К делу № 12-68/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Крымск 30 мая 2017 года
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Савкина Ю.В.
при секретаре Богдан Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОАО «Аврора» ФИО1 на постановление № 11-16/1154 по делу об административном правонарушении по ст. 15.13 КоАП РФ, вынесенное 27.12.2016 Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу,
У С Т А Н О В И Л:
Генеральный директор ОАО «Аврора» ФИО1 обратился в Крымский районный суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении № 11-16/1154 от 27.12.2016, вынесенное Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в отношении него, как должностного лица.
Свои требования мотивирует тем, что вышеуказанным постановлением он привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. Заявитель считает вынесенное в отношении него постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку, основанием для его привлечения к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ послужило, по его мнению, неверное толкование административным органом факта отражения ОАО «Аврора» в декларациях об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2016г объема произведенной ОАО «Аврора» алкогольной продукции (вина), поскольку от того находилась ли произведенная алкогольная продукция в складе готовой продукции, либо в ином помещении предприятия ее количество уменьшиться не могло, поскольку доказательств ее отсутствия в ином месте (не в складе готовой продукции) в обжалуемом Постановлении не содержится. Исходя из изложенного, заявитель просит признать названное выше постановление незаконными и отменить, восстановив ему срок на обжалование.
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте, дате и времени судебного разбирательства. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы, суд считает, что жалоба генерального директора ОАО «Аврора» ФИО1 подлежит удовлетворению ввиду следующего.
ОАО «Аврора», ИНН <***> (далее - общество, предприятие) создано путем реорганизации юридического лица до 01.07.1999г. и зарегистрировано 22.07.2002г. за ОГРН <***> с основным видом деятельности по коду 01.21 Выращивание винограда и одним из дополнительных видов деятельности по коду 11.02 Производство вина из винограда, в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2, что подтверждается представленными в материалы дела Сведениями о юридическом лице из ЕГРЮЛ.
ФИО1 является генеральным директором предприятия с 26.03.2016, что подтверждается решением от 25.03.2016 Совета директоров ОАО «Аврора», оформленным Протоколом №111 заседания Совета директоров и Приказом №К00014 от 25.03.2016г.
Государственная регистрация записи, содержащей указанные сведения, произведена 04.04.2016г., что подтверждается названными выше Сведениями из ЕГРЮЛ.
Предприятие имеет лицензии: Серии РА №003472, регистрационный № 23ППП0005476 на осуществление деятельности на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы), выданную 12.05.216г., сроком действия до 04 июля 2021г. и Серии ДК №23РПО0006374 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, выданную 16.11.2016г, сроком действия на один год по 16.11.2017г., что подтверждается представленными в материалы дела копиями.
До 17.03.2017г. предприятие имело также лицензию Серии РА №003472, регистрационный № 23ПВН0005478 на осуществление деятельности на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (вина), выданную 12.05.2016г. сроком действия до 14 июня 2021г., но действие данной лицензии было досрочно прекращено на основании его заявления., что подтверждается копией названной лицензии и Сведениями из государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (распечаткой с официального сайта РАР), представленными в материалы дела.
Постановлением по делу об административном правонарушении №11-16/1154 от 27.12.2016г., вынесенным Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу ФИО1, как должностное лицо был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000руб.
Как усматривается из вышеуказанного постановления, при проведении административного расследования в отношении ОАО «Аврора» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.13 КоАП РФ (Определение от 07.11.2016г. №11-16/1028-1) в ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов установлено, что ОАО «Аврора» по адресу: Краснодарский край, Крымский район, х.Садовый, ул. Виновосточная, д.1 допущено административное правонарушение, выразившееся в искажении информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 1 квартал 2016 г.
Установлено несоответствие сведений об остатках готовой продукции согласно сведений бухгалтерского учета и фактического наличия готовой алкогольной продукции на складе готовой продукции (далее СГП) а также несоответствие сведений об объеме произведенной продукции.
Установлено, что в СГП отсутствует алкогольная продукция в общем количестве 44 966 бутылок (3 372,45дал), из которых 43 909 единиц, согласно объяснениям, представленным Генеральным директором ОАО «Аврора» ФИО1 и заместителем Генерального директора по акцизному производству ОАО «Аврора» ФИО2 находятся в помещении «Склад выдержки виноматериала в бутылках», разлитые в потребительскую тару 0,75л., не маркированные ФСМ, без нанесения этикетки, без указания даты розлива.
