ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-68/19 от 25.09.2019 Сарапульского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 12-68/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

25 сентября 2019 года г. Сарапул УР

Судья Сарапульского районного суда Удмуртской Республики Русинов В.В.,

при секретаре Фуфачевой Н.В.,

рассмотрев жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива «40 лет Победы» на постановление мирового судьи судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики по делу об административном правонарушении от 19 августа 2019 года, которым юридическое лицо

Сельскохозяйственный производственный кооператив «40 лет Победы», расположенный по адресу: УР, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>,

привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Каракулинского района УР от 19 августа 2019 года Сельскохозяйственный производственный кооператив «40 лет Победы» (далее СПК «40 лет Победы») привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ за то, что воспрепятствовал законной деятельности должностных лиц, а именно: не обеспечил беспрепятственный допуск должностных лиц Министерства финансов УР, входящих в состав проверочной группы, в помещение СПК «40 лет Победы» и на территорию объектов данного кооператива; не предоставил своевременно и в полном объеме должностным лицам Министерства финансов УР документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий; не предоставил место для проведения выездной проверки в служебном помещении по месту нахождения объекта контроля и (или) по месту фактического осуществления им деятельности, что сделало невозможным проведение проверки. СПК «40 лет Победы» назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

СПК «40 лет Победы» обратился с жалобой на указанное постановление, просит его отменить по следующим основаниям: судом не были надлежащим образом изучены обстоятельства, послужившие непредставлению СПК «40 лет Победы» истребуемой информации в срок до ДД.ММ.ГГГГ., причины указанных действий, а также приложенные к материалам дела документы. Согласно письмам, направленным СПК «40 лет Победы» в адрес Министерства от 09.07.2019 № 245 и от 15.07.2019 № 259, заявитель гарантировал предоставление доступа, а также предоставление всей истребуемой информации уполномоченным сотрудникам Министерства, после обоснования надзорным органом законности проведения контрольного мероприятия. Указанные действия заявителя явились следствием незаконных действий Министерства, выявленные Прокуратурой УР в рамках проведенной проверки, выраженные в нарушении порядка при организации и проведении в отношении СПК «40 лет Победы» встречной проверки ДД.ММ.ГГГГ без приказа министра. В связи с чем, министру финансов УР прокуратурой было внесено представление (письмо Прокуратуры УР от 31.07.2019 №7-446-2019/15510). Несмотря на тот факт, что заявителем были предприняты все меры, для того, чтобы факт проведения Министерством проверки соответствовал нормам закона, ответ от Министерства на свои заявления получил лишь после возбуждения производства об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ (письмо Министерства от 18.07.2019 №3565). Со стороны заявителя были предприняты все необходимые действия для осуществления проведения Министерством контрольного мероприятия, что доказывает отсутствие умысла у СПК «40 лет Победы» в воспрепятствовании проведении проверки. Судом не истребованы представление Прокуратуры УР, информация и документы у Министерства о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, не дана оценка документам, послужившим основанием проведения проверки (в адрес заявителя Министерством был направлен Приказ Министерства от 05.07.2019 №200 о продлении сроков проверки) на котором в нарушение пункта 7 Порядка осуществления Министерством финансов УР полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденному постановлением Правительства УР от 15.05.2014 № 176 отсутствовала отметка об ознакомлении руководителя объекта контроля (объект контроля -Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР). Судом не учтено, что проверка Министерством проводилась в рамках заключенного между СПК «40 лет Победы» и Министерством сельского хозяйства и продовольствия УР договора (соглашения) о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в УР от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 8.1 которого срок проведения проверок Министерством истек ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п. 4 постановления Правительства УР от 12.05.2014 № 176 программой встречной проверки Министерства, в рамках Приказа № 201, предусмотрено соблюдение заявителем целей предоставления средств из бюджета УР по договору о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению одного миллиона тонн молока в УР от 23.11.2018 г. № 1192, а не соблюдение юридическим лицом условий договора о предоставлении средств из бюджета УР. Заявитель считает, что в его действиях отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, просит постановление мирового судьи судебного участка Каракулинского района УР от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить.

