ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-69 от 15.05.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Нуждин С.В. Дело № 12 – 69

РЕШЕНИЕ

15 мая 2017 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Совкич А.П.,

при секретаре Матёрной Е.Н.,

рассмотрев жалобу товарищества собственников жилья «Покровск-8» на постановление судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 23 марта 2017 года, вынесенное в отношении товарищества собственников жилья «Покровск-8» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 23 марта 2017 года товарищество собственников жилья (далее – ТСЖ) «Покровск-8» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.11 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, ТСЖ «Покровск-8» просит постановление судьи районного суда отменить и производство по делу прекратить, указывает, что нарушения, перечисленные в акте проверки и в постановлении об административном правонарушении свидетельствуют о несоблюдении требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 КоАП РФ. Также указывает, что суд формально подошёл к вопросу о наличии в действиях товарищества события и состава административного правонарушения, в постановлении не указано, какие именно испытания должны быть проведены, в какой срок, не установил, где и какие средства пожаротушения должны размещаться на ВРУ. Считает, что органы Ростехнадзора не вправе осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией электроустановок жилищного фонда. Указание в тексте постановления о признании вины не соответствует действительности.

Законный представитель ТСЖ «Покровск-8» Гук Т.А. в судебном заседании поддержала доводы жалобы.

Проверив законность и обоснованность постановления судьи в полном объёме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно статье 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного правонарушения является тепловая и иная энергия, рациональное её использование, безопасность эксплуатации перечисленных объектов. Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении либо нарушении правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. Субъектами правонарушения являются организации, на которых действующим законодательством возложена обязанность соблюдать вышеуказанные правила.

В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в таком доме, в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с пунктами 2 и 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества в многоквартирном доме включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома; в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённым приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6 (далее – ПТЭЭП) потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии (пункт 1.2.2).

Средства защиты, инструмент и приспособления, применяемые при обслуживании и ремонте электроустановок, должны удовлетворять требованиям соответствующих государственных стандартов и действующих правил применения и испытания средств защиты. Средства защиты, инструмент и приспособления должны подвергаться осмотру и испытаниям в соответствии с действующими правилами (пункт 1.7.3).

Электроустановки должны быть укомплектованы первичными средствами пожаротушения (1.7.20).

Материалами дела установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 06 февраля 2017 года в отношении ТСЖ «Покровск-8», расположенного по адресу: Саратовская область, город Энгельс, проспект Ф. Энгельса, дом № 8, осуществляющего управление общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме, проведена плановая выездная проверка.

По результатам проведённой проверки были выявлены нарушения ТСЖ «Покровск-8» требований ПТЭЭП, а именно в нарушение пунктов 1.2.2, 1.7.20, 1.7.3 ПТЭЭП – не проведены профилактические испытания по ТСЖ «Покровск-8», не укомплектованы ВРУ – 0,4 кВ ТСЖ «Покровск-8» первичными средствами пожаротушения, не обеспечено укомплектование электроустановки ВРУ - 0,4 кВ защитными средствами.

21 февраля 2017 года в отношении ТСЖ «Покровск-8» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 9.11 КоАП РФ, и выдано предписание об устранении выявленных в ходе плановой выездной проверки нарушений обязательных требований нормативных документов с указанием сроков их устранения.

Факт совершения ТСЖ «Покровск-8» данного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Как следует из определения понятия административного правонарушения, установленного в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, противоправное, виновное деяние может быть совершено юридическим лицом.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

С учётом изложенного, районный суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ТСЖ «Покровск-8» состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о наличии в действиях ТСЖ «Покровск-8» состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 КоАП РФ, основаны на неверном толковании закона.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Наказание ТСЖ «Покровск-8» в виде административного штрафа назначено юридическому лицу в пределах санкции статьи 9.11 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что в данном случае ТСЖ не является субъектом административного правонарушения, об отсутствии у административного органа полномочий на проведение проверки нахожу несостоятельными исходя из следующего.

ПТЭЭП включают в себя требования к потребителям, в том числе к организациям, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно (пункт 1.1.2).

ТСЖ «Покровск-8» в процессе своей деятельности по управлению многоквартирным жилым домом осуществляет обслуживание (эксплуатацию) электроустановок и энергопотребляющих установок, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по указанному выше адресу, в связи с чем на него в распространяется действие вышеуказанных Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.

В соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих полномочия и деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), осуществление надзора за эксплуатацией электроустановок и энергопотребляющих установок, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, отнесено к компетенции указанной Службы.

Доводы о том, что материалах дела и в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, какие именно испытания должны быть проведены, в какой срок, где и какие средства пожаротушения должны размещаться на ВРУ не свидетельствуют о незаконности данных документов и не влекут отмену постановления.

Ссылка в жалобе на неверное указание в постановлении о признании вины законным представителем ТСЖ «Покровск-8», не опровергает вывод суда о наличии события административного правонарушения.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, при производстве по делу не допущено, оснований для отмены или изменения судебного акта при рассмотрении жалобы не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 23 марта 2017 года оставить без изменения, жалобу товарищества собственников жилья «Покровск-8» – без удовлетворения.

Судья А.П. Совкич