При этом, согласно сведений ЕГАИС, указанная алкогольная продукция зафиксирована в ЕГАИС, как произведенная (Отчет об объеме производства по данным АСИиУ за период с 08.05.2016г. по 28.10.2016г., «фиксированная»), сведения о производстве и об остатках которой отражены обществом в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за периоды 1, 2 и 3 кварталы 2016г.
В декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 1 квартал 2016г. отражены сведения об остатках алкогольной продукции (код 402) на начало и конец указанного отчетного периода.
Названные показатели отличаются от фактического остатка на СГП на 9 579шт. (бутылок) (718,425дал), которые складываются из сведений об объеме производства: вино географического наименования «Соло гн» белое, 13,5%, 0,75л. с указанием даты розлива 08.05.2015г. в количестве 1 543шт. и вино географического наименования «Соло гн» белое, 13,5%, 0,75л. с указанием даты розлива 09.05.2015г. в количестве 8 036 шт.
Кроме того, в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №6) в период с 28.03.2016г. по 31.03.2016г. в общем объеме 113,925дал в адрес ОАО «Аврора» отражены сведения о лицензии 23РПО0003714 от 25.10.2014г. на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции сроком действия по 27.10.2016г. по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, Крымский район, х.Садовый, ул. 60 лет Октября, д.9.
Однако, согласно сведений государственного сводного реестра лицензий данная лицензия 22.03.2016г. прекращена досрочно на основании решения о досрочном прекращении лицензии и взамен выдана другая лицензия - №23РП0005419 от 21.03.2016г., на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, сроком действия по 21.03.2017г.
Таким образом, обществом в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №6), представленной за 1 квартал 2016г. отражены недостоверные сведения о получателе алкогольной продукции (код 402,403), а именно-сведения о лицензии получателя алкогольной продукции.
Обществом нарушены положения ст.ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ, п.8.2 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012г. №231 в части искажения сведений о лицензии получателя алкогольной продукции, отраженных в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №6) и п. 5.2 указанного Порядка в части искажения в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3), представленной обществом за 1 квартал 2016г., сведений об объеме остатка алкогольной продукции по коду 402 на начало и конец отчетного периода.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Регулирование правоотношений по поводу осуществления деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» №171-ФЗ (далее ФЗ №171, Закон)
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного Закона настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 2 этой же статьи настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
В силу норм, установленных статьей 5 Закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся, в частности:
организация и проведение государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
установление порядка представления деклараций (декларирования) об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции.
Пунктами 1, 4 ст. 14 ФЗ №171 установлено; организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. № 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство, хранение, поставки и розничную продажу (при наличии соответствующей лицензии) вина, игристого вина (шампанского), представляют декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 3.
Организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство, хранение, поставки и розничную продажу (при наличии соответствующей лицензии) вина, игристого вина (шампанского), представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 6.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 154 утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, в соответствии с пунктами 1-3 которого Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Согласно пунктам 5, п/п, п/п 5.2, 5.2.3 указанного Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет следующие полномочия, в частности:
на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разрабатывает:
порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 г. № 231. утвержден Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее Порядок)
В силу норм, установленных пунктом 1.9.Порядка в декларации отражается объем произведенной продукции, прошедшей весь цикл технологической обработки, разлитой в потребительскую тару,
Пунктом 5.2. Порядка установлено: в декларации № 3 указывается: в графе 5 «произведено с начала отчетного периода» - объем производства продукции в отчетном периоде в соответствии с первичными бухгалтерскими документами;
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 ФЗ№ 171 к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
Согласно пункту 1 статьи 1 названного Закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.
Исходя из требований ФЗ "О техническом регулировании " №184-ФЗ, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2013 г. № 253-ст введен в действие ГОСТ 32030-2013 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия», в разделе 1 которого указано: настоящий стандарт распространяется на столовые вина и столовые виноматериалы, в том числе на столовые вина географических наименований и столовые виноматериалы географических наименований (далее - вино географического наименования, виноматериал географического наименования).
