Р Е Ш Е Н И Е
г. Вичуга 22 октября 2012 года
Судья Вичугского городского суда Ивановской области Круглова Н.С.,
рассмотрев жалобу директора Муниципального унитарного предприятия «Комбинат коммунальных предприятий г.Вичуга Ивановской области» П.П.П., <данные изъяты>,
на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г.Вичуги Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении её к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г.Вичуги Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ П.П.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, а именно в том, что она, являясь директором Муниципального унитарного предприятия «Комбинат коммунальных предприятий г.Вичуга Ивановской области», при проверке 08 августа 2012 года в 15 часов 30 минут в зданиях и помещениях Муниципального унитарного предприятия «Комбинат коммунальных предприятий г.Вичуга Ивановской области», принадлежащих на праве хозяйственного ведения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей не выполнила обязанности по защите населения и территории Муниципального унитарного предприятия «Комбинат коммунальных предприятий г.Вичуга Ивановской области» от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, предусмотренные Федеральным законом № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года № 1340 «Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а именно:
- п.п.«а,б» ст.14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - не осуществляется планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по повышению устойчивости функционирования и обеспечению жизнедеятельности работников МУП «ККП» г. Вичуга в чрезвычайных ситуациях;
- п.«ж» ст.14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794, Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - не создан резерв материальных ресурсов МУП «ККП» г.Вичуга для ликвидации чрезвычайных ситуаций и не определены его номенклатура, объём и места хранения, а также не создан резерв финансовых ресурсов МУП «ККП» г.Вичуга для ликвидации чрезвычайных ситуаций и не определён порядок его расходования;
- п.«в» ст.14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.2 Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпункт «д» п.2, п.5, подпункт «б» п.6, п.11 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 года № 547, - не осуществляется подготовка работников МУП «ККП» г.Вичуга в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: директор МУП «ККП» г.Вичуга не прошёл обучение в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Главного управления МЧС России по Ивановской области, не определены составы учебных групп, места обучения, руководители занятий, тематика, расписание занятий и тренировок.
Директору МУП «ККП» г.Вичуга П.П.П. назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей.
П.П.П. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление мирового судьи, в которой просит отменить назначенное ей наказание.
Жалоба мотивирована тем, что она не является должностным лицом областного государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Старовичугская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», как определено протоколом № от 08 августа 2012 года. Мировой судья расценила это, как техническую ошибку, но именно это повлекло значительное наказание. Кроме того, на Муниципальном унитарном предприятии «Комбинат коммунальных предприятий г.Вичуга Ивановской области» впервые проведена проверка в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и выдано предписание, срок исполнения которого установлен до 15 мая 2013 года. До проведения проверки до неё, как до должностного лица, не была доведена нормативная и правовая документация, она не знала о том, что как директор МУП «ККП» г.Вичуга должна пройти обучение в методическом центре по ГО и ЧС. МУП «ККП» г.Вичуга не является базовым предприятием по устранению последствий чрезвычайных ситуаций. Согласно ст.25 Федерального закона № 68-ФЗ с изменениями и дополнениями от 11.01.2011 года, резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций создаются Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, порядок создания и использования указанных резервов и порядок восполнения использованных средств определяется соответственно органами местного самоуправления.
