ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-68/2018 от 07.06.2018 Бабаевского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-68/2018

РЕШЕНИЕ

п. Чагода 07 июня 2018 года

Судья Бабаевского районного суда Вологодской области Глатенко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы сельского поселения «Белокрестское» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ

установил:

На основании постановления по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора Бабаевского и Чагодощенского районов Вологодской области по пожарному надзору, заместителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Бабаевскому и Чагодощенскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ глава сельского поселения «Белокрестское» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, глава сельского поселения «Белокрестское» ФИО1 обратился суд, просил отменить постановление должностного лица, прекратить производство по делу в связи с отсутствием события правонарушения.

В обосновании жалобы указано, что в обжалуемом постановлении в качестве нарушения требований нормативных правовых актов в области пожарной безопасности указано, что муниципальным правовым актом органа местного самоуправления не определены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности сельского поселения Белокрестское и объектов муниципальной собственности. Постановлением администрации сельского поселения Белокрестское от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении комплексной программы по обеспечению мер пожарной безопасности сельского поселения Белокрестское на 2017-2020 года», постановлением администрации сельского поселения Белокрестское от ДД.ММ.ГГГГ «Об утруждении плана мероприятий сельского поселения Белокрестское по пожарной безопасности в 2018 году» указанные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности сельского поселения Белокрестское предусмотрены.

В качестве нарушения указано, что муниципальным правовым актом органа местного самоуправления не определены условия для организации добровольной пожарной охраны на территории сельского поселения Белокрестское. Решением Совета сельского поселения Белокрестское от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о деятельности добровольной пожарной охраны на территории сельского поселения Белокрестское» установлены условия для организации добровольной пожарной охраны (пункт 2.2 раздела 2 Положения). Кроме того, названным решением Совета поселения установлены социальное и экономическое стимулирование участия в добровольной пожарной охране (раздел 3 Положения).

В качестве нарушения требований нормативных актов в области пожарной безопасности указано, что территории общего пользования не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. В соответствии с постановлением администрации сельского поселения Белокрестское от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня первичных средств пожаротушения в местах общественного пользования населенных пунктов сельского поселения «Белокрестское» территории общего пользования поселения оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В качестве нарушения требований нормативных актов в области пожарной безопасности указано, что не определены меры по обеспечению оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. На территории сельского поселения Белокрестское в качестве оповещения о пожаре установлены рынды.

В качестве нарушения требований нормативных актов в области пожарной безопасности указано, что не определены порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа в администрации поселения, не разработана программа вводного инструктажа. Противопожарный инструктаж в администрации поселения проводится в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». Распоряжением администрации сельского поселения Белокрестское от 01.06.2017 № 18 «Об организации работ по охране труда» предусмотрело проведение инструктажа по пожарной безопасности, определена программа вводного инструктажа, предусмотрена инструкция о мерах противопожарной безопасности в здания администрации поселения и гаражах.

В качестве нарушения требований нормативных актов в области пожарной безопасности указано, что не разработан план привлечения сил и средств тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на территории поселения. Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Указанной статьей установлено, что к полномочиям поселения в области первичных мер пожарной безопасности не отнесена разработка плана привлечения сил и средств тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на территории поселения.

В качестве нарушения требований нормативных актов в области пожарной безопасности указано, что не предусмотрено оказание содействия органам государственной власти Вологодской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, организация пропаганды в области пожарной безопасности. Постановлением администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана мероприятий сельского поселения Белокрестское по пожарной безопасности в 2018 году» предусмотрены мероприятия по распространению специальных брошюр, памяток, листовок и других агитационных материалов в области пожарной безопасности. Проставлением администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении комплексной программы по обеспечению мер пожарной безопасности сельского поселения Белокрестское на 2017-2020 годы» предусмотрены мероприятия по проведению встреч и сходов с населением поселения по вопросам пожарной безопасности.

В пункте 15 обжалуемого поселения указано, что в поселении не организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории поселения. Согласно акту проверки противопожарных водоемов от ДД.ММ.ГГГГ проедена проверка источников наружного противопожарного водоснабжения на всей территории поселения.

