дело №12-68/2020
РЕШЕНИЕ
11 марта 2020 г. г. Ставрополь
Судья Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>
жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Эра» ФИО2
на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от 02.08.2019 №26/12-15366-19-И
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отношении общества с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Эра», ИНН <***>, ОГРН <***>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственной инспекции труда в Ставропольском крае от 02.08.2019 №26/12-15366-19-И общество с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Эра» (далее - ООО «ПП Эра», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.
Как следует из данного постановления, административное правонарушение, вменяемое обществу, выразилось в следующем (л.д. 9-11).
При анализе Положения об организации системы управления охраной труда (СУОТ) в ООО «Производственное предприятие «ЭРА», утвержденного приказом директором 21.102.2019 (далее - Положение СУОТ) на соответствие требованиям Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 44037) (далее - Типовое положение) в ходе проведения расследования несчастного случая и внеплановой выездной проверки установлено следующее: В нарушение требований п. 7 Типового положения при разработке Положения СУОТ в ООО «Производственное предприятие «ЭРА» мнения работников не учтены. Отсутствует также мнение уполномоченного представительных органов работников. В нарушение требований п. 14-16 Типового положения не определены основные цели в области охраны труда. В нарушение требований п.18 Типового положения и п. 18 Положения СУОТ в указанном приказе отсутствует междууровневое распределение ответственности в области охраны труда, приказом назначены ответственные лица только на уровне структурных подразделений и участков. Распределение ответственности на уровни в целом по предприятию с учетом специфики его деятельности отсутствует. В нарушение требований пункта 12 Типового положения отсутствуют документы и записи, подтверждающие проведение ООО «ПП «ЭРА» анализа состояния охраны труда на рабочих местах и обсуждение Политики с учетом мнения работников. В нарушение требований пункта 9 Типового положения Политика ООО «ПП «ЭРА» не является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств, т.к. не доступна всем заинтересованным сторонам, не размещена на информационных стендах, в уголках по охране труда, на сайте организации в сети Интернет и тому подобное. В соответствии с п. 32 Типового положения нерабочих местах ООО «ПП «ЭРА» проведена «гадальная оценка условий труда. Однако, в ходе проведения расследования причин несчастного случая установлено, что с картой специальной оценки условий труда работника на рабочем месте № и 211 станочника- распиловщика ФИО4 надлежащим образом не ознакомлен. В карте № в строке 021 отсутствуют сведения о работниках, в связи с чем можно сделать вывод о проведении специальной оценки условий труда на вакантном месте, что является нарушением требований пункта 15 Методики проведения специальной оценки условий груда, утвержденной приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий груда и инструкции по ее заполнению» - исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов. В нарушение требований пункта 41 Типового положения отсутствуют сведения об ознакомлении работника ФИО4 с картой рабочего места Ж№ и 211. В нарушение п.33 Типового положения и п. 34 Положения СУОТ на предприятии, отсутствует анализ и оценка профессиональных рисков. В нарушение п. 38,39 Типового положения и п. 36, 37 положения СУОТ не проведена оценка уровней профессиональных рисков, не разработаны мероприятия по управлению профессиональными рисками и снижению индекса профессиональных рисков. В нарушение требований п. 52 Типового положения и. 50 Положения СУОТ в ООО «ПП «ЭРА» отсутствует планирование мероприятий по реализации процедур системы управления охраной труда. В нарушение требований пунктов 58-59 Типового положения в ООО «ПП «ЭРА» отсутствуют локальные акты: утверждающие план мероприятий по улучшению функционирования СУОТ; устанавливающие зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур. В нарушение требований раздела VII Типового положения в ООО «ПП «ЭРА» отсутствует локальный акт, определяющий основные виды контроля функционирования системы управления охраной труда работников ООО «ПП «ЭРА» и мониторинг реализации процедур, направленных на Достижение целей работодателя в области охраны труда. Таким образом, Положение СУ ОТ ООО «Производственное предприятие «ЭРА» не соответствует требованиям Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 43 8н.