В судебном заседании директор Муниципального унитарного предприятия «Комбинат коммунальных предприятий г.Вичуга Ивановской области» П.П.П. свою жалобу поддержала и пояснила, что у неё не было информации о том, что запланировано проведение проверки на их предприятии, на сайты МЧС России и Генеральной прокуратуры РФ она не заходила. МУП «ККП» г.Вичуга не является категорированным объектом. Она до сих пор не ознакомлена с планом гражданской обороны городского округа Вичуга, до неё не доведено, к составу какой службы по гражданской обороне относится их предприятие, поэтому она не знает, какие функции выполняет МУП «ККП» г.Вичуга при чрезвычайной ситуации, а следовательно, какие материальные и финансовые ресурсы им потребуются. Предприятие у них дотационное. Считает, что порядок формирования резервов материальных и финансовых ресурсов должен определяться штабом по ГО и ЧС г.о. Вичуга либо собственником имущества предприятия. Также не согласна с указанным в постановлении мирового судьи нарушением, что на их предприятии не осуществляется планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. План гражданской обороны вводится на предприятиях численностью свыше 50 человек, а до 50 человек - инструкция. Численность работников их предприятия составляет 38 человек, и на момент проверки у них имелась инструкция по порядку действий при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, согласованная с МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.о. Вичуга». Согласно этой инструкции, ни материальных, ни финансовых ресурсов не требуется, они проводят только организационные мероприятия. Вопросы гражданской обороны они решают только по своему предприятию, а не в рамках городского округа Вичуга. Кроме того, считает, что протокол об административном правонарушении имеет существенную ошибку, поскольку в нём указано, что она не выполнила обязанности по защите населения и территории образовательного учреждения «Старовичугская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», директором которого она не является. С имеющимся нарушением обязанности по прохождению обучения в учебно-методическом центре по ГО и ЧС согласна.
Начальник отдела надзорной деятельности г.Вичуга и Вичугского района УНД ГУ МЧС России по Ивановской области К.К.К. пояснил, что проверка в МУП «ККП» г.Вичуга была плановой. В соответствии с действующим законодательством ежегодный план проведения проверок публикуется в сети Интернет на официальных сайтах МЧС России и Генеральной прокуратуры РФ, поэтому все руководители организаций имеют возможность с ним ознакомиться. В Уставе МУП «ККП» г.Вичуга сказано, что предприятие решает социальные вопросы и имеет обязанности по осуществлению мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством РФ. Деятельность данного предприятия связана с функционированием бань, гостиницы, похоронной службы, то есть оно обеспечивает жизнедеятельность населения городского округа Вичуга, поэтому помимо своих вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, они должны решать эти вопросы и в рамках городского округа Вичуга. Директор обязан знать положения, закреплённые в Уставе предприятия, и выяснить какие цели преследуются при выполнении предприятием задач по гражданской обороне. Однако П.П.П. каких-либо заявок, обращений за разъяснениями в штаб ГО и ЧС г.о. Вичуга либо к собственнику имущества предприятия сделано не было. Каких-либо ограничений по планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зависимости от численности работников не предусмотрено. Объёмы материальных и финансовых ресурсов должны определяться приказом директора предприятия.
Заместитель начальника отдела надзорной деятельности г.Вичуга и Вичугского района УНД ГУ МЧС России по Ивановской области С.С.С. пояснил, что 08 августа 2012 года была проведена проверка в отношении МУП «ККП» г.Вичуга, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в отношении директора П.П.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ. При проверке он спрашивал, как ведётся планирование, какие документы имеются, однако инструкции по порядку действий при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени ему не предоставлялось. Указание в протоколе об административном правонарушении на не выполнение директором МУП «ККП» г.Вичуга П.П.П. обязанности по защите от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера населения и территории образовательного учреждения «Старовичугская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» является технической ошибкой.
Свидетель Л.Л.Л. показал, что он работает главным инженером в МУП «ККП» г.Вичуга. Поскольку их предприятие малочисленное, то у них составляется не план ГО и ЧС, а инструкция. При проведении проверки эта инструкция имелась в наличии, и он её С.С.С. представлял, но поскольку С.С.С. считал, что требуется план ГО и ЧС, то, возможно, не обратил на неё внимания. Инструкция была разработана ещё в мае 2012 года, он носил её на согласование в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.о.Вичуга», но начальника МКУ не было, и согласование подписала ведущий специалист Б.Б.Б.
