Мировой судья Долгая Е.Г. Дело № 12-694/27-2016
РЕШЕНИЕ
г. Курск 13 сентября 2016 года
Судья Ленинского районного суда города Курска Токмакова Е.В., рассмотрев жалобу председателя комитета ЖКХ г.Курска ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 судебного района Центрального округа г. Курска от 06 июля 2016 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении председателя комитета ЖКХ <адрес> ФИО1 <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 судебного района Центрального округа г. Курска от 06 июля 2016 года председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска – ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Не согласившись с данным постановлением, председатель комитета ЖКХ г.Курска ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Курска с жалобой на постановление мирового судьи, в которой просит постановление отменить, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ аудитором Контрольно-счетной палаты г.ФИО3 был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАп РФ, согласно которому председатель комитета ЖКХ г.ФИО4, осуществляющий руководство деятельностью комитета ЖКХ <адрес>, допустил нарушение требований ст. 41 БК РФ, п. 78 инструкции по применению Плана счетов Бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, Инструкции о порядке оставления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, п. 197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, а именно: в подписанном им же (председателем комитета ЖКХ города ФИО4) Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не обеспечил отражение дебиторской задолженности по начисленным доходам в сумме 540, 1 тысяч рублей (100% по строке 230 «Расчеты по доходам»). Как указано в постановлении МССУ № ЦО <адрес> «в пункте «ж» раздела IV должностной инструкции начальника отдела бухгалтерского учета комитета ЖКХ <адрес>, главного бухгалтера, в обязанности начальника отдела бухгалтерского учета входит составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление её в установленные сроки соответствующим органам. Кроме того любое событие административного правонарушения предполагает наличие обязательного состава: субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона. При этом в виде объективной стороны в обязательном порядке может выступать действие или бездействие. Следовательно, исходя из вменяемого состава в нем объективной может быть только бездействие в течение установленного срока. Таким образом, постановление подлежит отмене, а производство прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
В ходе судебного разбирательства защитник председателя комитета ЖКХ города Курска ФИО1 - ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила ее удовлетворить.
Представитель Контрольно-счетной палаты <адрес>ФИО6, допрошенная по делу в качестве свидетеля, полагала, что оспариваемое постановление подлежит оставлению без изменения, как законное и обоснованное. При этом показала, что в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерская (финансовая) отчетность считается поданной после подписания ее экземпляре на бумажном носителе руководителем экономического субъекта, главным распорядителем Комитета ЖКХ <адрес>, то есть председателем ФИО1 Бюджетная отчетность составляется на основании Федерального закона № 402-ФЗ в соответствии с инструкцией №н, утвержденной приказом Минфина РФ. В результате проведенной внешней проверки годовой отчетности главных администраторов средств бюджета <адрес> за 2015 год установлено, что в Балансе главного распорядителя, получателя бюджетных средств – Комитета ЖКХ <адрес> (ф.0503130) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не отражена дебиторская задолженность (100%), что является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии с № 402-ФЗ бухгалтерская отчетность включает в себя и бюджетную отчетность в том числе.
Выслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Согласно примечанию (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 г. № 116-ФЗ) под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ).
В силу п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона его действие распространяется, в том числе, на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.
Указанный Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности (ч.2 ст.2 Федерального закона).
Следовательно, ч.2 ст.2 названного Федерального закона установлена обязанность его применения при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.15.11 КоАП РФ является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующего учетную политику организаций, независимо от их организационно-правовых форм.
Объективную сторону правонарушения составляет искажение данных бухгалтерского учета, в том числе связанных с искажением сумм начисленных налогов и сборов, а также нарушение срока хранения учетных документов.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Статьей 162 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) установлено, что Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Бюджетополучатели ведут свою деятельность на основании Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
В статье 264.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Согласно распоряжению Администрации <адрес>№-ра-л от ДД.ММ.ГГГГ председателем комитета ЖКХ <адрес> назначен ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из материалов дела и установлено мировым судьей, в соответствии с решением Курского городского Собрания от 25.11.2014 года № 98-5-РС «О бюджете города Курска на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Комитет наделен полномочиями главного администратора доходов бюджета города Курска на 2015 год.
По результатам проведенного в соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты <адрес> на 2016 год, распоряжением Контрольно-счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ра в период с 24 февраля по ДД.ММ.ГГГГ Контрольно-счетной палатой <адрес> контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета <адрес> за 2015 год» по результатам которого были выявлены нарушения и недостатки, указанные в акте по результатам контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ и отчете о результатах контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ.
В 2015 году Комитетом взысканы в судебном порядке суммы неустойки за нарушение сроков выполнения работ, задолженности по договорам долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в размере 540,1 тыс.руб. (решения Арбитражного суда <адрес> вступили в законную силу в 2015 году).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные суммы не поступали, доходы от применения мер гражданско-правовой ответственности, иного принудительного изъятия Комитетом в бюджетном учете не начислялись, соответственно дебиторская задолженность плательщиков перед Комитетом не отражена в балансовом учете (ф.0503130).
Указанное допущенное нарушение повлекло искажение данных по строке 230 «Расчеты по доходам» на 100 %.
Также в судебном заседании установлено, что необходимые сведения о дебиторской задолженности по начисленным доходам в сумме 540,1 тыс.руб. внесены в Баланс после подписания его экземпляра на бумажном носителе руководителем – председателем комитета ЖКХ <адрес> и главным бухгалтером комитета ЖКХ <адрес>, то есть после утверждения бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
В соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса РФ средства от применения мер гражданско-правовой ответственности и иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ.
Согласно Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, доходы от поступлений в результате применения мер гражданско-правовой ответственности относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.
Начисление доходов администратором доходов бюджета производится по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» и финансового года» (п.78 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н).
В соответствии с Инструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, при составлении Баланса по форме 0502130 в разделе «Финансовые активы» отражаются остатки по стоимости финансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета: по строке 230 «Расчеты по доходам» - остаток по счету 020500000 «Расчеты по доходам».
На счете 020500000 «Расчеты по доходам» начисление сумм поступлений в бюджет производится в момент возникновения требований к плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству РФ на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат (п.197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
В суде установлено, что в Комитете в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не отражена дебиторская задолженность по начисленным доходам в сумме 540,1 тыс. руб. (100% по строке 230 «Расчеты по доходам»), что является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ аудитором Контрольно-Учетной палаты <адрес>ФИО6 в отношении должностного лица – председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №/КСП-01-59 о совершении им административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что при установлении виновности предполагается доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
При изложенных обстоятельствах мировой судья оценив полно, объективно и всесторонне в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ представленные доказательства, вопреки доводам жалобы пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1, как председателя комитета ЖКХ <адрес>, ответственного за соблюдение требований бюджетного законодательства, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, поскольку председатель комитета ЖКХ <адрес> ФИО1, осуществляющий руководство деятельностью комитета ЖКХ <адрес>, допустил нарушение требований ст.41 Бюджетного кодекса РФ, п.78 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, п.197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, а именно: в подписанной им же (председателем комитета ЖКХ <адрес> – ФИО1) Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не обеспечил отражение дебиторской задолженности по начисленным доходам в сумме 540,1 тыс.руб., что повлекло искажение данных по строке 230 «Расчеты по доходам» на 100%.
Вина председателя комитета ЖКХ <адрес> ФИО1 подтверждается следующими доказательствами: Постановлением Контрольно-счетной палаты <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№/КСП-01-59, Распоряжением Контрольно-счетной палаты <адрес>№-ра от ДД.ММ.ГГГГ о проведении контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета <адрес> за 2015 год», Актом от ДД.ММ.ГГГГ по результатам контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности главных административных средств бюджета <адрес> за 2015 год», Балансом главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), Отчетом о результатах контрольного мероприятия Внешняя проверка бюджетной отчетности главных административных средств бюджета <адрес> за 2015 год и другими материалами дела.
Данные выводы соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными мировым судьей доказательствами, подробно мотивированы в постановлении, существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу не допущено.
Обжалуя постановление мирового судьи, председатель комитета ЖКХ <адрес> ФИО1, не приводит каких-либо новых фактов или доказательств, которые не проверены и не учтены мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении. Доводы жалобы сводятся к переоценке установленных мировым судьей обстоятельств и доказательств, к иному толкованию и применению норм материального права.
Между тем, обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, мировым судьей выяснены всесторонне, полно и объективно.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, мировым судьей соблюден, нарушения норм процессуального права не допущено.Постановление мирового судьи надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Поскольку обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену судебного постановления не установлено, предусмотренных законом оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 судебного района Центрального округа г. Курска от 06 июля 2016 года, об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении председателя комитета ЖКХ г.Курска ФИО1 оставить без изменения, а жалобу председателя комитета ЖКХ г.Курска ФИО1 – без удовлетворения.
Судья /подпись/ Е.В. Токмакова
Копия верна:
Судья Е.В. Токмакова
Секретарь Д.В. Бартенева