19RS0№-18
12-691/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
<адрес> Хакасия 21 сентября 2021 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Бубличенко Е.Ю.,
при секретаре ФИО3,
рассматривая в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – бывшего министра спорта Республики Хакасия ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Хакасия, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>А, к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес> о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – бывший министр спорта Республики Хакасия ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо ФИО1 обратился с жалобой в Абаканский городской суд Республики Хакасия, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1 – 30.3 КоАП РФ, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на неправомерность привлечения его к административной ответственности, поскольку специальное оборудование (тренажеры), переданное в оперативное управление автономному учреждению Республики Хакасия «Спортивная школа «Саяны» (далее – АУ РХ «Спортивная школа «Саяны»), хранилось на складе и не использовалось по назначению в связи с отсутствием площадей для использования. Руководством указанной школы и ее наблюдательным советом в Министерство спорта Республики Хакасии было направлено ходатайство с просьбой установить тренажеры в помещениях автономного учреждения Республики Хакасия «Спортивная школа «Тея» (далее - АУ РХ «Спортивная школа «Тея») для совместно использования спортсменами лыжниками, велосипедистами и хоккеистами в рамках учебно-тренировочных сборов, что и было сделано. В настоящее время ситуация исправлена, оборудование вновь упаковано, передано от АУ РХ «Спортивная школа «Тея» к АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» и возвращено на склад.
В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 жалобу по доводам, изложенным в ней, поддержал, дополнительно пояснил, что нецелевого использования бюджетных средств не было, спортивное оборудование было приобретено согласно Перечню в рамках реализации государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» в соответствии с условиями Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между Министерством спорта Республики Хакасия и Правительством Республики Хакасия. Ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство имущественных и земельных отношений РХ о передаче оборудования АУ РХ «Спортивная школа «Тея» было подписано им на основании решения наблюдательного совета. Оборудование было передано ДД.ММ.ГГГГ, тогда как он был освобожден от занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по <адрес> (далее – УФК по <адрес>) ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против доводов жалобы, указала на законность привлечения должностного лица к административной ответственности. Полагала, что материалы дела содержат достаточные данные и доказательства вины должностного лица ФИО1, который подписал ходатайство о передаче имущества от одной школы к другой, тем самым допустил нецелевое использование бюджетных средств.
Заслушав участников процесса, проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого постановления, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с диспозицией ст. 15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с п.1, п. 3 ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, указанными в абзаце первом настоящего пункта.
Согласно п. 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, одним из условий предоставления субсидий является заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние (Приложение № к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№), устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям: а) развитие материально-технической базы спортивных школ олимпийского резерва; б) совершенствование спортивной подготовки по хоккею.
Закрепленный в ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Объективной стороной административного правонарушения, за совершение которого должностное лицо ФИО1, будучи на тот период министром спорта Республики Хакасия, привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, явилось то, в нарушение требований ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, Министерством спорта Республики Хакасия допущено нецелевое использовании бюджетных средств в сумме 1 340 023,00 руб., в том числе средств субсидии в сумме 1 313 356,54 руб. в результате расходования бюджетных средств на оплату денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам, в случае несоответствия использования поставленного товара целям осуществления закупки.
Как следует из материалов дела, между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» подпрограммы «Развитие хоккея в Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В рамках выполнения Соглашения Министерством спорта Республики Хакасия с ИП ФИО5 были заключены контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 1469290,11 руб. и договор от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 96 606 руб. на поставку спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, местом поставки товара указано: <адрес>, Автономное учреждение Республики Хакасия спортивная школа «Центр спортивной подготовки «Тея». По товарным накладным оборудование поставлено, платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№ и № произведена за него оплата.
Управлением Федерального казначейства по <адрес> проводилась плановая выездная проверка в Министерстве спорта Республики Хакасия представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», соблюдения условий Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе проверки установлено, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношении Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№-РП спортивное оборудование передано автономному учреждению Республики Хакасия «Спортивная школа «Саяны» с закреплением на праве оперативного управления и отнесением имущества к категории особо ценного движимого имущества.
На основании направленного директором АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» ФИО6 в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия обращения (ходатайства) от ДД.ММ.ГГГГ№, согласованного министром спорта Республики Хакасия ФИО1, с просьбой о передаче с баланса АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» особо ценного имущества, которое не используется учреждением, на баланс АУ РХ «Спортивная школа «Тея», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-РП изъяло у АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» спортивное оборудование на сумму 1 340 023,00 руб., приобретенное по контракту ДД.ММ.ГГГГ и договору от ДД.ММ.ГГГГ и передало его в АУ РХ «Спортивная школа «Тея» с закреплением на праве оперативного управления и отнесением имущества к категории особо ценного движимого имущества.