Свидетель Б.Б.Б. показала, что она является ведущим специалистом МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.о. Вичуга». Согласно методическим рекомендациям, разработанным Министерством по чрезвычайным ситуациям, определено, что если штатная численность работников организации более 50 человек, то составляется план по гражданской обороне, а если менее 50 человек, то инструкция. Такую инструкцию надо было составить до 30 мая 2012 года и согласовать с МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.о. Вичуга». Инструкцию, составленную МУП «ККП» г.Вичуга к ним на согласование приносил Л.Л.Л. Дату 28 мая 2012 года она поставила, так как ей кажется, что МУП «ККП» г.Вичуга при разработке инструкции уложилось в срок до 30 мая 2012 года. Какой-либо регистрации при этом не ведётся. Инструкция согласована с ней, поскольку начальника не было на месте, по какой причине он отсутствовал, не знает. В этой инструкции МУП «ККП» г.Вичуга не решает вопросы гражданской обороны городского округа Вичуга, а отвечает только за себя. В соответствии с Постановлениями Главы администрации г.о. Вичуга от 2006 года, все муниципальные предприятия должны создавать финансовые и материальные резервы, при этом объёмы этих резервов предприятия определяют сами.
Свидетель У.У.У. показал, что является начальником МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.о. Вичуга». В настоящее время на МУП «ККП» г.Вичуга нормативно не возложено решение каких-либо вопросов в случае чрезвычайной ситуации в рамках городского округа Вичуга, этот вопрос находится в стадии разработки. Почему инструкция по порядку действий при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени МУП «ККП» г.Вичуга была согласована не с ним, а с ведущим специалистом, пояснить не может. Объёмы материальных и финансовых резервов должен определять руководитель организации.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, показания свидетелей, суд приходит к выводу, что жалоба директора Муниципального унитарного предприятия «Комбинат коммунальных предприятий г.Вичуга Ивановской области» П.П.П. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
На отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, распространяется действие Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Кроме того в п.18 Устава Муниципального унитарного предприятия «Комбинат коммунальных предприятий г.Вичуга Ивановской области», закреплено, что предприятие осуществляет мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» следует, что гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п.п.19.1,19.2, 19.3 Устава МУП «ККП» г.Вичуга, предприятие возглавляет директор, который является единоличным исполнительным органом предприятия и несёт ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами Ивановской области, Уставом и заключенным с ним трудовым договором.
Согласно п.2.2.10 Срочного трудового договора, заключённого с П.П.П., как руководителем МУП «ККП» г.Вичуга, на период с 23 июня 2011 года по 22 июня 2016 года, руководитель обязан обеспечить соблюдение действующего законодательства РФ и Ивановской области, в том числе по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и т.д.
Таким образом, директор МУП «ККП» г.Вичуга П.П.П. несёт ответственность за не выполнение указанным предприятием предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Проверка в отношении МУП «ККП» г.Вичуга была проведена 08 августа 2012 года, а согласно акту проверки №, ещё 31 июля 2012 года П.П.П. была лично под роспись ознакомлена с копией распоряжения о проведении проверки, где указаны задачи данной проверки, её предмет и сроки проведения. При таких обстоятельствах доводы П.П.П. об отсутствии у неё информации о том, что запланировано проведение проверки на их предприятии, не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии с п.п.«а,б» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, а также планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ П.П.П. пояснила, что в МУП «ККП» г.Вичуга осуществляется планирование указанных мероприятий, и в подтверждение этого представила инструкцию по порядку действий при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Однако на представленной инструкции отсутствовали, как дата её утверждения директором МУП «ККП» г.Вичуга П.П.П., так и дата согласования с МКУ «Управлением по делам ГО и ЧС г.о. Вичуга».
В следующем судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ на данной инструкции уже была поставлена дата согласования ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, достоверных доказательств того, что указанная инструкция имелась на момент проведения проверки в отношении МУП «ККП» г.Вичуга, суду не представлено. Показания свидетеля Л.Л.Л. не могут однозначно об этом свидетельствовать, поскольку он является работником МУП «ККП», и его показания не подтверждены другими доказательствами по делу. Так, свидетель Б.Б.Б., с которой согласовывалась инструкция, пояснить точную дату её согласования не смогла, какой-либо регистрации этих действий не ведётся. Директор МУП «ККП» г.Вичуга П.П.П. была лично ознакомлена с протоколом об административном правонарушении, где ей в вину вменялось нарушение вышеуказанных положений Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, однако о наличии у них инструкции по порядку действий при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени не заявляла, не была предоставлена данная инструкция и при рассмотрении дела мировым судьёй. Заместитель начальника отдела надзорной деятельности г.Вичуга и Вичугского района УНД ГУ МЧС России по Ивановской области С.С.С., проводивший проверку, также пояснил, что такой инструкции ему не предоставлялось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях директора МУП «ККП» г.Вичуга П.П.П. нарушений п.п.«а,б» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ.
