «г» п. 9.4 неверно указано обращение с отходами: «размещение» (согласно акту выполненных работ «переработка»); в акте приема-передачи лома черных металлов не указаны реквизиты договора, по которому переданы отходы; не приложена копия договора на передачу лома черных металлов с ООО «Леноблтранс». В результате представленные ОАО «РСО» материалы не учтены Управлением как отчетность. Генеральный директор, согласно Уставу, осуществляет руководство ОАО «РСО» и несет ответственность за соответствие деятельности предприятия требованиям законодательства, в том числе, за соблюдение норм и требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, установленные ч.8 ст. 18 Федерального Закона от 24 июня 1998 года «89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 11 приказа управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 23 августа 2016 года №3. Таким образом, ОАО «РСО» по вине генерального директора ФИО1 не соблюдены экологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
14 января 2019 года в Волховский городской суд Ленинградской области поступила жалоба генерального директора ОАО «РСО» ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области от 24 декабря 2018 года, в которой он просит заменить наказание в виде административного штрафа предупреждением, поскольку отчетность в Департамент Росприроднадзора по СЗФО направлена 15 января 2018 года, отсутствие сведений в отчетности является нарушением требований в части оформления таковой отчетности, реального причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среды не было.
30 января 2019 года в Волховский городской суд Ленинградской области поступили материалы дела об административном правонарушении.
Защитник Говди М.И., в судебном заседании полностью поддержав доводы, изложенные в жалобе генеральным директором ОАО «РСО» ФИО1, полагал, что материалами дела виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения не доказана, поскольку отчетность в Департамент Росприроднадзора направлена 15 января 2018 года, то есть в срок. Отсутствие сведений в отчетности является нарушением требований в части оформления таковой отчетности, реального причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среды не причинено. Кроме того, просил учесть, что правонарушение ФИО1 совершено впервые; вредные последствия в связи с предоставлением отчетности с небольшими неточностями не наступили, и какого-либо существенного вреда не причинено. Просил изменить постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области от 24 декабря 2018 года в части наказания, заменив административный штраф предупреждением.
Должностное лицо Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области - главный специалист Восточного отдела департамента государственного экологического надзора ФИО2 полагала, что постановление от 24 декабря 2018 года, вынесенное в отношении ФИО1 необходимо оставить без изменения. В судебном заседании пояснила, что Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области на основании информации, поступившей из управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами поступило письмо, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в области обращения с отходами производства и потребления, совершенного ОАО «РСО». Приказом Управления от 23 августа 2016 года №3 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов, предоставляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Управлением в ходе рассмотрения отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов, предоставляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору за 2017 год в предоставленной ОАО «РСО» отчетности выявлены нарушения Порядка: не указаны реквизиты договора с ООО «Леноблтранс», которому передан лом черных металлов; акт сдачи- приемки отходов между ОАО «РСО», ООО «Транс- Эко» и ООО «Лель- Эко» не имеет подписей и печатей сторон; в п.п. «г» п. 9.4 неверно указано обращение с отходами: «размещение» (согласно акту выполненных работ «переработка»); в акте приема- передачи лома черных металлов не указаны реквизиты договора, по которому переданы отходы; не приложена копия договора на передачу лома черных металлов с ООО «Леноблтранс». В результате предоставленные ОАО «РСО» материалы не учтены Управлением как отчетность. После анализа тяжести выявленных нарушений, их потенциальной опасности для животных, растений, окружающей среды, с учетом недопущения необоснованного ограничения прав и законных интересов ОАО «РСО» 07 декабря 2018 года составлен протокол об административном правонарушении, и 24 декабря 2018 года вынесено постановление о привлечении генерального директора ОАО «РСО» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, поскольку допущенные по вине генерального директора ОАО «РСО» ФИО1 нарушения существенно посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок в области обращения с отходами и охраны окружающей среды, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Существенная угроза охраняемым общественным правоотношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ФИО1 к исполнению своих публично-правовых обязанностей к формальным требованиям публичного права.
Изучив материалы дела, выслушав доводы защитника Говди М.И., главного специалиста Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО2, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществам.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом наступления последствий не требуется, деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
Событие административного правонарушения - это подтвержденный факт совершения лицом деяния, за которое КоАП РФ предусматривает ответственность.
Статьей 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ определены основы нормирования в области охраны окружающей среды. Согласно п.1 названной статьи закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» целью установления нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение является предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в результате деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с образованием отходов.
На основании п.8 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года №903.
Порядок предоставления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов, предоставляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее- Порядок) утвержден Приказом Управления от 23 августа 2016 года №3. Согласно п.11 Порядка установлено, что документы, не соответствующие по содержанию требованиям, установленным подпунктами 9.1-9.5 пункта 9 настоящего Порядка, а также документы, представленные позже срока, установленные пунктом 5 настоящего Порядка, не могут считаться Отчетностью и учитываться в качестве таковой. В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) субъектами малого и среднего предпринимательства обязанности по предоставлению Отчетности индивидуальные предприниматели и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года №721. Согласно п.5 Порядка учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ОАО «РСО» не соблюдены экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, поскольку в предоставленной ОАО «РСО» отчетности не указаны необходимые сведения.