Представитель СПК «40 лет Победы» ФИО4, будучи надлежащим образом извещенным о времени, дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Представитель Министерства Финансов УР, будучи надлежащим образом извещенным о времени, дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии, представил письменные пояснения, в которых указал, что постановление мирового судьи судебного участка Каракулинского района УР от 19.08.2019 года является законным, с доводами жалобы об отсутствии у Минфина УР правовых оснований для проведения встречной проверки в СПК «40 лет Победы» в части проверки бюджетных средств не согласны по следующим основаниям. СПК «40 лет Победы» из бюджета Удмуртской Республики по договору от 23.11.2018 года № 1192 предоставлены субсидии на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике в рамках Положения о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике (утв. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.05.2016 №185). Пунктом 28 данного Положения соблюдение заявителем условий, целей и порядка предоставления субсидии подлежит обязательной проверке Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерством финансов Удмуртской Республики, Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики в установленном порядке. Получая из бюджета безвозмездно и безвозвратно денежные средства на определенные цели, СПК «40 лет Победы» должен понимать, что органы бюджетного надзора вправе проверить фактическое использование этих средств на цели, на которые субсидия предоставлена. Кроме того, обжалуемое постановление вынесено по факту воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного финансового контроля, по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, которое имело место быть 09.07.2019, поэтому ссылка заявителя на представление прокуратуры УР (письмо прокуратуры УР от 31.07.2019 № 7-446-2019/15510) о проведении встречной проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении СПК «40 лет Победы» не подтверждает незаконность действий Минфина Удмуртии ДД.ММ.ГГГГ. Председатель СПК «40 лет Победы» ФИО1 заранее ознакомлен о проведении в отношении кооператива проверки: копия приказа направлена ДД.ММ.ГГГГ электронной почты СПК «40 лет Победы» и получена адресатом ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 31 мин. Просил в удовлетворении жалобы отказать.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления.

Суд считает доводы СПК «40 лет Победы» изложенные в жалобе, необоснованными, при этом исходит из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения является установленный порядок управления в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Объективная сторона состава правонарушения заключается в совершении виновным лицом действий, направленных на создание препятствий для осуществления должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля деятельности по проведению проверок, либо совершение действий, направленных на избежание проведения таких проверок.

Постановлением Правительства УР от 04.05.2016г. №185 утверждено Положение №185, которым предусмотрено предоставление субсидии на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике (далее - Положение N 185).

Согласно п.28 Положения №185 соблюдение заявителем условий, целей и порядка предоставления субсидии подлежит обязательной проверке Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики, Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики в установленном порядке.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов УР, утвержденного постановлением Правительства УР от 22.12.2014 г. № 522 ( далее Положение о Минфине УР), Министерство финансов УР является исполнительным органом государственной власти УР, осуществляющим функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений в пределах своей компетенции.

Нормативное правовое регулирование государственного (муниципального) контроля осуществляется в соответствии с разделом IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Пунктом 1 ст. 269.2 БК РФ, п. 8 Положения о Минфине УР установлен перечень полномочий Министерства финансов УР по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, включающий, в том числе полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий.

В соответствии с п. 3 ст. 269.2 БК РФ, постановлением Правительства УР от 12.05.2014 г. № 176, утвержден Порядок осуществления Министерством финансов УР полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю.

В соответствии с ч. 3 ст. 265, ч. 1 ст. 266.1 БК РФ, п. 4 постановления Правительства УР от 12.05.2014 г. № 176, Министерство финансов УР осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в отношении юридических лиц в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета УР.

Согласно п.3 ст. 269.2 БК РФ в целях реализации Порядка осуществления Министерством финансов УР полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утв. постановлением Правительства УР от 12.05.2014 г. № 176, приказом Министерства от 23.11.2017г. №264 утверждены Стандарты осуществления внутреннего государственного финансового контроля утверждаются соответственно Министерством финансов УР.