Вместе с тем, доводы начальника отдела надзорной деятельности г.Вичуга и Вичугского района УНД ГУ МЧС России по Ивановской области К.К.К. о том, что МУП «ККП» г.Вичуга, помимо своих вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, должны решать эти вопросы и в рамках городского округа Вичуга, суд не рассматривает, поскольку, как следует из протокола об административном правонарушении, директору МУП «ККП» г.Вичуга П.П.П. это в вину не вменяется.
Кроме того, в соответствии с п.«ж» ст.14 указанного Федерального закона, организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.п.3 и 4 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», объектовые резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются решением администраций предприятий, учреждений и организаций. Эти резервы создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объёма работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объёмы резервов материальных ресурсов, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создавшим их органом.
Постановлениями Главы администрации г.Вичуга Ивановской области от 29 июня 2006 года № 556 «О создании резерва материальных ресурсов и порядке его использования для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и № 557 «О создании резерва финансовых ресурсов и порядке его использования для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждены Порядки создания указанных резервов, где относительно материальных резервов закреплены положения, аналогичные Постановлению Правительства РФ от 10.11.1996 года № 1340. В отношении резервов финансовых ресурсов установлено, что объектовые резервы финансовых ресурсов создаются решением администраций предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объёма работ по их ликвидации и оказанию помощи населению; финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счёт средств организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории городского округа Вичуга, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций - решением руководителя организации.
Каких-либо доказательств создания на МУП «ККП» г.Вичуга материальных и финансовых резервов суду не представлено, поэтому директор данного предприятия П.П.П. обоснованно признана виновной в нарушении указанных требований закона. При этом довод П.П.П. в судебном заседании о том, что эти нормативные документы были приняты до создания МУП «ККП» г.Вичуга, какого-либо юридического значения не имеют.
Нарушение обязанности пройти обучение в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Главного управления МЧС России по Ивановской области П.П.П. не оспаривается. Однако суд считает необходимым исключить из постановления мирового судьи указание на нарушение п.11 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 года № 547, как не относящееся к МУП «ККП» г.Вичуга. Однако ни на правильность квалификации совершённого П.П.П. административной правонарушения, ни на назначенное ей наказание, которое является минимальным, это обстоятельство никак не влияет.
Указание в протоколе об административном правонарушении о том, что П.П.П. не выполнила обязанности по защите населения и территории образовательного учреждения «Старовичугская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» не может быть признано существенным нарушением, влекущим невозможность её привлечения к административной ответственности. Суд расценивает это как техническую ошибку, поскольку из протокола следует, что П.П.П. является директором МУП «ККП» г.Вичуга, при раскрытии содержания допущенных нарушений обязанностей по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в каждом пункте указывается, что речь идёт именно о МУП «ККП» г.Вичуга.
При таких обстоятельствах, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что в действиях П.П.П. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.
Оценка доказательств мировым судьей проведена в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ. Наказание назначено с учетом требований ч.2 ст.4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.
Оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи судебного участка № 1 г.Вичуга от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении П.П.П., не имеется.
Также указанное административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку в данном случае от должного исполнения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зависит жизнь и здоровье людей.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Вичуга Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора Муниципального унитарного предприятия «Комбинат коммунальных предприятий г.Вичуга Ивановской области» П.П.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу П.П.П. - без удовлетворения.
Исключить из постановления мирового судьи судебного участка № 1 г. Вичуга Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ указание на нарушение п.11 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 года № 547.
Судья Н.С. Круглова