Согласно п.2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года №50, лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Таким образом, отсутствие Отчетности приравнивается к отсутствию лимитов на размещение отходов.
По данному факту государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО «РСО» ФИО1 по ст.8.2 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором ОАО «РСО» административного правонарушения и виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: сведениями о юридических лицах и индивидуальных предпринимателей представивших Отчетность с нарушениями Порядка (л.д. 27), отчетом об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (л.д. 28 оборотная сторона-30), лицензией ООО «НППФ Эко- Маркетинг» от 29 ноября 2016 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности (л.д. 30 оборотная сторона), лицензией ООО «Транс-Эко» от 28 марта 2016 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности (л.д. 31), договором № ****** на сбор, транспортирование и размещение отходов хозяйствующего субъекта от 01 сентября 2016 года заключенного между ООО «Лель- Эко», ООО «Транс-Эко» и ОАО «Ремонтно-строительная организация» (л.д. 32-34), дополнительным соглашением к договору об оказании услуг № ****** от 01 сентября 2016 года от 30 декабря 2016 года (л.д. 35), договором № ****** от 23 января 2017 года, заключенным между ООО «Научно-производственная и проектная форма Эко-Маркетинг» и ОАО «Ремонтно-строительная организация» по сбору и транспортировке отходов 5 класса опасности (л.д. 36-39), актом № ****** от 29 декабря 2017 года сдачи-приемки отходов за 4 квартал 2017 года (л.д. 40), актом № ****** от 30 сентября 2017 года сдачи-приемки отходов за 3 квартал 2017 года (л.д. 41), актом № ****** от 30 июня 2017 года сдачи -приемки отходов за 2 квартал 2017 года (л.д. 42), актом № ****** от 31 марта 2017 года сдачи- приемки отходов за 1 квартал 2017 года (л.д. 43), актом приема-передачи отходов хозяйствующего субъекта за 1 квартал 2017 года (л.д. 44-45), актом № ******.1-03 сдачи-приемки выполненных работ от 31 января 2017 года (л.д. 46), актом № ****** сдачи-приемки выполненных работ от 31 января 2017 года (л.д. 47-56), уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 21 ноября 2018 года (л.д. 58), выписка ЕГРП от 06 декабря 2018 года (л.д. 61), протоколом об административном правонарушении № ******/Д от 07 декабря 2018 года, зафиксировавшем место, время, событие и обстоятельства правонарушения (л.д. 63-65), определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № ******/Д от 07 декабря 2018 года (л.д. 66) и другими материалами.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должное лицо обоснованно пришло к выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Поскольку государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ленинградской области выявлено, что ОАО «РСО», являющееся субъектом малого предпринимательства (микропредприятие), осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых (песка) на территории месторождения «Кисельня» (кадастровый № ******)), в результате осуществления деятельности которого в 2017 году образовались отходы производства и потребления, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4 класса опасности, подлежащий размещению, и отход лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные 5 класса опасности, подлежащие использованию (переработке), и в представленной ОАО «РСО» отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов не указаны необходимые сведения: не указаны реквизиты договора с ООО «Леноблтранс», которому передан лом черных металлов; акт сдачи-приемки отходов между ОАО «РСО», ООО «Транс-Эко» и ООО «Лель-Эко» не имеет подписей и печатей сторон; в п.п. «г» п. 9.4 неверно указано обращение с отходами: «размещение» (согласно акту выполненных работ «переработка»); в акте приема-передачи лома черных металлов не указаны реквизиты договора, по которому переданы отходы; не приложена копия договора на передачу лома черных металлов с ООО «Леноблтранс», данные материалы не были учтены Управлением.
Согласно Уставу, генеральный директор ОАО «РСО» осуществляет руководство ОАО «РСО» и несет ответственность за соответствие деятельности предприятия требованиям законодательства, в том числе, за соблюдение норм и требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, установленные ч.8 ст.18 Федерального Закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.11 приказа Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 23 августа 2016 года №3.
Таким образом, ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы не опровергают исследованные доказательства, не доверять которым оснований не имеется, и которые объективно отражают событие административного правонарушения, и вину ФИО1, основанием для привлечения которого к административной ответственности по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, послужило отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Вывод о наличии его вины в совершении административного правонарушения сделан должностным лицом в соответствии с требованиями ст.ст.2.1, 2.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса РФ об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
С учетом установленных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера и тяжести наступивших последствий, прихожу к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью допущенного правонарушения, формально образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, но по своему характеру, отсутствию тяжких последствии, не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.2.9, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 от 24 декабря 2018 года, которым генеральный директор ОАО «»Ремонтно-Строительная организация» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере десяти тысяч рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО «РСО» ФИО1 прекратить, освободив ФИО1 от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, ввиду его малозначительности, и ограничиться устным замечанием.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд, через Волховский городской суд в течение 10 суток, со дня вручения копии решения.
Судья: И.А. Десятниченко