В соответствии с ч.1 ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Согласно ч. 2 ст. 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль в отношении юридических лиц в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета.

В соответствии с п. 6 Порядка №176, должностные лица Министерства финансов УР, осуществляющие деятельность по контролю, имеют право: проводить контрольные мероприятия в отношении объектов контроля, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации; запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий; при осуществлении выездных проверок, ревизий беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа министра (лица, исполняющего его обязанности) о проведении выездной проверки, ревизии посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля, в отношении которых осуществляется проверка, ревизия, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг и т.д….

В соответствии с п. 7 Порядка №176, должностные лица Министерства финансов УР обязаны знакомить руководителя или иное уполномоченное должностное лицо объекта контроля (далее - представитель объекта контроля) с копией приказа о проведении выездной проверки, ревизии, о приостановлении, возобновлении и продлении срока проведения проверки, ревизии, об изменении состава проверочной, ревизионной группы, а также с результатами контрольных мероприятий.

Согласно п. 7.2. Порядка №176 установлены обязанности представителей объектов контроля, которые обязаны, в том числе своевременно и в полном объеме представлять должностным лицам Министерства документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий; предоставлять места для проведения выездной проверки, ревизии в служебном помещении по месту нахождения объекта контроля и (или) по месту фактического осуществления им деятельности; обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц Министерства, входящих в состав проверочной, ревизионной группы, в помещения и на территории объектов контроля, предъявлять товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг.

Запросы о представлении информации, документов и материалов вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем (п.8 Порядка № 176).

Согласно п. 3 ст. 266.1БК РФ объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля информации, документов и материалов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, приказом министра финансов Удмуртской Республики от 05.07.2019 г. № 201 в отношении СПК «40 лет Победы» назначена встречная проверка по вопросу соблюдения целей предоставления средств из бюджета УР по договору о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в УР от ДД.ММ.ГГГГ, срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Председатель СПК «40 лет Победы» - ФИО1 ознакомлен с приказом от ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 31 минуту. Повторно копия приказа о проведении контрольных мероприятий вручена ДД.ММ.ГГГГ секретарю СПК «40 лет Победы».

В рамках данной проверки ДД.ММ.ГГГГ проверочная группа Министерства прибыла в СПК «40 лет Победы», по адресу: УР, <адрес>, д. <адрес><адрес>, для проведения контрольных мероприятий.

Однако, председатель кооператива —ФИО1 отсутствовал на рабочем месте, уполномоченное на представление интересов кооператива должностное лицо им не назначено, СПК «40 лет Победы» не принял участие в проведении и завершении проверки, а именно: не обеспечил беспрепятственный допуск должностных лиц Министерства финансов УР, входящих в состав проверочной группы, в помещение СПК «40 лет Победы» и на территорию объектов данного кооператива; не предоставил своевременно и в полном объеме должностным лицам Министерства финансов УР документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий; не предоставил место для проведения выездной проверки в служебном помещении по месту нахождения объекта контроля и (или) по месту фактического осуществления им деятельности, чем воспрепятствовал законной деятельности должностного лица Министерства финансов УР по проведению встречной проверки бюджетного законодательства РФ, повлекшее невозможность её проведения.

По данному факту 09.07.2019г. должностным лицом Минфина УР составлен акт о невозможности проведения проверки и протокол от административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении СПК «40 лет Победы», на основании которого, мировым судьей судебного участка Каракулинского района УР вынесено постановление от 19.08.2019 г. о привлечении СПК «40 лет Победы» к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Обстоятельства совершения СПК «40 лет Победы» административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ подтверждаются совокупностью следующих доказательств:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, где зафиксировано нарушение СПК «40 лет Победы» по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ;

- копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ о проведении выездной проверки в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия УР;

- копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока проведения выездной проверки в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия УР;

- копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ о проведении встречной проверки в СПК «40 лет Победы»;

- копией скриншотов об отправке сообщений ДД.ММ.ГГГГ -о направлении копии приказа о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты СПК «40 лет Победы» E-mail: spk401etpobedy@yandex.ru, и о получении СПК «40 лет Победы» копии приказа ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 31 мин.;

-письмом СПК «40 лет Победы» от ДД.ММ.ГГГГ о получении СПК «40 лет Победы» ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 31 мин. копии приказа о проведении проверки;

- выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ;

- актом о невозможности проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что СПК «40 лет Победы» воспрепятствовало должностному лицу проведению проверки.

Все исследованные доказательства, положенные мировым судьей в основу постановления, не имеют недостатков, которые могли бы послужить основанием для признания их недопустимыми.

Вопреки доводам заявителя о несогласии с произведенной мировым судьей оценкой доказательств, суд считает, что мировой судья, правильно установив все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях СПК «40 лет Победы» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.4.1 КоАП РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Таким образом, СПК «40 лет Победы» воспрепятствовал законной деятельности должностного лица Министерства финансов УР по проведению встречной проверки бюджетного законодательства РФ, повлекшее невозможность её проведения.

Доказательств тому, что СПК «40 лет Победы» по объективной причине не имело возможности принять необходимые меры для проведения встречной проверки бюджетного законодательства РФ, не представлено.

Доводы, приведенные заявителем в жалобе об отсутствии законных оснований для проведения встречной проверки в СПК «40 лет Победы» и истребования документов в рамках проверки, о нарушение порядка осуществления Министерством финансов УР полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, мировым судьей были проверены и правомерно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом постановлении. Суд апелляционной инстанции доводы жалобы считает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании бюджетного законодательства и непосредственно Положения № 185. Ссылка заявителя на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является ошибочной, поскольку он не применяется при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (п.3 ч.3.1 ст. 1).

Таким образом, мировым судьей сделан правильный вывод о том, что заявитель, как получатель средств бюджета, относится к числу объектов контроля, в отношении которых может быть проведена проверка в соответствии с абз.2 ч.1 ст.266.1 БК РФ, должностные лица Министерства финансов УР действовали в соответствии с законодательством, регулирующим организацию и осуществление внутреннего государственного финансового контроля. СПК «40 лет Победы» как получатель из бюджета безвозмездно и безвозвратно денежных средств на определенные цели, должен понимать, что органы бюджетного надзора вправе проверить фактическое использование этих средств на цели, на которые субсидия предоставлена.

Учитывая изложенное, доводы жалобы при ее рассмотрении подтверждения не нашли, жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого постановления мирового судьи.

Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности СПК «40 лет Победы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.4.1 КоАП РФ, мировой судья пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены выше, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

При этом все выводы мирового судьи мотивированы и убедительно изложены в постановлении и не вызывают сомнений в их правильности. Каких-либо противоречий в выводах мирового судьи не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо доказательств принятия СПК «40 лет Победы» всех зависящих от него мер для осуществления должностными лицами Министерства финансов УР проверки соблюдения целей предоставления средств из бюджета Удмуртской Республики по договору от 23.11.2018 года № 1192 на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике, заявителем не представлено.

Привлечение СПК «40 лет Победы» к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Процедура привлечения СПК «40 лет Победы» к административной ответственности по ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ не нарушена. Дело об административном правонарушении в отношении СПК «40 лет Победы» рассмотрено мировым судьей с соблюдением правил подведомственности, и подсудности. Наказание определено в пределах санкции статьи, с учетом конкретных обстоятельств дела.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого постановления отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики по делу об административном правонарушении от 19 августа 2019 года, которым Сельскохозяйственный производственный кооператив «40 лет Победы» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,- оставить без изменения, жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива «40 лет Победы»,- без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу немедленно и пересмотру в порядке ст.ст. 30.1-30.6 КоАП РФ, - не подлежит.

Судья Русинов В.В.