ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-68/2015 от 29.01.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

 Судья: Дешевых А.С. № 12-68/2015

 Р Е Ш Е Н И Е

 г. Самара 29 января 2015 года

 Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым

 ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей 00 копеек с административным выдворением за пределы Российской Федерации,

 У С Т А Н О В И Л

 Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным УУП ОП № <данные изъяты>, ФИО1 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в 15.30 часов установлено, что гражданин <данные изъяты> ФИО1 прибыл в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и проживал по <адрес> № не по месту регистрации, чем нарушил ФЗ-109 о правилах пребывания иностранных граждан на территории РФ. Данное правонарушение совершил повторно, 12.02.2014 года по ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ.

 Промышленным районным судом г. Самары ДД.ММ.ГГГГ вынесено указанное выше постановление.

 В своей жалобе ФИО1 просит постановление суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что при рассмотрении дела нарушены его процессуальные права, в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, а кроме того, наказание ему назначено неправильно.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

 В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

 Статья 2.6 Кодекса устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами). Особые правила пребывания и регистрации иностранных граждан на территории РФ могут быть предусмотрены международным договором, заключенным Российской Федерацией.

 На основании ч. 2 ст. 11 Федеральный закон от 25.07.2002 года за № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

 В силу ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 года за № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

 Согласно ст. 24 Федерального закона от 18.07.2006 года за № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом возложена на соответствующего иностранного гражданина.

 Часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ, устанавливает ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.

 Согласно ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

 Объектом посягательств являются установленный порядок управления в виде режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства. Объективная сторона правонарушения выражается в следующих действиях (бездействии): несоблюдение установленных правил миграционного учета, порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства. Субъектом правонарушения может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет. Субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

 Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15.30 часов ФИО1, являясь гражданином <данные изъяты> и осуществив постановку на регистрационный учет по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>, чем нарушил режим пребывания, выразившийся в несоблюдении правил порядка выбора места пребывания или места жительства в России, то есть требования ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 года за № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

 Кроме того, постановлением административного органа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.

 Указанными действиями ФИО1, являясь иностранным гражданином, совершил повторное в течение одного года нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ.

 Вина ФИО1, подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ года, объяснениями ФИО1, согласно которым он действительно проживает на территории России не по адресу регистрации, а также другими материалами дела, оцененными судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

 Доводы жалобы относительно отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ противоречат представленным материалам дела и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ФИО1 после привлечения его к ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ, изменил место своего жительства, которое вновь не совпало с местом его регистрации, в связи с чем совершил новое административное правонарушение, поскольку прежнее уже было пресечено административным органом.

 Также суд не может принять во внимание доводы жалобы относительно возможности проживания ФИО1,О. не по адресу регистрации в пределах одного субъекта федерации, так как такое толкование закона основано на неверном его понимании, поскольку норма ст. 11 Федеральный закон от 25.07.2002 года за № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» корреспондируется с иными требованиями законодательства, устанавливающими необходимость проживания иностранных граждан и лиц без гражданства именно по месту регистрации, либо необходимость регистрации по месту пребывания на территории России с целью дополнительного контроля за данной категорией лиц, проживающих в Российской Федерации.

 Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

 В то же время, доводы жалобы о допущенных при рассмотрении дела судом первой инстанции процессуальных нарушениях являются обоснованными, поскольку нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

 Так, согласно ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ, при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

 В соответствии с примечанием к ст. 18.8 КоАП РФ, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.

 Однако, форма административного выдворения в резолютивной части постановления суда не указана вовсе. Также в резолютивной части постановления суда не указаны реквизиты для уплаты административного штрафа.

 В то же время, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены иные процессуальные нарушения, напрямую влияющие на законность и обоснованность итогового постановления по делу.

 Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

 В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

 Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

 Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.

 Вопреки указанным требованиям закона, в постановлении суда первой инстанции не указаны: полное описание события административного правонарушения (в частности, адрес регистрации иностранного гражданина; конкретная норма материального закона, нарушенная правонарушителем); мотивы принятого им процессуального решения по делу; не приведено обоснование наличия состава вмененного привлекаемому к ответственности лицу административного правонарушения; не дана какая-либо оценка представленным материалам дела; не выяснены обстоятельства личности привлекаемого лица – имущественное и семейное положение, обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность привлекаемого лица.

 Однако, доводы жалобы относительно наличия при производстве по делу иных грубых процессуальных нарушений, помимо вышеупомянутых, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции.

 Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

 При таких обстоятельствах, ввиду допущенных процессуальных нарушений, носящих грубый и неустранимый характер, постановление суда подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение, в ходе которого суду следует учесть все вышеизложенное и принять решение в полном соответствии с требованиями КоАП РФ.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

 Р Е Ш И Л

 Постановление Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – отменить, направить материалы дела в Промышленный районный суд г. Самары на новое рассмотрение в ином составе суда.

 Жалобу ФИО1 – удовлетворить частично.

 Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова

 Верно: судья