ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-68/2016 от 28.03.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Поляков Д. В. Дело № 12-68/2016

Решение

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 28 марта 2016 года жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды на территории Удмуртской Республики И.А.А. на постановление судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 26 января 2016 года,

установил:

Постановлением судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 26 января 2016 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртнефть-Снабжение» (далее по тексту – ООО «Удмуртнефть-Снабжение») по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - государственный инспектор Российской Федерации в области окружающей среды на территории Удмуртской Республики И.А.А., не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, просит постановление отменить, дело напарить на новое рассмотрения, указывая на то, что выводы судьи районного суда сделаны без учета требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании защитники юридического лица М.О.А,, С.С.А. с жалобой не согласились.

В судебном заседании должностные лица административного органа М.В.Б., И.А.А. доводы жалобы подержали.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, в период с 01 октября 2015 года по 28 октября 2015 года уполномоченными должностными лицами Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике, на основании приказа от 25 сентября 2015 года № 798-П, была проведена плановая комплексная выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации ООО «Удмуртнефть-Снабжение», осуществляющего деятельность в результате которой образуются отходы производства потребления I-IV класса опасности. В ходе проверки административным органом было выявлено, что ООО «Удмуртнефть-Снабжение» осуществляет деятельность с нарушением статьи 11, частей 2 и 3 статьи 14, части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон № 89-ФЗ), а именно общество осуществляет свою деятельность: при отсутствии паспортов на образующиеся отходы I-IV класса опасности, при отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не утверждены в установленном порядке лимиты на размещение отходов производства и потребления.

По результатам проверки составлен акт № 7В-36/З-6О-56/А-111/Н от 28 октября 2015 года.

По факту выявленных нарушений 30 октября 2015 года должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении № 04-159/Пр, действия юридического лица квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением судьи районного суда от 26 января 2016 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Удмуртнефть-Снабжение» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Вывод об отсутствии состава административного правонарушения в действиях юридического лица судья районного суда сделал на основании того, что обязанность составить паспорт на отходы I-V класса опасности возникла у хозяйствующего субъекта после 01 августа 2014 года. Возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъекта предусмотрена административная ответственность, у юридического лица не было, в связи с отсутствием в этот период вступившего в силу порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Однако, прекращая производство по делу об административном правонарушении судья районного суда не учел следующее.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены в том числе Федеральным законом № 89-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Статей 11 Федерльного закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Положения статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривают, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Положения статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривают, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (часть 2).

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3).

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (часть 4).

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Исходя из анализа, приведенных норм закона, основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является факт несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Состав правонарушения, квалифицируемого по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

Из материалов дела видно, что ООО «Удмуртнефть-Снабжение» осуществляет свою деятельность в области обращения с отходами I-IV классов опасности в отсутствие паспортов на образующиеся отходы I-IV класса опасности, при отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также разработанных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения.

При этом, при рассмотрении дела судьей районного суда не дана оценка следующим обстоятельствам.

Из предоставленных в материалы дела доказательств следует, что срок действия документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для юридического лица истек 30 марта 2014 года.

На момент окончания срока действия указанных документов действовали Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённый приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, Методические рекомендации по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 года № 703 и Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».

Пунктом 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённого приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Минприроды России.

Согласно пункту 11 вышеуказанного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2014 года № 125 признан утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов». Настоящий приказ вступил в силу с 01 августа 2014 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности. Настоящее постановление вступило в силу 01 августа 2014 года.

Согласно пункта 6 указанных Правил, индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05 декабря 2014 года № 541 утвержден Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности. Настоящий Порядок вступил в силу с 01 января 2016 года.

С учетом того, что вменяемое административное правонарушение является длящимся, юридически значимым обстоятельством при разрешении вопроса о наличии в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения является, имелась ли возможность у хозяйствующего субъекта обязанность для соблюдения правил и норм с 31 марта 2014 года до 01 августа 2014 года, поскольку как было установлено выше после 01 августа 2014 года до даты выявления административного правонарушения (28 октября 2015 года) отсутствовал вступивший в силу Порядок отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дела за нарушение требований статей 11, 14 и 18 Федерального закона № 89-ФЗ, к моменту привлечения к административной ответственности и к моменту рассмотрения настоящего дела истек.

При истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может. Возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения после истечения сроков давности привлечения к ответственности, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.

В связи с чем, оснований для проверки наличия в деянии ООО «Удмуртнефть-Снабжение» признаков правонарушения, установленного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Не смотря на ошибочность выводов судьи районного суда в части отсутствия в действиях юридического лица, признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации, производство по делу в указанию части подлежит прекращению, поскольку по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.

Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Решил:

постановление судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 26 января 2016 года оставить без изменения, жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды на территории Удмуртской Республики И.А.А. – без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.

Судья Н. Ф. Машкина

Копия верна: судья Н. Ф. Машкина