Исходя из установленного, административный орган пришел к выводу о том, что Министерством спорта Республики Хакасия допущено нецелевое использование бюджетных средств.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту в отношении бывшего министра спорта Республики Хакасия ФИО1, подписавшего направленное обращение (ходатайство) от ДД.ММ.ГГГГ, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ. Приведенные обстоятельства послужили основанием для его привлечения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, назначению наказания в виде административной штрафа в размере 20 000 руб.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№-рк ФИО1 назначен на должность министра спорта Республики Хакасия.
Как установлено в ходе судебного заседания ФИО1 был освобожден от занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Проанализировав исследованные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что неоспоримых доказательств и достаточных данных для установления в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, административным органом не представлено.
Исходя из положений ст. 26.11 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить все доводы жалобы, которые должны быть оговорены в судебном акте, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы.
Кроме того, по смыслу положений п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Как определено ч. 1 ст. 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Наличие виновности лица в совершении административного правонарушения указано в п. 3 ст. 26.1 КоАП в качестве одного из обстоятельств, подлежащего выяснению по делу об административном правонарушении.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Управление Федерального казначейства по <адрес> привлекло бывшего министра спорта Республики Хакасия ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использовании бюджетных средств в сумме 1 340 023,00 руб., в том числе средств субсидии в сумме 1 313 356,54 руб. в результате расходования бюджетных средств на оплату денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам, в случае несоответствия использования поставленного товара целям осуществления закупки.
Как указано выше, министерство спорта Республики Хакасия, как получатель средств федерального бюджета, во исполнение условий Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№, в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» подпрограммы «Развитие хоккея в Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», приобрело по заключенным с ИП ФИО5 контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ и договору от ДД.ММ.ГГГГ№ спортивно-технологическое оборудование для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, которое распоряжением Министерства имущественных и земельных отношении Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№-РП было передано АУ РХ «Спортивная школа «Саяны».
Вместе с тем, как следует из Протокола заседания членов наблюдательного совета АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» № от ДД.ММ.ГГГГ, на заседании было рассмотрено предложение директора АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» ФИО7 по передаче спортивных тренажеров, не используемых учреждением, находящихся на балансе АУ РХ «Спортивная школа «Саяны», на баланс АУ РХ «Спортивная школа «Тея», и принято решение о согласовании передачи спортивных тренажеров, находящихся на балансе АУ РХ «Спортивная школа «Саяны», на баланс АУ РХ «Спортивная школа «Тея».
ДД.ММ.ГГГГ директором АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» ФИО6 на имя министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия было направлено обращение №, в котором АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» просит передать с баланса АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» особо ценного имущества, которое не используется учреждением, на баланс АУ РХ «Спортивная школа «Тея».
Данное обращение ДД.ММ.ГГГГ было согласованного министром спорта Республики Хакасия ФИО1.
С целью рационального использования государственного имущества распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-РП Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия изъяло у АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» имущество, указанное в приложении к распоряжению, и передало его АУ РХ «Спортивная школа «Тея» с закреплением на праве оперативного управления и отнесением имущества к категории особо ценного движимого имущества.
С учетом изложенного суд находит заслуживающими внимания доводы жалобы ФИО1 о том, что приобретенное спортивное оборудование АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» не использовалось, хранилось на складе, поэтому было передано АУ РХ «Спортивная школа «Тея» для совместно использования спортсменами лыжниками, велосипедистами и хоккеистами в рамках учебно-тренировочных сборов.
Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что основанием для изъятия у АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» спортивного оборудования и передачи его АУ РХ «Спортивная школа «Тея», согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ№-РП, послужило обращение директора АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» в Министерство имущественных и земельных отношений РХ от ДД.ММ.ГГГГ№, которое было лишь согласованно министром спорта Республики Хакасия ФИО1, после того как членами наблюдательного совета АУ РХ «Спортивная школа «Саяны» было принято решение передать спортивные тренажеры, не используемые учреждением, на баланс АУ РХ «Спортивная школа «Тея».
При этом министром спорта Республики Хакасия ФИО1 не было издано и подписано каких-либо распорядительных документов, на основании которых спортивное оборудование было передано с баланса одной спортивной школы на баланс другой спортивной школы. Спортивное оборудование было передано по Акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после того, как ФИО1 был освобожден от занимаемой должности.
Министерство спорта Республики Хакасия, как получатель средств федерального бюджета, обеспечило целевой характер использования предоставленных федеральных бюджетных средств, между тем распорядительных актов о его передаче между спортивными школами не издавало.
Управлением Федерального казначейства по <адрес> не приведено доказательств, указывающих на нарушение должностным лицом – бывшим министром спорта Республики Хакасия ФИО1 принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленного в ст. 38 БК РФ, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым постановление административного органа отменить, производство по данному делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – бывшего министра спорта Республики Хакасия ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Ю. Бубличенко