ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-68/20 от 11.03.2020 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

дело №12-68/2020

РЕШЕНИЕ

11 марта 2020 г. г. Ставрополь

Судья Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>

жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Эра» ФИО2

на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от 02.08.2019 №26/12-15366-19-И

по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отношении общества с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Эра», ИНН <***>, ОГРН <***>,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Государственной инспекции труда в Ставропольском крае от 02.08.2019 №26/12-15366-19-И общество с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Эра» (далее - ООО «ПП Эра», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.

Как следует из данного постановления, административное правонарушение, вменяемое обществу, выразилось в следующем (л.д. 9-11).

При анализе Положения об организации системы управления охраной труда (СУОТ) в ООО «Производственное предприятие «ЭРА», утвержденного приказом директором 21.102.2019 (далее - Положение СУОТ) на соответствие требованиям Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 44037) (далее - Типовое положение) в ходе проведения расследования несчастного случая и внеплановой выездной проверки установлено следующее: В нарушение требований п. 7 Типового положения при разработке Положения СУОТ в ООО «Производственное предприятие «ЭРА» мнения работников не учтены. Отсутствует также мнение уполномоченного представительных органов работников. В нарушение требований п. 14-16 Типового положения не определены основные цели в области охраны труда. В нарушение требований п.18 Типового положения и п. 18 Положения СУОТ в указанном приказе отсутствует междууровневое распределение ответственности в области охраны труда, приказом назначены ответственные лица только на уровне структурных подразделений и участков. Распределение ответственности на уровни в целом по предприятию с учетом специфики его деятельности отсутствует. В нарушение требований пункта 12 Типового положения отсутствуют документы и записи, подтверждающие проведение ООО «ПП «ЭРА» анализа состояния охраны труда на рабочих местах и обсуждение Политики с учетом мнения работников. В нарушение требований пункта 9 Типового положения Политика ООО «ПП «ЭРА» не является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств, т.к. не доступна всем заинтересованным сторонам, не размещена на информационных стендах, в уголках по охране труда, на сайте организации в сети Интернет и тому подобное. В соответствии с п. 32 Типового положения нерабочих местах ООО «ПП «ЭРА» проведена «гадальная оценка условий труда. Однако, в ходе проведения расследования причин несчастного случая установлено, что с картой специальной оценки условий труда работника на рабочем месте и 211 станочника- распиловщика ФИО4 надлежащим образом не ознакомлен. В карте в строке 021 отсутствуют сведения о работниках, в связи с чем можно сделать вывод о проведении специальной оценки условий труда на вакантном месте, что является нарушением требований пункта 15 Методики проведения специальной оценки условий груда, утвержденной приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий груда и инструкции по ее заполнению» - исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов. В нарушение требований пункта 41 Типового положения отсутствуют сведения об ознакомлении работника ФИО4 с картой рабочего места Ж и 211. В нарушение п.33 Типового положения и п. 34 Положения СУОТ на предприятии, отсутствует анализ и оценка профессиональных рисков. В нарушение п. 38,39 Типового положения и п. 36, 37 положения СУОТ не проведена оценка уровней профессиональных рисков, не разработаны мероприятия по управлению профессиональными рисками и снижению индекса профессиональных рисков. В нарушение требований п. 52 Типового положения и. 50 Положения СУОТ в ООО «ПП «ЭРА» отсутствует планирование мероприятий по реализации процедур системы управления охраной труда. В нарушение требований пунктов 58-59 Типового положения в ООО «ПП «ЭРА» отсутствуют локальные акты: утверждающие план мероприятий по улучшению функционирования СУОТ; устанавливающие зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур. В нарушение требований раздела VII Типового положения в ООО «ПП «ЭРА» отсутствует локальный акт, определяющий основные виды контроля функционирования системы управления охраной труда работников ООО «ПП «ЭРА» и мониторинг реализации процедур, направленных на Достижение целей работодателя в области охраны труда. Таким образом, Положение СУ ОТ ООО «Производственное предприятие «ЭРА» не соответствует требованиям Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 43 8н.