В пункте 3.3. ГОСТа дано понятие столового вина - столовое вино: вино с объемной долей этилового спирта от 8,5% до 15% и общей объемной долей этилового спирта не более 15%, изготовленное в результате полного или неполного спиртового брожения целых или дробленых ягод свежего винограда или виноградного сусла, с добавлением или без добавления сусла виноградного концентрированного и (или) сусла виноградного концентрированного ректификованного.
В пункте 3.7 этого же ГОСТа определено понятие вина географического наименования - это столовое вино, изготовленное из свежего винограда определенного сорта или регламентированной смеси сортов винограда вида VitisVinifera, произрастающего в границах определенной территории, с использованием регламентированных агротехнических приемов, и отличающееся характерными органолептическими свойствами, связанными с почвенно-климатическими особенностями местности, и разлитое в потребительскую тару по месту производства.
Пунктом 4.1.1.ГОСТа установлено: столовые вина и столовые виноматериалы должны быть приготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям для конкретных наименований вин.
Таким образом, процесс производства того или иного вида вина устанавливается технологическими инструкциями.
Представителем заявителя представлена в материалы дела Технологическая инструкция по производству вина географического наименования и виноматериала географического наименования сухого белого «Шато ле Гран Восток Соло Черноморское предгорье России», утвержденная 15 сентября 2014г генеральным директором ОАО «Аврора» ФИО1.
Как следует из пункта 8.1 указанной инструкции в бутылку (потребительскую тару) разливается готовое вино.
В материалы дела представлены также первичные бухгалтерские документы-Сведения о работе цеха розлива за 8 и 9 мая 2015г., из которых следует, что 8 мая 2015г. цехом розлива ОАО «Аврора» разлито в бутылки в количестве 15 632шт, вместимостью 0,75л. вино географического наименования белое «Соло» и 9 мая – 16 100шт. бутылок.
Накладные от 08 и 09 мая 2015г. о передаче готовой продукции - вина географического наименования белое «Соло» в количестве 15 632 шт. и 16 100 шт. бутылок, вместимостью 0,75л. соответственно на склад готовой продукции.
Представителем заявителя представлен также материальный отчет по складу готовой продукции за май 2015г., из которого следует, что в мае 2015г. на склад готовой продукции поступило вино гн белое «Соло» в количестве 31 730 бутылок.
Наличие произведенного объема вина гн белое «Соло» подтверждается также оборотно-сальдовой ведомостью по счету 43 Номенклатура; Места хранения; Винзавод склад за 2 квартал 2015г.
Все объемы произведенной продукции (вина) географического наименования белого «Соло» отражены предприятием в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 2 квартал 2015г в соответствии с первичными бухгалтерскими документами, что подтверждается представленной в материалы дела указанной декларацией.
Таким образом, первичными бухгалтерскими документами подтверждено производство вина гн белое «Соло» 08 и 09 мая 2015г. в спорных объемах, отраженных в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 2 квартал 2015г
При исследовании представленных в материалы дела деклараций об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 2, 3 и 4 кварталы 2015г и за 1 квартал 2016г. судом установлено полное соответствие показателей графы 17 «остаток на конец отчетного периода» декларации за 2 квартал 2015г. показателям графы 4 «остаток на начало отчетного периода» декларации за 3 квартал 2015г.,, показателей графы 17 «остаток на конец отчетного периода» декларации за 3 квартал 2015г. показателям графы 4 «остаток на начало отчетного периода» декларации за 4 квартал 2015г., показателей графы 17 «остаток на конец отчетного периода» декларации за 4 квартал 2015г. показателям графы 4 «остаток на начало отчетного периода» декларации за 1 квартал 2016г. показатели графы 17 «остаток на конец отчетного периода» декларации за 1 квартал 2016г. отражают объемы произведенной за 1 квартал 2016г. продукции плюс остаток на начало периода и минус объем реализованной (отгруженной покупателям) продукции.
Показатели декларации, отражающие объемы произведенной и реализованной (отгруженной покупателям) продукции за 1 квартал 2016г. административным органом не оспариваются.
