ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-690/2021 от 07.09.2021 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск 07 сентября 2021 года.

Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Авдеев К.В.,

с участием представителей ФГБУ «Иркутское УГМС» ФИО1, действующей на основании доверенности от 18.03.2021 года, ФИО2, действующей на основании доверенности от 20.11.2021 года, рассмотрев жалобу представителя ФГБУ «Иркутское УГМС» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Иркутска Колесниковой В.С. от 21.06.2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», расположенного по адресу: <...>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Иркутска Колесниковой В.С. от 21.06.2021 года, ФГБУ «Иркутское УГМС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ФГБУ «Иркутское УГМС» ФИО1 обратилась с жалобой в Октябрьский районный суд г. Иркутска, в обоснование которой указала, что протокол об административном правонарушении от 21.05.2021 года №2-13-1 в мировой суд судебного участка № 3 Октябрьского района г. Иркутска, был направлен отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области 02.06.2021 года, что является нарушением 3-х дневного срока в соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ. При составлении протокола от 21.05.2021 года старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области были нарушены сроки составления протокола предусмотренные ст. 28.8 КоАП РФ, так протокол был составлен спустя 2 месяца с даты выявленных правонарушений 29.03.2021 года, однако данные обстоятельства суд не принял во внимание при вынесении постановления от 21.06.2021 года, указав что он составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ.

В соответствии с п.22 Приказа МЧС России от Дата «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Регламент) главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - надзорный орган) составляют ежегодные планы проверок, куда не включаются юридические лица, и индивидуальные предприниматели деятельность которых отнесена к категории низкого риска, то есть не являются потенциально опасными объектами и не отнесены к категории по гражданской обороны. В соответствии с п. 29 Регламента надзорным органом ведется контрольно-наблюдательное дело (далее - КНД) по объектам надзора, в котором указывается необходимая информация, в том числе о наличии у объекта надзора категории по гражданской обороне. Согласно письмам Росгидромета от 06.04.2021 года №50-160-40, от 11.06.2021 года №100-04- 74, в соответствии с «Перечнем организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - Перечень) ФГБУ «Иркутское УГМС» и его филиалы, согласно Перечня изданных с 2013 года не отнесены к категориям по гражданской обороне. Данный Перечень согласовывается с МЧС России. Таким образом, надзорный орган, планируя и проводя проверку в ФГБУ «Иркутское УГМС» должен был знать о том, что учреждение не является потенциально опасным объектом и не отнесено к категории по гражданской обороне. В протоколе указаны правонарушения касающиеся организаций отнесенных к категории по гражданской обороне и являются потенциально опасным объектом, что указывает на превышение полномочий при проведении проверки старшим инспектором ОНД и ПР г. Иркутска УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области.

Судом, при вынесении постановления от 21.06.2021 года, не были исследованы и не были учтены представленные представителями ФГБУ «Иркутское УГМС» возражения от 18.06.2021 года № 2415/42 и приложенные к ним письменные доказательства. Суд не учел доводы ФГБУ «Иркутское УГМС» о том что, учреждение не является потенциально опасным объектом и не отнесено к категории по гражданской обороне, что подтверждается информационными письмами Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2021 года № 362-9638 (Вх. от 15.06.2021 года №1926), Росгидромета от 06.04.2021 года №50-160-40 (Вх. от 08.04.2021 года «117), от 11.06.2021 года №100-04-74 (Вх. от 15.06.2021 года №183), в протоколе неправомерно указаны пункты правонарушений, которые относятся к организациям являющимся потенциально опасным объектом и отнесенных к категории гражданской обороны. При составлении и ознакомлении с протоколом от 21.05.2021 года начальником учреждения ФИО5 было письменно указанно, что возражения будут представлены на рассмотрении в мировом суде Октябрьского района г. Иркутска, данные возражения от 18.06.2021 года №2415/42 с приложением подтверждающих документов, были представлены в суд, но при рассмотрении административного дела №5-610/221 учтены небыли.

