Дело № 12-694/2020
УИД 24RS0041-01-2020-002585-14
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 августа 2020 года г. Чита
Судья Центрального районного суда г. Читы Маркова О.А., при секретаре Верховод Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» ФИО1 на постановление № старшего государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №/ЮЛ старшего государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представителем АО «ФПК» ФИО1 подана жалоба, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель должностного лица в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Участвуя в судебном заседании, представитель АО «ФПК» ФИО1, действуя на основании доверенности, поддержав доводы жалобы, пояснила, что отсутствие в пассажирском поезде № сообщением Чита-Москва условий доступности пассажирских вагонов для инвалидов обосновано тем, что в состав поезда не продавались проездные билеты на проезд пассажиров из числа инвалидов. При поступлении запроса на провоз пассажиров из числа инвалидов или маломобильных пассажиров в состав поезда был бы включен вагон, оснащенный всеми необходимыми приспособлениями и оборудованием, предназначенным для перевозки таких пассажиров. Также просила обратить внимание на то обстоятельство, что акт результатов планового (рейдового) осмотра, обследования подвижного состава железнодорожного транспорта в процессе его эксплуатации № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого была составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административном ответственности, и который был направлен лицу, привлекаемому к административной ответственности содержит недостоверные сведения – указаны номера вагонов, которые в парке АО «ФПК» не числятся.
Заслушав участника, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.
В силу 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании рейдового задания был проведен рейдовый осмотр вагонов в составе пассажирского поезда № сообщением Чита-Москва формирования Забайкальского филиала АО «ФПК» на территории железнодорожной станции Карсноярск – Главный по адресу: <адрес>. Установлено, что АО «ФПК» уклонилось от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а именно: в ходе проведения рейдового осмотра по вопросам обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, поездов дальнего следования предоставляемых услуг были выявлены нарушения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ, а также нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг в поездах дальнего следования.
В сформированном Забайкальским филиалом АО «ФПК» ДД.ММ.ГГГГ составе из девяти вагонов №, №. №, №, №, №, №, №, № пассажирского поезда № сообщением Чита – Москва для пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения, отсутствовали условия доступности пассажирских вагонов, не обеспечивались условия доступности услуг (отсутствовала возможность входа в поезд и выхода из него с помощью вспомогательных посадочных устройств, отсутствовала возможность оставаться в своем кресле-коляске, не предоставлялись вспомогательные средства, в том числе кресла-коляски), что является нарушениями части 2 статьи 15 Федерального закона ««О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.1 1.1995 № 181-ФЗ; подпунктов «б», «е», «з» пункта 5 «Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов в пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 06.1 1.2015 № 329.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 24.04.2020) (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Из приведенного выше правового регулирования следует, что организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, в том числе перевозку пассажиров железнодорожным транспортом, обеспечивают оборудование такого транспорта специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для их беспрепятственного использования.
В соответствии с п.5 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, перевозчики, владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
б) помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории вокзала для получения услуги, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств), до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда;
е) возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов (за исключением устройств с электрическим приводом);
з) предоставление при необходимости вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок, при сопровождении пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения.
Из материалов дела усматривается, что с целью обеспечения реализации прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом АО «ФПК» совместно с ОАО «РЖД» приняты и введены в действие нормативные документы, регламентирующие правила организации оказания услуг маломобильным пассажирам по перевозке на железнодорожном транспорте, а именно:
1) Технология оформления проездных документов на места для инвалидов в поездах дальнего следования от 23 июля 2018 г. N 1554/р, устанавливающая основные положения порядка резервирования мест и организации продажи проездных документов на места для инвалидов в поездах дальнего следования, а также механизм взаимодействия работников структурных подразделений ОАО «РЖД», АО «ФПК», других перевозчиков, и медицинского персонала по организации посадки (высадки) пассажиров на указанные места.
2) Регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» с участниками перевозочного процесса при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 25.06.2018 г. N 1338р, определяющий порядок взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» с подразделениями пассажирского комплекса - участниками перевозочного процесса - при организации обслуживания маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте с целью обеспечения условий доступности транспортных услуг для маломобильных пассажиров и организации ситуативной помощи.
3) Стандарт ОАО «РЖД» «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2014 г. N 3102р, разработанный в соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с целью определения основных методических подходов к работе по обслуживанию маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте. Указанный стандарт устанавливает согласованные с общественными объединениями инвалидов функциональные и технические требования к действующим объектам пассажирской инфраструктуры и подвижному составу в эксплуатации, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей маломобильных пассажиров.
4) «СТО РЖД 03.005-2018. Стандарт ОАО «РЖД». Услуги на железнодорожном транспорте. Метод оценки влияния ускорений на комфорт пассажиров в поездах" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.01.2019 N 43/р)
Таким образом, приведенными нормативными актами ОАО «РЖД» и АО «ФПК» разработан и на их основании реализуется комплекс мер, в том числе по обеспечению в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ оборудования железнодорожного транспорта специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для его беспрепятственного использования.
Вместе с тем Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, как следует из его положений, не предусмотрена обязанность перевозчика по включению в состав каждого пассажирского поезда постоянного курсирующего специального вагона, приспособленного для перевозки инвалидов.
В состав поезда был бы включен вагон, оснащенный всеми необходимыми приспособлениями и оборудованием, предназначенным для перевозки таких пассажиров при поступлении запроса на провоз пассажиров из числа инвалидов или маломобильных пассажиров.
Ввиду того, что АО «ФПК» во исполнение статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ обеспечивается реализация прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом, в том числе путем оборудования в установленном порядке такого транспорта специальными приспособлениями и устройствами для обслуживания маломобильных пассажиров и включения специализированных вагонов в схемы поездов дальнего следования (в материалы дела представлена справка по вагонам на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51) из которой усматривается, что в парке АО «ФПК» имеется 11 вагонов, оборудованных приспособлениями и устройствами для обслуживания маломобильных пассажиров, имеющих купе для инвалидов) суд считает, что выводы должностного лица о том, что в составе поезда из девяти вагонов отсутствовали условия доступности пассажирских вагонов для граждан с ограниченными возможностями основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Материалы дела не содержат сведения о фактах обращений граждан, являющихся инвалидами, в структурные подразделения ОАО «РЖД», АО «ФПК» за приобретением проездных билетов, с заявкой на провоз, а также обращений на предмет нарушения их прав на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом, в том числе при проезде в пассажирском поезде № сообщением Чита-Москва. Данная позиция нашла отражение в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2016 г. N 56-КГ16-9.
Кроме того, судом установлено наличие противоречивых доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушения. В материалах дела имеется два акта результатов планового (рейдового) осмотра, обследования подвижного состава железнодорожного транспорта в процессе его эксплуатации с разными номерами - № от ДД.ММ.ГГГГ, который был направлен АО «ФПК», и 17/2 от ДД.ММ.ГГГГ, имеющийся в материалах административного дела 781/04ОГНБД и ПБ. Оба акта идентичны по содержанию, за исключением указания номеров вагонов - в акте № от ДД.ММ.ГГГГ указаны номера вагонов, которые в парке АО «ФПК» не числятся, акте № от ДД.ММ.ГГГГ номера вагонов совпадают с номерами поезда №.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «ФПК» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление №/ЮЛ старшего государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней с момента его получения (вручения) путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Маркова О.А.