ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-68/2021 от 19.02.2021 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело № 12-68/2021

УИД 92RS0002-01-2020-005713-18

Р Е Ш Е Н И Е

г. Севастополь 19 февраля 2021 года

Судья Гагаринского районного суда г. Севастополя Тумайкина Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в <...>, кабинет №10, зал №5 жалобу представителя Департамента капитального строительства города Севастополя ФИО1 на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО2 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Департамента капитального строительства г. Севастополя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО2, Департамент капитального строительства г. Севастополя привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель Департамента капитального строительства г. Севастополя ФИО1 обратился с жалобой, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5. Кодекса РФ об административном правонарушении.

Жалоба мотивирована тем, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований административного законодательства и подлежит отмене, поскольку протокол об административном правонарушении и постановление не содержат необходимых сведений о составе административного правонарушения, Департамент был лишен возможности подать свои возражения и замечания на протокол об административном правонарушении. В постановлении отсутствуют сведения о месте рассмотрения дела, отсутствует мотивированное решение по делу, не указано, на кого именно наложен административный штраф, и за совершение какого именно административного правонарушения.

В судебное заседание представитель Департамента капитального строительства города Севастополя и представитель межрайонного ОСП по исполнению особых производств УФССП России по г. Севастополю не явились, о дате судебного заседания уведомлены своевременно и надлежащим образом, заявлений об отложении слушания по делу в суд не представили, в связи с чем суд, совещаясь на месте, постановил рассмотреть жалобу по существу в отсутствие неявившихся сторон.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья пришел к следующему.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола с обязательным направлением копии протокола в течение трех дней в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом привлекаемому лицу должна быть предоставлено возможность дать пояснения по существу вменяемых нарушений. Более того, составление протокола, предполагает разъяснение процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

В соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об АП нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что в Межрайонном ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю на исполнении находится исполнительное производство -ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ по исполнению решения Гагаринского районного суда г. Севастополя по делу о возложении на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанности расселить граждан - жильцов квартир многоквартирного жилого <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО3 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей в связи с неисполнением решения суда.

Судебным приставом-исполнителем ФИО4 в адрес Департамента капитального строительства г. Севастополя направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить требования предоставить судебному приставу-исполнителю документальное подтверждение исполнения требований исполнительного документа. В требовании должник предупреждается, что в случае неисполнения должником требований, в отношении него ДД.ММ.ГГГГ в 10-45 будет составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.15 Кодекса РФ об АП.

Таким образом, судебным приставом основания для привлечения к административной ответственности указаны в зависимости от выполнения должником требований судебного пристава.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Департамента капитального строительства г. Севастополя судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Севастополю ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении -АП по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствие представителя юридического лица.

В ответ на данное требование Департаментом капитального строительства г. Севастополя в адрес МОСП по ИОИП УФССП России по Севастополю ДД.ММ.ГГГГ направлены возражения на протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ-АП, в которых указаны причины и объективные обстоятельства, исключающие возможность исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок. Так было указано, что квартира расселена ДД.ММ.ГГГГ, квартира расселена ДД.ММ.ГГГГ. Наниматель квартиры расселен ДД.ММ.ГГГГ. К собственникам квартиры подано исковое заявление об изъятии имущества для государственных нужд. Гражданское дело находится в производстве Ленинского районного суда г. Севастополя. К собственникам квартиры подано исковое заявление об изъятии имущества для государственных нужд. Гражданское дело находится в производстве Ленинского районного суда г. Севастополя.

Письмо получено судебным приставом ДД.ММ.ГГГГ.

Данное обстоятельство указывает на то, что должником по исполнительному производству указанное в требовании судебного пристава-исполнителя было исполнено, представлена информация по исполнению судебного решения, при этом данная информация свидетельствует о наличии объективных причин, препятствующих исполнить решение суда, в связи с чем оснований полагать, что в отношении Департамента капитального строительства г. Севастополя будет составлен протокол об административном правонарушении у Департамента не имелось.

При этом исполнение требований свидетельствует об отсутствии вины в действиях должника.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление по делу об административном правонарушении

Постановлением ДД.ММ.ГГГГ Департамент капитального строительства г. Севастополя привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об АП. Дело рассмотрено в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.

Материалы дела об административном правонарушении не содержат иных сведений, кроме как указанных в требовании, об извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

Составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела в отсутствие представителя юридического лица, без разъяснения процессуальных прав, без предоставления возможности ознакомления с протоколом об административном правонарушении и дачи пояснений по существу вменяемых нарушений, грубо нарушили требования КоАП РФ, в том числе право на защиту привлекаемого юридического лица.

Содержание постановления по делу об административном правонарушении регламентировано статьей 29.10 КоАП РФ. Отсутствие в постановлении данных, прямо предусмотренных Законом, является существенным нарушением процессуальных требований и влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

В силу положений ст. 29.10 КоАП РФ привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения (в том числе событие административного правонарушения и вина лица, привлекаемого к ответственности, в его совершении), его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи кодекса, при этом событие должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия).

Выполнение установленных законом требований является важным принципом законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении.

В описательно-мотивировочной части постановления отсутствует мотивированное решение по делу.

В резолютивной части постановления отсутствуют сведения о том, какое конкретно лицо привлекается в административной ответственности и по какой статье КоАП РФ.

Допущенные по данному делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд -

р е ш и л :

Жалобу представителя Департамента капитального строительства города Севастополя ФИО1 – удовлетворить.

Постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО2 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Департамента капитального строительства г. Севастополя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении 10 дней со дня получения копии решения.

Судья: Л.П. Тумайкина