Государственные нормативные требования по охране труда и порядок действий работодателя и работника при организации и проведении погрузочно-разгрузочных работ и размещении груза утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 сентября 2014 г. № 642н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (далее - Правила). Согласно Правилам, работодатель должен обеспечить: контроль за соблюдением Правил; разработку инструкций по охране труда, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя. На предприятии, например на участке изготовления корпуса №1 и участке изготовления профиля №8 не соблюдаются требований данных Правил в части размещения и складирования материалов. На стенах, колоннах зданий и сооружений, предназначенных для складирования и размещения грузов отсутствуют надписи о величине допускаемых на полы, перекрытия и площадки предельных нагрузок, также отсутствует указание предельной высоты складирования материалов и участки проезда автокара, т.к. при ручной погрузке не должна превышать 3 м, при применении механизмов для подъема груза -6 м. Допущено размещение грузов вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, не соблюдается. Не определена ширина проездов между материалами исходя из габаритов транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных машин. Подходы к противопожарному инвентарю, гидрантам и выходам из помещений частично перекрыты хаотично складированным материалом. В ходе проведения проверки замечания не устранялись.
Государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению работ, связанных с эксплуатацией напольного колесного промышленного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки) и промышленного транспорта непрерывного действия конвейеры всех типов, используемых при осуществлении технологических транспортных операций внутри и между производственными подразделениями организации как в составе единого технологического комплекса, так и при их отдельном применении (далее - промышленный транспорт) регулируются приказом Минтруда России от 27.08.2018 № 553н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта». В нарушение данных правил на территории ООО «ПП «ЭРА» отсутствуют указательные, предупреждающие и предписывающие знаки движения автотранспорта, например скорость движения транспортных средств по территории организации, в производственных и других помещениях, места остановок, или стоянок транспортных средств, погрузки-выгрузки производственных товаров. Устранено в ходе проведения проверки. Отсутствует схема движение транспортных средств на территории, в производственных и других помещениях. При эксплуатации автотранспорта на территории ООО «ПП «ЭРА» также нарушены требования приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 835н (ред. от 09.07.2018) "Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ", например проезды для внутризаводского и технологического транспорта не обозначены указателями и дорожными знаками. Устранено в ходе проведения проверки
По территория ООО «ПП «ЭРА» отсутствуют маршруты передвижения работников и движения транспорта. Устранено в ходе проведения проверки.
Не согласившись с постановлением, представитель ООО «ПП Эра» ФИО2, действующая на основании доверенности, подала на него жалобу, в которой просит прекратить производство по делу за отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы общество указывает на то, выездная проверка проведена с нарушениями действующего законодательства.
Ссылается на то, что в постановлении не указаны место и время совершения административного правонарушения.
Не согласна с выводами инспекции о несоответствии Положения СУОТ ООО «ПП Эра» требованиям Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н; о нарушении норм Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.09.2014 №642н «об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов». Ссылается на локальные акты общества, которые были представлены инспекции в ходе проведения внеплановой выездной проверке.
Ссылается на то, что в 2017 году в соответствии с п. 12 Типового положения ООО «ПП Эра» провело специальную оценку по условиям труда. Отчет о проведении СОУТ был отправлен в инспекцию труда в сроки, установленные законодательством.
Полагает, что в случае, если бы состав и событие административного правонарушения были бы доказаны, то имеются основания для замены административного наказания в виде штрафа предупреждением.
В судебном заседании представитель ООО «ПП Эра» ФИО2 доводы жалобы поддержала и просила её удовлетворить.
Судья, заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно санкции данной нормы указанное административное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из обжалуемого постановления, оно вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 29.07.2019 №26/12-15013-19-И, составленного заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда в Ставропольском крае ФИО3 (л.д. 144).
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличиесобытияадминистративного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Таким образом, место и время совершения административного правонарушения в силу закона являются обстоятельствами, подлежащими обязательному выяснению и установлению по делу об административном правонарушении. Данные обстоятельства должны быть указаны как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении по делу об административном правонарушении.
В нарушение указанных норм, ни в протоколе об административном правонарушении от 29.07.2019 №26/12-15013-19-И, ни в обжалуемом постановлении не указаны место и время совершения административного правонарушения.
Таким образом, имеет место существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, поскольку в нарушение ст. 26.1, ч. 2 ст. 28.2, п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом не установлены место и время совершения административного правонарушения, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае, поскольку срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек. В силу ст. 4.5 КоАП РФ данный срок составляет 1 год и начал течь 26.07.2019 – в день составления акта проверки №26/12-14802-19-И, в ходе которой было выявленное вменяемое обществу административное правонарушение (л.д. 150).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Государственной инспекции труда в Ставропольском крае от 02.08.2019 №26/12-15366-19-И отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись ФИО1