Исходя из изложенного, вывод МРУ Росалкогольрегулирования о несоответствии показателей об остатках готовой алкогольной продукции (вина) по коду 402 на начало и конец отчетного периода 1 квартал 2016г., отраженных в декларациях об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, основан на ошибочном толковании понятий «готовой продукции (вина), поскольку категория «готовности» алкогольной продукции определяется технологическими инструкциями по их производству, а не местом фактического нахождения (хранения) готовой алкогольной продукции, прошедшей весь цикл технологической обработки и разлитой в потребительскую тару, и не зависит от факта нанесения, либо отсутствия на потребительской таре с алкогольной продукцией этикетки (маркировки) и ФСМ.
Указанная выше Технологическая инструкция по производству вина географического наименования и виноматериала географического наименования сухого белого «Шато ле Гран Восток Соло Черноморское предгорье России» разделяет технологический процесс производства вина на отдельные циклы: производство вина (Описание технологического процесса), розлив вина в потребительскую тару (упаковку), маркировка, транспортировка, хранение.
Пунктом 1.9 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей установлено требование об отражении в декларации объема произведенной продукции, прошедшей весь цикл технологической обработки, разлитой в потребительскую тару. Требования отражать в декларации объем произведенной продукции разлитой в потребительскую тару после ее маркировки данный нормативный акт не содержит.
Технологический процесс производства виноградных вин регламентирован также в «Сборнике основных правил, технологических инструкций и нормативных материалов по производству винодельческой продукции», утвержденном Первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации ФИО3 05.05.1998г.,
Из Раздела 1 «Виноградные вина» указанного Сборника следует, что процесс производства виноградных вин является многоступенчатым, включающим в себя самостоятельные циклы: технологический цикл производства (изготовления) вина и цикл розлива готового вина (алкогольной продукции) Цикл маркировки (нанесения этикетки) в данном документе не упоминается. Это свидетельствует о том, что собственно цикл производства виноградных вин до стадии готовности завершается до розлива их в потребительскую тару.
Кроме того, пункт 4) статьи 2 ФЗ №171 дает понятие спиртосодержащей пищевой продукции - это пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции.
Пункт 7 этой же статьи содержит определение алкогольной продукции – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 ФЗ №171 алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке.
Таким образом, приведенное требование ФЗ №171 устанавливает, что ФСМ наносится на алкогольную, а не на спиртосодержащую пищевую продукцию, следовательно, в момент нанесения на потребительскую тару ФСМ в ней уже содержится разлитая алкогольная продукция, а не пищевая спиртосодержащая продукция.
Отражение же в декларациях об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) фактических объемов производства за отчетный период, и остаток на начало и конец отчетного периода (1 квартал 2016г.) полностью соответствует первичным бухгалтерским документам общества.
Исходя из изложенного, действия предприятия по отражению в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 1 квартал произведенных фактически объемов алкогольной продукции в соответствии с первичными бухгалтерскими документами за указанный период и, исходя из деятельности предприятия в указанный период, остатков на их начало и конец, описанные в обжалуемом Постановлении № 11-16/1154 не образуют состава административного правонарушения, охватываемого диспозицией ст. 15.13. КоАП РФ.
В обжалуемом Постановлении описаны также действия общества по неверному отражению в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №6), представленной за 1 квартал 2016г. сведений о получателе алкогольной продукции (код 402,403), а именно - сведения о лицензии получателя алкогольной продукции.
В материалы дела представителем заявителем представлены копии лицензий №№ 23РПО0003714 от 25.10.2014г. на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции сроком действия по 27.10.2016г. по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, Крымский район, х.Садовый, ул. 60 лет Октября, д.9. и 23РП0005419 от 21.03.2016г., на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, сроком действия по 21.03.2017г. по тому же адресу осуществления деятельности.
Как следует из обеих указанных лицензий, место нахождения структурного подразделения ОАО «Аврора» - Краснодарский край, х.Садовый, ул. 60 лет Октября, д.9, помещения №4 и 5 - кафе.
Из пояснений представителя заявителя следует, что досрочное прекращение 22.03.2016 действия одной лицензии (№ 23РПО0003714 от 25.10.2014) и выдача взамен другой (№ 23РП0005419 от 21.03.2016г.) связано с государственной регистрацией изменения места нахождения предприятия с адреса Краснодарский край, х.Садовый, ул. 60 лет Октября, д.7 на адрес <...>, этаж 3, комната 8, что подтверждается указанием на данные адреса в представленных в материалы дела копиях лицензий № 23РП0003714 от 25.10.2014г. и № 23РП0005419 от 21.03.2016г., наличие которых в указанные периоды административным органом не оспаривается.
Представитель заявителя пояснил также, что обязанность по заполнению декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №6) возложена на бухгалтера предприятия – ФИО4, которая должна была отразить в декларации за 1 квартал 2016г. сведения о лицензии получателя – ОАО «Аврора» номер действующей в отчетном периоде лицензии.
Однако, бухгалтером ошибочно при отгрузке алкогольной продукции своему же обособленному подразделению по адресу - Краснодарский край, х. Садовый, ул. 60 лет Октября, д.9, указывался номер лицензии, действие которой прекратилось 21.03.2016г.
Бухгалтер, допустивший ошибку при заполнении деклараций об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №6) привлечен к дисциплинарной ответственности, что подтверждается представленным в материалы дела Приказом № 26 от 10.11.2016г. В материалы дела представлена также объяснительная бухгалтера по поводу допущенного нарушения от 10.11.2016г.
Между тем, в соответствии с пунктом 8.1 Порядка заполнения деклараций Декларация № 6 об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заполняется организациями (за исключением организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции), осуществляющими, в частности, производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции;
Пунктом 8.2 указанного Порядка установлено: в декларации № 6 указываются, в частности6в графе 10 "серия, номер" - серия, номер лицензии организации - получателя продукции;
в графе 11 "дата выдачи" - дата выдачи лицензии организации - получателя продукции;
в графе 12 "дата окончания действия" - дата окончания действия лицензии организации - получателя продукции.
Поскольку данные требования обществом нарушены, с учетом того, что состав административного правонарушения, предусмотренного в ст.15.13. КоАП РФ является формальным, в действиях заявителя усматриваются признаки названного состава.
Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществом в Декларации № 6 об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2016 года ошибочно указан номер, дата выдачи и дата окончания действия лицензии, выданной ему же (ОАО «Аврора»), при отгрузке алкогольной продукции своему обособленному подразделению. Данная ошибка являлась технической шибкой бухгалтера предприятия, в обязанности которого входило заполнение указанных деклараций. Т.е. фактически предприятие не осуществляло отгрузки алкогольной продукции своему обособленному подразделению в отсутствие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, но ввиду оплошности работника в декларации №6 был отражен неверный номер, дата выдачи и дата окончания действия названной лицензии.
Данные обстоятельства не исключают вину заявителя, который обязан был предпринять все необходимые меры для надлежащего исполнения бухгалтером возложенных на нее как трудовых, так и установленной публичной обязанности, однако учитываются судом при оценке обстоятельств совершения правонарушения.
Указанное позволяет суду прийти к выводу о том, что Генеральный директор ФИО1 не имел намерений умышленно нарушить установленные требования закона, однако полагал, что предпринятые им действия обеспечат надлежащее исполнение установленной обязанности.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что совершенное правонарушение не повлекло за собой существенной угрозы охраняемым общественным отношениям,
Характер и цель правовой охраны объекта правонарушения, в данном случае, не свидетельствуют о том, что допущенное заявителем правонарушение создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям,
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Также суд приходит к выводу об обоснованности ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи рассматриваемой жалобы, поскольку определением Крымского районного суда от 18.05.2017 жалоба генерального директора ОАО «Аврора» на постановления по делам об административных правонарушениях № 11-16/1154, 11-16/1156, 11-16/1157, 11-16/1159, 11-16/1161 от 27.12.2016, поданная в срок, оставлена без рассмотрения
На основании изложенного, руководствуясь пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Восстановить генеральному директору ОАО «Аврора» ФИО1 срок на подачу жалобы на постановление от 27.12.2016 по делу об административном правонарушении № 11-16/1154.
Постановление от 27.12.2016 по делу об административном правонарушении № 11-16/1154 о привлечении генерального директора ОАО «Аврора» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение 10 дней.
Судья: