ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-692/2021 от 20.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

20 октября 2021 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Гавловского В.А.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «РН-Краснодарнефтегаз» на постановление по делу об административном правонарушении -П-2 от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесенное Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении юридического лица ООО «РН-Краснодарнефтегаз»,

УСТАНОВИЛ:

Представитель ООО «РН-Краснодарнефтегаз» обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении -П-2 от 17.06.2021г., вынесенное Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении юридического лица ООО «РН-Краснодарнефтегаз». В обоснование жалобы указано, что вмененное Обществу административное правонарушение, выразившееся в неисполнении обязанности по отнесению отходов производства и потребления I – V классов опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I – IV классов опасности, квалифицируется по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ. При этом при проведении проверки не был установлен факт образования отхода мусор при очистке прибрежных защитных полос водоохранных зон и акваторий водных объектов (<данные изъяты>).

В рамках реализации мероприятий по охране водных объектов б. ФИО1 (договор водопользования -ДД.ММ.ГГГГ.<данные изъяты>), <адрес> (-ДД.ММ.ГГГГ.<данные изъяты>), <адрес> (договор водопользования -ДД.ММ.ГГГГ.<данные изъяты>), <адрес> (договор водопользования -ДД.ММ.ГГГГ.<данные изъяты>) сотрудниками ООО «РН-Краснодарнефтегаз» проводятся мероприятия по очистке водоохранных зон (уборка территории и прибрежной полосы). В рамках реализации вышеуказанных мероприятий отход – мусор при очистке прибрежных защитных полос водоохранных зон и акваторий водных объектов (<данные изъяты>) не образовывался, в связи с чем разработка паспорта на отход не требуется. Также данный отход не образуется в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

В рамках надзорных мероприятий Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора факт образования вышеуказанного отхода не установлен, размер назначенного административного наказания не соответствует характеру совершенного административного правонарушения. На основании изложенного просит суд отменить постановление -П-2 от 17.06.2021г., производство по делу прекратить.

Представитель заявителя ООО «РН-Краснодарнефтегаз» по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе и в дополнении к ней, просила признать незаконным и отменить обжалуемое постановление.

Представитель заинтересованного лица – Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу требований п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим кодексом.

Постановлением по делу об административном правонарушении -П-2 от 17.06.2021г., вынесенным Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора, юридическое лицо ООО «РН-Краснодарнефтегаз», привлечено к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Как следует из материалов дела, во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Южного межрегионального управления Росприроднадзора о проведении плановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. а также приказа от ДД.ММ.ГГГГ Южного межрегионального управления Росприроднадзора о продлении плановой выездной проверки в отношении юридического лица - ООО «РН-Краснодарнефтегаз» Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора завершена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ-П.

ДД.ММ.ГГГГ в 16:50 час. по адресу: г. Краснодар <адрес>, каб. 31 должностным лицом Южного межрегиопального управления Росприроднадзора установлен факт неисполнения юридическим лицом ООО «РН-Краснодарнефтегаз» обязанности по отнесению отходов производства и потребления I – V классов опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I – IV классов опасности.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, выражается в следующем.

ООО «РН-Краснодарнефтегаз» осуществляет пользование поверхностными водными объектами в целях забора водных ресурсов из водных объектов на основании договоров водопользования: б. ФИО1 (договор водопользования -ДД.ММ.ГГГГ.<данные изъяты>), <адрес> (-ДД.ММ.ГГГГ.<данные изъяты>), <адрес> (договор водопользования -ДД.ММ.ГГГГ.<данные изъяты>), <адрес> (договор водопользования -ДД.ММ.ГГГГ.<данные изъяты>).

В соответствии ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно требованиям пунктов 3, 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В рамках анализа представленных ООО «РН-Краснодарнефтегаз» сведений и документов в области использования и охраны водных объектов согласно договорам водопользования установлено, что Общество в соответствии с условиями, предусмотренными пунктом 10 договоров водопользования обязано обеспечить предоставление в уполномоченный государственный орган (министерство природных ресурсов Краснодарского края) ежегодно утвержденный план водоохранных мероприятий с поквартальной разбивкой, с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации, а также обеспечить ежеквартальное предоставление отчета о фактическом выполнении утвержденного плана водоохранных мероприятий, с указанием размера затраченных средств.

Также в соответствии с условиями договоров водопользования пользователь водного объекта обязан вести регулярные наблюдения за состоянием водного объекта и его водоохраной зоной по согласованной с уполномоченным государственным органом программе. Представлять в Кубанское бассейновое водное управление сведения, полученные в результате наблюдения за водным объектом, по формам, предусмотренным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм и порядка предоставления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями».

В рамках проверки выполнен анализ план водоохранных мероприятий за 2020 год по водным объектам <адрес> (на 642 км от устья), <адрес> (на 17 км от устья), <адрес> (на 72 км от устья), б. ФИО1 (на 3 км от устья).

Согласно плану водоохранных мероприятий на 2020 год по охране водного объекта б. ФИО1 (на 3 км от устья) было предусмотрено обустройство рыбозащитными сооружениями (подъем и очистка РЗУ) сумма средств 10 тыс. рублей; мероприятия по очистке водоохранных зон (уборка территории и прибрежной полосы) сумма средств 6 тыс. рублей; ведение мониторинга водных объектов (исследование хим. состава воды в точке забора) сумма средств 8 тыс. рублей. Итого мероприятий запланировано на общую сумму средств 24 тыс. рублей.

Согласно плану водоохранных мероприятий на 2020 год по охране водного объекта <адрес> (на 642 км от устья) было предусмотрено: обустройство рыбозащитными сооружениями (подъем и очистка РЗУ) сумма средств 10 тыс. рублей; мероприятия по очистке водоохранных зон (уборка территории и прибрежной полосы) сумма средств 12 тыс. рублей; ведение мониторинга водных объектов (исследование хим. состава воды в точке забора) сумма средств 19 тыс. рублей. Итого мероприятий запланировано на общую сумму средств 41 тыс. рублей.

Согласно плану водоохранных мероприятий на 2020 год по охране водного объекта <адрес> (на 72 км от устья) было предусмотрено: обустройство рыбозащитными сооружениями (подъем и очистка РЗУ) сумма средств 10 тыс. рублей: установка водоизмерительной аппаратуры (поверка узла учета) сумма средств 2 тыс. рублей; мероприятия по очистке водоохранных зон (уборка территории и прибрежной полосы) сумма средств 12 тыс. рублей; ведение мониторинга водных объектов (исследование хим. состава воды в точке забора) сумма средств 19 тыс. рублей. Итого мероприятий запланировано на общую сумму средств 43 тыс. рублей.

Согласно же плану водоохранных мероприятий на 2020 год по охране водного объекта <адрес> (на 17 км от устья) было предусмотрено: обустройство рыбозащитными сооружениями (подъем и очистка РЗУ) сумма средств 10 тыс. рублей; установка водоизмерительной аппаратуры (поверка узла учета) сумма средств 2 тыс. рублей; мероприятия по очистке водоохранных зон (уборка территории и прибрежной полосы) сумма средств 12 тыс. рублей; ведение мониторинга водных объектов (исследование хим. состава воды в точке забора) сумма средств 19 тыс. рублей. Итого мероприятий запланировано на общую сумму средств 43 тыс. рублей.

При этом в рамках анализа разработанных и утвержденных ООО «РН-Краснодарнефтегаз» паспортов на отходы I – IV класса опасности установлено, что Обществом не разработано в установленном порядке паспорт на отходы – мусор при очистке прибрежных защитных полос водоохранных зон и акваторий водных объектов код по <данные изъяты>, который в соответствии с федеральным классификатором отходов является отходом IV класса опасности для окружающей среды.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, изложенные обстоятельства и события правонарушения, свидетельствуют об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении представителем юридического лица представлены возражения от ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ-50-02858-21 к нарушениям, обозначенным в протоколе об административном правонарушении, которые были рассмотрены и приобщены к материалам административного дела.

Кроме того, представителем юридического лица при рассмотрении дела заявлено ходатайство об объединении в отдельное производство составов статей ч. 9 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.14 и вынесении согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ одного более строгого административного наказания по договорам водопользования, которое рассмотрено и не удовлетворено в виду отсутствия соответствующих оснований.

В рамках рассмотрения административного дела рассмотрен вопрос о возможности применении нормы ст. 2.9 КоАП РФ.

Вина Общества в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ состоит в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, касающихся соблюдения экологических требований при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Характер допущенных нарушений выражается в отсутствии должного контроля со стороны должностных лиц, осуществляющих непосредственное и прямое руководство текущей деятельностью.

Указанные обстоятельства образуют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении юридического липа к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством. При этом Общество могло предвидеть и предотвратить вышеуказанные обстоятельства при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Учитывая указанные обстоятельства, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора при вынесении постановления по делу об административном правонарушении -П-2 от 17.06.2021г. обоснованно пришло к выводу о привлечении юридического лица к административной ответственности за нарушение ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ. Все процессуальные требования при привлечении Общества к ответственности Росприроднадзором соблюдены. Указание в обжалуемом постановлении на привлечение к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ является ошибочным, что судом признается технической опиской, так как совершенное административное правонарушение инкриминируется по ч. 9 указанной статьи КоАП РФ.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления, поскольку оспариваемое постановление было принято в соответствии с законом в пределах осуществления полномочий Южного межрегионального управления Росприроднадзора. Каких-либо существенных нарушений при его вынесении судом не установлено.

При принятии решения законность и обоснованность оспариваемого постановления судом проверены в полном объеме.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении -П-2 от 17.06.2021г., вынесенное Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора, оставить без изменения, жалобу ООО «РН-Краснодарнефтегаз» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Ленинский районный суд г. Краснодара.

Судья: