Судья Бжассо С.Т. дело № 21-120/2022
(I инст. № 12-68/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
12.10.2022 г. Майкоп
Судья Верховного Суда Республики Адыгея Шишев Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - государственного инспектора Территориального отдела ГАДН Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4 на определение судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 01.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Л»
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора Территориального отдела ГАДН Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 31.03.2022 №, ООО «Альянс-Л» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о назначении административного наказания, директор ООО «Альянс-Л» ФИО3 обратилась с жалобой в Теучежский районный суд Республики Адыгея, в которой просила признать незаконным и отменить вышеназванное постановление.
Определение судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 01.07.2022 дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ в отношении ООО «Альянс-Л» передано на рассмотрение по месту совершения правонарушения, а именно в Прикубанский районный суд <адрес>.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Адыгея, должностное лицо - государственный инспектор Территориального отдела ГАДН Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4 просит отменить определение судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 01.07.2022 и передать дело на рассмотрение по подведомственности в Майкопский городской суд Республики Адыгея. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что судом не учтены, при вынесении судебного акта требования части 2 статьи 29.5 КоАП РФ, в котором предусмотрено, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
В судебное заседание защитник ООО «Альянс-Л» не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Должностное лицо - заместитель начальника Территориального отдела ГАДН Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил определение судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 01.07.2022 отменить и передать дело в Майкопский городской суд Республики Адыгея для рассмотрения по существу.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения явившегося участника судебного разбирательства, прихожу к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно части 4 статьи 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении местом выявления административного правонарушения является стационарный пост весового контроля СПВК-6 (Краснодар), расположенный на 41 км.+140 м. ФАД А-160 «Майкоп-Бжедугхабль-Адыгейск-Усть-Лабинск-Кореновск», на участке Бжедугхабль-Адыгейск (территория Республики Адыгея).
17.02.2022 государственным инспектором Территориального отдела ГАДН Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Альянс-Л» и проведении административного расследования (л.д. 17).
Приказом от 01.02.2013 № АК-140 фс Министерства транспорта Российской Федерации утверждено Положение о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление).
На основании пункта 1 Положения Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
В соответствии с пунктом 40 названного Положения Управление в установленном порядке имеет территориальные структурные подразделения на территории субъекта Российской Федерации.
В состав Управления входит Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проводивший административное расследование по настоящему делу об административном правонарушении, местом нахождения которого является: <...>.
Указанный адрес относится к территориальной юрисдикции Майкопского городского суда Республики Адыгея.
В абзаце 14 подпункта «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (например, межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта), необходимо учитывать, что исходя из положений части 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование».
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 623-О-П и от 15.01.2009 № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Изложенное согласуется с правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020 (вопрос № 56).
Изложенное свидетельствует о допущенном судьей районного суда нарушении требований закона, носящем фундаментальный характер, что лишает лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, конституционного права на рассмотрении его дела судом, к подсудности которого оно отнесено законом.
При таких обстоятельствах определение судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 01.07.2022 не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело по жалобе направлению в Майкопский городской суд Республики Адыгея для рассмотрения по существу, по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу должностного лица - государственного инспектора Территориального отдела ГАДН Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4 удовлетворить.
Определение судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 01.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Л», отменить.
Дело с жалобой директора ООО «Альянс-Л» ФИО3 на постановление государственного инспектора Территориального отдела ГАДН Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 31.03.2022 № направить по подведомственности в Майкопский городской суд Республики Адыгея для рассмотрения по существу.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Адыгея Б.А. Шишев