Указано, что не обеспечены в нужном количестве источниками наружного противопожарного водоснабжения населенные пункты поселения с числом жителей 50 и более человек, не обозначено направление движения указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения пожарных гидрантов и водоемов, являющихся источниками противопожарного водоснабжения. На территории 55 населенных пунктов поселения наружное противопожарное водоснабжение в соответствии с п. 4.1. «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» не содержатся, поскольку число жителей, проживающих на территории, составляет менее 50 человек. На остальных территориях поселения источники наружного противопожарного водоснабжения содержатся и периодически проверяются с инженером 1 категории организации труда ОП 125 ФИО3

Также указано, что в нарушение требований ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния не обеспечивают нераспространение пожара от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений населенных пунктов сельского поселения Белокрестское. Однако не конкретизировано, расстояние до каких зданий и сооружений и каких населенных пунктов поселения не соответствуют требования ст. 69 вышеуказанного Федерального закона

Указанные доводы были доведены заявителем при проведении проверки и оставлены без внимания. Кроме того, проверка осуществлена формально, выезд на территорию поселения не осуществлялся, визуальный осмотр территорий сельского поселения не производился.

В судебном заседании глава сельского поселения «Белокрестское» ФИО1 и представитель ФИО4 доводы жалобы поддержали. Суду пояснили, что все нормативные правовые акты на территории поселения разработаны и приняты, кроме правового акта, устанавливающего в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (п.4 постановления). Не включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории поселения, поскольку сама программа не разработана в связи с тем, что не предполагается расширения и развития территории поселения (п.9 постановления). Все остальные мероприятия по пожарной безопасности, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении, выполняются. Опашка д. Кабожа не была произведена на момент проверки, т.к. в канавах стояла вода, и технике было не проехать. В настоящее время опашка произведена. Пожарные водоемы содержатся администрацией поселения, отмечены соответствующими указателями, население через сходы информировано о мерах пожарной безопасности, установлены средства оповещения о пожарах (рынды и таксофоны), проводятся проверки работоспособности источников наружного водоснабжения, в администрации поселения утверждён порядок и сроки похождения и проведения противопожарного инструктажа, утверждена программа инструктажа.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО5, полагал жалобу не подлежащей удовлетворению. Суду пояснил, что проверка была проведена по его распоряжению, ему не были представлены нормативные правовые акты в сфере пожарной безопасности, действующие в поселении. Для проведения проверки он выехал только в <адрес> и <адрес> без представителя администрации поселения. На остальную территорию поселения для проверки он не выезжал. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Вологодской области был введен особый противопожарный режим.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора Бабаевского и Чагодощенского районов Вологодской области по пожарному надзору, заместителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Бабаевскому и Чагодощенскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО5 в администрации сельского поселения «Белокрестское» проведена внеплановая выездная проверка выполнения требований пожарной безопасности.

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором были выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений участвующих в деле лиц установлено, что в ходе проверки был осуществлен выезд только в <адрес>, при этом представитель администрации не принимал участие в проверке.

Из представленного акта не ясно, какие конкретно нарушения правил пожарной безопасности были выявлены в указанных населенных пунктах. Доказательств отсутствия в указанных населенных пунктах средств оповещения о пожарах, пожарных водоемов, указателей к ним, первичных средств пожаротушения и т.п. в материалах дела не имеется. В этой части акт носит не конкретный характер.

Вывод должностного лица об отсутствии в поселении нормативно-правовой базы в сфере пожарной безопасности, не соответствует действительности.

Установлено, что сельским поселением «Белокрестское» не разработан правовой акт, устанавливающий в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (п.4 акта проверки), программа развития территории поселения (п. 9 акта проверки). Муниципальные правовые акты, указанные в п. 1,2,3,6,7,10,11,12,13,14 акта проверки, приняты органом местного самоуправления и представлены суду.

Отсутствие необходимых муниципальных правовых актов в сфере пожарной безопасности, принятие которых возложено на орган местного самоуправления, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Пунктом 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса РФ об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и негативных последствий, с учетом того, что правонарушение совершено впервые, в поселении не принято два правовых акта, судья приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью допущенного правонарушения, поскольку оно не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Бабаевского и Чагодощенского районов Вологодской области по пожарному надзору, заместителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Бабаевскому и Чагодощенскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому глава сельского поселения «Белокрестское» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью деяния, объявив ФИО1устное замечание, п.9 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На настоящее решение может быть подана жалоба в Вологодский областной суд в течение 10 дней.

Судья Ю.В. Глатенко

Копия верна:

Судья Ю.В. Глатенко