Государственные нормативные требования по охране труда и порядок действий работодателя и работника при организации и проведении погрузочно-разгрузочных работ и размещении груза утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 сентября 2014 г. № 642н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (далее - Правила). Согласно Правилам, работодатель должен обеспечить: контроль за соблюдением Правил; разработку инструкций по охране труда, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя. На предприятии, например на участке изготовления корпуса №1 и участке изготовления профиля №8 не соблюдаются требований данных Правил в части размещения и складирования материалов. На стенах, колоннах зданий и сооружений, предназначенных для складирования и размещения грузов отсутствуют надписи о величине допускаемых на полы, перекрытия и площадки предельных нагрузок, также отсутствует указание предельной высоты складирования материалов и участки проезда автокара, т.к. при ручной погрузке не должна превышать 3 м, при применении механизмов для подъема груза -6 м. Допущено размещение грузов вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, не соблюдается. Не определена ширина проездов между материалами исходя из габаритов транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных машин. Подходы к противопожарному инвентарю, гидрантам и выходам из помещений частично перекрыты хаотично складированным материалом. В ходе проведения проверки замечания не устранялись.

Государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению работ, связанных с эксплуатацией напольного колесного промышленного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки) и промышленного транспорта непрерывного действия конвейеры всех типов, используемых при осуществлении технологических транспортных операций внутри и между производственными подразделениями организации как в составе единого технологического комплекса, так и при их отдельном применении (далее - промышленный транспорт) регулируются приказом Минтруда России от 27.08.2018 № 553н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта». В нарушение данных правил на территории ООО «ПП «ЭРА» отсутствуют указательные, предупреждающие и предписывающие знаки движения автотранспорта, например скорость движения транспортных средств по территории организации, в производственных и других помещениях, места остановок, или стоянок транспортных средств, погрузки-выгрузки производственных товаров. Устранено в ходе проведения проверки. Отсутствует схема движение транспортных средств на территории, в производственных и других помещениях. При эксплуатации автотранспорта на территории ООО «ПП «ЭРА» также нарушены требования приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 835н (ред. от 09.07.2018) "Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ", например проезды для внутризаводского и технологического транспорта не обозначены указателями и дорожными знаками. Устранено в ходе проведения проверки

По территория ООО «ПП «ЭРА» отсутствуют маршруты передвижения работников и движения транспорта. Устранено в ходе проведения проверки.

Не согласившись с постановлением, представитель ООО «ПП Эра» ФИО2, действующая на основании доверенности, подала на него жалобу, в которой просит прекратить производство по делу за отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы общество указывает на то, выездная проверка проведена с нарушениями действующего законодательства.

Ссылается на то, что в постановлении не указаны место и время совершения административного правонарушения.

Не согласна с выводами инспекции о несоответствии Положения СУОТ ООО «ПП Эра» требованиям Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н; о нарушении норм Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.09.2014 №642н «об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов». Ссылается на локальные акты общества, которые были представлены инспекции в ходе проведения внеплановой выездной проверке.

Ссылается на то, что в 2017 году в соответствии с п. 12 Типового положения ООО «ПП Эра» провело специальную оценку по условиям труда. Отчет о проведении СОУТ был отправлен в инспекцию труда в сроки, установленные законодательством.

Полагает, что в случае, если бы состав и событие административного правонарушения были бы доказаны, то имеются основания для замены административного наказания в виде штрафа предупреждением.

В судебном заседании представитель ООО «ПП Эра» ФИО2 доводы жалобы поддержала и просила её удовлетворить.

Судья, заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Согласно санкции данной нормы указанное административное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из обжалуемого постановления, оно вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 29.07.2019 №26/12-15013-19-И, составленного заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда в Ставропольском крае ФИО3 (л.д. 144).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличиесобытияадминистративного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Таким образом, место и время совершения административного правонарушения в силу закона являются обстоятельствами, подлежащими обязательному выяснению и установлению по делу об административном правонарушении. Данные обстоятельства должны быть указаны как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении по делу об административном правонарушении.

В нарушение указанных норм, ни в протоколе об административном правонарушении от 29.07.2019 №26/12-15013-19-И, ни в обжалуемом постановлении не указаны место и время совершения административного правонарушения.

Таким образом, имеет место существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, поскольку в нарушение ст. 26.1, ч. 2 ст. 28.2, п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом не установлены место и время совершения административного правонарушения, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае, поскольку срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек. В силу ст. 4.5 КоАП РФ данный срок составляет 1 год и начал течь 26.07.2019 – в день составления акта проверки №26/12-14802-19-И, в ходе которой было выявленное вменяемое обществу административное правонарушение (л.д. 150).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление Государственной инспекции труда в Ставропольском крае от 02.08.2019 №26/12-15366-19-И отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись ФИО1