В постановлении от 21.06.2021 года суд указал, что доводы ФГБУ «Иркутское УГМС» о том, что учреждение не разрабатывает собственный план гражданской обороны опровергаются материалами дела. С данными выводами суда согласится не возможно, поскольку учреждение не должно и не обязано разрабатывать собственный план гражданской обороны. Согласно п. 36 «Порядка разработки, согласования планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» утвержденного приказом МЧС России от 27.03.2020 года №216 ДСП, организации, не отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

Поскольку ФГБУ «Иркутское УГМС» не является потенциально опасным объектом и не отнесено к категории по гражданской обороне, что подтверждается информационными письмами с Росгидромета и Ростехнадзора, оно не должно и не обязано разрабатывать собственный план по гражданской обороне. Так, как пункты правонарушений указанные в протоколе от 21.05.2021 года являются пунктами плана гражданской обороны, а учреждение не должно и не обязано составлять план гражданской обороны, то указанные пункты правонарушений в протоколе от 21.05.2021 года являются неправомерными, ФГБУ «Иркутское УГМС» считает, что судом не были учтены документы, подтверждающие превышение полномочий надзорного органа, представленные представителями учреждения в суд, и суд не принял во внимание доводы, изложенные в возражении, в связи с чем на основании изложенного, просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

Выслушав мнения участвующих лиц - представителей ФГБУ «Иркутское УГМС», поддержавших доводы жалобы по изложенным в ней мотивам и основаниям, исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом, под законностью понимается соблюдение всех норм КоАП РФ, регламентирующих порядок принятия решения, а под обоснованностью - наличие в представленных материалах сведений, которые подтверждают необходимость принятого решения.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее- ФЗ № 68-ФЗ) названный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 7 ФЗ № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

В силу ст. 14 ФЗ № 68-ФЗ определены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Под чрезвычайной ситуацией согласно вышеназванному Федеральному закону понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1).

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей установлено, что 21.05.2021 года ФГБУ «Иркутское УГМС», по адресу: <...>, не выполнило предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

По данному факту в отношении ФГБУ «Иркутское УГМС» должностным лицом ГУ МЧС России по Иркутской области 21.05.2021 года был составлен протокол № 2-13-1 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

В ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства дела мировым судьей установлены, доказательства исследованы полно и объективно. Совершение ФГБУ «Иркутское УГМС» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ подтверждено совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены и мировым судьей им дана надлежащая оценка.

Выводы мирового судьи о наличии в действиях ФГБУ «Иркутское УГМС» вменяемого состава административного правонарушения основаны на имеющихся в материалах дела и исследованных в судебном заседании доказательствах, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения ФГБУ «Иркутское УГМС» к административной ответственности соблюден.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что мировой судья сделал вывод о виновности ФГБУ «Иркутское УГМС» в совершенном правонарушении, не исследовав возражения представителей, не учел что ФГБУ «Иркутское УГМС» не является потенциально опасным объектом и не разрабатывает план гражданской обороны, поскольку в постановлении мировой судья оценил все исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, и пришел к обоснованному выводу наличии в действиях ФГБУ «Иркутское УГМС» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, мировой судья, верно, признал их допустимыми доказательствами, совокупность которых является достаточной для установления виновности ФГБУ «Иркутское УГМС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Иные доводы представителей ФГБУ «Иркутское УГМС» приведенные в жалобе не содержат обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение постановления мирового судьи.

Постановление мирового судьи отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, при этом учитывая обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого лица мировой судья назначил наказание в виде административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей в размере половины минимального размера административного штрафа.

Административное наказание назначено мировым судьей в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с общими правилам назначения, предусмотренными ст. 4.1 КоАП РФ, с применением положений ч.ч. 3.2-3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений норм законодательства об административных правонарушениях, препятствовавших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не усматривается.

Поэтому учитывая вышеизложенное, жалобу представителя ФГБУ Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО1 на постановления мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Иркутска от 21.06.2021 года, следует оставить без удовлетворения, а постановление мирового судьи без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Иркутска Колесниковой В.С. от 21.06.2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении ФГБУ «Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», оставить без изменения, жалобу представителя ФГБУ Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья: