ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-694/2021 от 24.02.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 7-382/2022

(в районном суде № 12-694/2021) Судья Малышева А.И.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Грибиненко Н.Н., при секретаре Лущик И.В., рассмотрев 24 февраля 2022 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2021 года в отношении

АО «Третий парк», ИНН №..., ОГРН №..., управляющий – индивидуальный предприниматель ФИО1, юридический адрес: Санкт-Петербург, <адрес> лит. Б,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора отдела АТиАДН Северо-Западного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 № 01547 от 26.05.2021 года АО «Третий парк» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 21000 рублей.

Вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения установлена при следующих обстоятельствах:

19.04.2021 года в 11 ч. 50 мин. при осуществлении старшим государственным инспектором отдела АТиАДН Северо-Западного МУГАДН Ространснадзора ФИО3 на основании распоряжения о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного и городского электрического транспорта № 4-Л от 26.03.2021 года, рейдовой проверки транспортного средства марки ПАЗ модель 320435-04, г.р.з. №..., под управлением водителя ФИО4, а именно осуществление регулярной перевозки пассажиров по маршруту № К-306 с нарушением требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг. Согласно путевому листу № 2104190313553003157 от 19.04.2021 года перевозка пассажиров организована АО «Третий парк».

Юридическим лицом АО «Третий парк» были нарушены требования информирования пассажиров из числа инвалидов об уровне доступности транспортных средств и услуг по перевозке пассажиров и багажа, а именно: транспортное средство марки ПАЗ модель 320435-04, г.р.з. №..., не оснащено надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Таким образом, АО «Третий парк» уклонилось от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, в нарушение требований п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, п. 6 ст. 21.1 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ (в ред. от 18.03.2020 года), пп. «г» п. 3, пп. «г» п. 6 Приказа Минтранса России от 01.12.2015 года № 347, организовало и допустило выпуск на линию транспортного средства марки ПАЗ модель 320435-04, г.р.з. №... под управлением водителя ФИО4, с нарушением требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг. Дата совершения административного правонарушения: 19.04.2021 года в 05 ч. 00 мин., место: <адрес>.

Решением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2021 года постановление государственного инспектора отдела АТиАДН Северо-Западного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 № 01547 от 26.05.2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП Российской Федерации, в отношении АО «Третий парк» изменено, путем снижения назначенного АО «Третий парк» административного наказания в виде административного штрафа с 21 000 рублей до 20 000 (двадцать тысяч) рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

На данное решение судьи защитником Ворониным С.Э. в Санкт-Петербургский городской суд подана жалоба, в которой поставлен вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, поскольку на момент вынесения постановления об административном правонарушении не были утверждены требования к перевозчикам по обеспечению доступности для инвалидов транспортных средств.

Законный представитель АО «Третий парк» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, направил в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности Воронина С.Э., который доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Северо-Западного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 в судебном заседании против доводов жалобы возражала.

Проверив материалы дела, заслушав защитника и представителя органа административной юрисдикции, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица.

Согласно диспозиции ст. 9.13 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Пунктом 24 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 года № 1586, установлено, что внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок, перевозчиком размещается следующая обязательная информация: а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; б) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения; в) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок в междугородном или международном сообщении; г) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; д) указатели мест расположения огнетушителей; е) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; ж) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; з) права и обязанности пассажиров согласно настоящим Правилам; и) если транспортное средство используется для осуществления перевозок, подлежащих лицензированию, - номер соответствующей лицензии и наименование органа, выдавшего данную лицензию.

Пунктом 6 статьи 21.1 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что транспортное средство оснащается надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Согласно пп. «г» п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минтранса России от 01.12.2015 года № 347, перевозчики и владельцы объектов обеспечивают пассажирам из числа инвалидов следующие условия доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации на объектах, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

При этом, в силу пп. «г» п. 6 указанного Порядка перевозчики обеспечивают для пассажиров из числа инвалидов: оснащение транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.04.2021 года в 11 ч. 50 мин. старшим государственным инспектором Северо-Западного МУГАДН Ространснадзора ФИО3 на основании распоряжения о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного и городского электрического транспорта № 4-Л от 26.03.2021 года, проведена рейдовая проверка транспортного средства – автобуса марки ПАЗ модель 320435-04, г.р.з. №..., под управлением водителя ФИО4, осуществляющего перевозку пассажиров по регулярному маршруту № К-306, организованную АО «Третий парк», в ходе которой установлено нарушение АО «Третий парк» требований информирования пассажиров из числа инвалидов об уровне доступности транспортных средств и услуг по перевозке пассажиров и багажа, а именно: транспортное средство марки ПАЗ модель 320435-04, г.р.з. №... не оснащено надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Таким образом, АО «Третий парк» в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, п. 6 ст. 21.1 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ, пп. «г» п. 3, пп. «г» п. 6 Приказа Минтранса России от 01.12.2015 года № 347, не исполнило требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, организовало и допустило выпуск на линию указанного транспортного средства марки ПАЗ модель 320435-04, г.р.з. №..., под управлением ФИО4, для осуществления перевозки пассажиров по регулярному маршруту К-306 (время выхода на линию 19.04.2021 года в 05 ч. 00 мин.).

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП Российской Федерации, и виновность АО «Третий парк» в его совершении подтверждены помимо постановления № 01547 от 26.05.2021 года года по делу об административном правонарушении, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом № 01129 от 17.05.2021 года об административном правонарушении; рейдовым заданием начальника Управления ФИО6 от 26.03.2021 года № 4-л; распоряжением начальника Управления ФИО6 от 26.03.2021 года № 4-л об утверждении вышеуказанного рейдового задания; актом № 868 от 19.04.2021 года; копией путевого листа № 2104190313553003157 от 19.04.2021 года автобуса АО «Третий парк» марки ПАЗ модель 320435-04, г.р.з. №..., № маршрута К-306, водитель – ФИО4; фотофиксацией события административного правонарушения; копией свидетельства о регистрации транспортного средства марки ПАЗ модель 320435-04, г.р.з. №..., категории D, собственник (владелец) АО «Третий парк».

Фактические обстоятельства совершения АО «Третий парк» административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия АО «Третий парк» правильно квалифицированы по ст. 9.13 КоАП Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что на момент составления акта планового (рейдового) осмотра транспортного средства – 07.12.2020 года действовали Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112, отклоняются, поскольку осмотр транспортного средства, как следует из акта от 19.04.2021 года, был проведен 19.04.2021 года, указанные Правила, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 года № 1742, утратили силу 01.01.2021 года. На момент совершения Обществом инкриминируемого административного правонарушения действовали Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 года № 1586.

Доводы жалобы об отсутствии в нормативно-правовых актах сроков введения в действие требований об оснащении транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе, с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права, поскольку требования, за нарушение которых Общество привлечено к административной ответственности, регламентированы положениями Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ, Приказа Минтранса России от 01.12.2015 года № 347, вступившими в законную силу, и обязательными для исполнения Обществом на момент совершения инкриминируемого ему административного правонарушения.

Вопреки доводам защитника, положения Приказа Минтранса России от 01.12.2015 года № 347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи» действуют до 01.03.2022 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 года № 1742.

Вопреки доводам жалобы, необходимости в проведении проверки юридического лица - АО «Третий парк» в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не имелось. Проведение рейдового осмотра, предусмотренного Административным регламентом, не предшествует проведению проверки юридического лица в обязательном порядке, а лишь по мере такой необходимости. Факт наличия пассажиров в осматриваемом транспортном средстве подтверждается данными акта осмотра транспортного средства и данными фотофиксации.

В силу ст. 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП Российской Федерации) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП Российской Федерации возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО «Третий парк» имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе п. 6 ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, п. 6 ст. 21.1 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ, пп. «г» п. 3, пп. «г» п. 6 Приказа Минтранса России от 01.12.2015 года № 347, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам, АО «Третий парк» не представлено.

Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу АО «Третий парк» материалы дела не содержат.

Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении судьи при рассмотрении жалобы.

Назначенные АО «Третий парк» вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП Российской Федерации. Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст. 9.13 КоАП Российской Федерации, и является справедливым.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора отдела АТиАДН Северо-Западного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 № № 01547 от 26.05.2021 года и решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП Российской Федерации, в отношении акционерного общества «Третий парк» - оставить без изменения, жалобу защитника Воронина С.Э - без удовлетворения.

Судья Н.Н. Грибиненко