ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-695/2022 от 27.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

№12-695/2022

РЕШЕНИЕ

27.06.2022 г. Самара

Судья Ленинского районного суда г. Самары Гороховик О. В., рассмотрев жалобу представителя АО СНПЗ по доверенности Ульяновой Н.В. на постановление старшего государственного инспектора, исполняющего обязанности начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А. №625-пл от 29.12.2021 по ст. 8.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора, исполняющим обязанности начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А. №625-пл от 29.12.2021 должностное лицо инженер по охране окружающей среды АО «СНПЗ» Серова Ю.В. привлечена к административной ответственности по ст. 8.1 Ко АП РФ к штрафу в сумме 2000 рублей.

С данным постановлением Серова Ю.В. не согласилась, через своего представителя Ульянову Н.В. обратилась с жалобой, в которой указывает, что в 2018 году АО «СНПЗ» был разработан и утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее-ПНООЛР), на основании которого Росприроднадзором выдано Решение об утверждении нормативов образования отходов на их размещение №254/18 от 12.12.2018. На основании проекта АО «СНПЗ» организовано 147 площадок временного накопления отходов. В 2019 году в процессе оптимизации принято решение о сокращении количества площадок временного накопления отходов, в связи с этим произошло объединение близлежащих площадок и их сокращения до 61, однако увеличилось количество контейнеров. В 2018 году Обществом использовались металлические контейнеры объемом 0,75 м3. После оптимизации Обществом используются евроконтейнеры объемом 1,1м3. Заявитель считает, что изменение количества площадок временного накопления ТКО не повлияло на утвержденные нормативы образования и не является основанием для корректировки ПНООЛР (проекта), что указывает на отсутствие состава административного правонарушения. Кроме того, при проведении проверки была нарушена процедура проверки, поскольку в Акте проверки №156-пл от 06.07.2021 отсутствуют сведения о дате начала и окончания проверки, о продлении срока изготовления акта проверки; акт подписан не всеми должностными лицами, проводившими проверку, что ставит под сомнение указанный акт. Представитель просит отменить постановление старшего государственного инспектора, исполняющего обязанности начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А., производство по делу прекратить.

В судебном заседании Серова Ю.В. поддержала доводы, изложенные в жалобе, указав, что <данные изъяты> является опасным производственным объектом 1 категории. До 2019 года вывоз отходов (ТКО) осуществлялся собственным транспортом согласно лицензии сотрудниками Общества согласно маршруту с заездом/маневрированием на технологические установки и опасные производственные объекты. С 01.01.2019 <данные изъяты> заключен договор №ТКО- 128/3301719/1071Д с <данные изъяты> на оказание услуг по обращению с ТКО. В связи с тем, что вывоз ТКО осуществлял Региональный оператор собственным специализированным транспортом было принято решение о переносе площадок временного накопления ТКО за пределы установок и сокращение площадок ТКО, но с увеличением контейнеров ТКО. В ходе консультации с ФБОУ ВО СамГТУ о необходимости корректировки проекта получен ответ, что изменение местоположения и количества площадок не является основанием для корректировки ПНООЛР, получены рекомендации о проведении внутренней инвентаризации площадок временного накопления отходов, о чем был издан приказ №2278 от 22.08.2019. Таким образом, у <данные изъяты> отсутствует необходимость в переоформлении ПНООЛР, следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ отсутствует. Просит признать Акт проверки №156-пл от 06.07.2021 незаконным и прекратить производство по делу.

Должностное лицо в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом. Представитель Ульянова Н.В. просила отложить рассмотрение дела в связи с нахождением в отпуске. Однако суд не находит оснований для отложения дела.

Представитель Межрегионального Роспотребнадзора по Самарской и Ульяновской областям Дмитриева О. В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора, исполняющего обязанности начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А. №625-пл от 29.12.2021 не нахожу по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об охране окружающей среды" (далее- Федеральный закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 №9-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" (далее- Федеральный закон №89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11, пункта 4 ст. 14 Федерального закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ).

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ).

В силу п.1 ст.24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В целях реализации пункта 7 статьи 18 Федерального закона №89-ФЗ и в соответствии с подпунктом 5.2.59 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, вступивший в законную силу с 01.01.2021 (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.

Приказом Минприроды России от 07.12.2020 №1021 утверждены методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно пунктам 4,5,6 Методических указаний НООЛР (проект) разрабатываются для каждого объекта HBOC I или II категорий. Основными задачами при разработке НООЛР (проекта) являются: обоснование нормативов образования отходов, запрашиваемых лимитов на размещение отходов для объектов HBOC I категории, массы или объема размещаемых отходов для объектов HBOC II категории.

При обосновании лимитов на размещение отходов для объектов HBOC I категории и массы или объемов размещаемых отходов для объектов HBOC II категории учитываются следующие сведения, включаемые в НООЛР - наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям...

Таким образом, нормативы образования отходов <данные изъяты> разработаны на основании проектной документации - Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), утвержденного генеральным директором Кузьминым И.Н. в 2018 году и решения №254/18 от 12.12.2018, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области.

Как указывает п.6 Методических рекомендаций при обосновании лимитов на размещение отходов для объектов HBOC I категории, к которым относится АО «СНПЗ», учитываются наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов.

Таким образом, изменение количества площадок накопления отходов производства и потребления в нарушение проектной документации и решения от 12.12.2018, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области является нарушением экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства АО «СНПЗ».

Из материалов дела, в период с 10.06.2021 по 10.06.2021 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям осуществлялась выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды <данные изъяты> по эксплуатации объекта HBOC П, 1 категории риска, промышленной площадки по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что в результате хозяйственной деятельности на АО «СНПЗ» образуются отходы производства и потребления.

Основным видом деятельности, в результате которых происходит образование отходов производства АО «СНПЗ» является деятельность по сбору, траспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов 1-4 класса опасности, что подтверждается лицензией серии 63 №ОТ-0190 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Акту проверки №156-пл в цехе №3 на установке битума размещена 1 площадка временного накопления отходов (далее-ПВНО), вместе с тем по проекту (ПНООЛР) предусмотрены 4 площадки ПВНО №14.15,16,17. В цехе №15 вместо 7 площадок временного накопления отходов (№87-98) размещена 1 площадка. Согласно проекту в цехе №1 на АВТ-5 предусмотрены 2 площадки (ПВНО №1,2), на АВТ-6 - 2 площадки (ПВНО №3,4), фактически в цехе №1 размещена 1 площадка ПВНО. На установке 43-102/ 1 блок цеха №5- установка КАС по проекту площадки ПВНО раздельные, однако на момент поверки площадки были объединены.

Изложенное свидетельствует о нарушение 4.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.4 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии с приказом № 8174к от 20.12.2017 Серова Ю.В. назначена на должность инженера по охране окружающей среды. Обязанности по контролю, организации и исполнению законодательства в сфере окружающей среды Серовой Ю.В. определены должностной инструкцией.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - инженера по охране окружающей среды <данные изъяты>Серовой Ю.В. к административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина инженера по охране окружающей среды <данные изъяты>Серовой Ю.В. подтверждаются собранными по делу доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении №336-пл от 10.08.2021; приказом о проведении плановой выездной проверки в отношении <данные изъяты> №206-КНД от 02.06.2021; актом проверки №156-пл от 06.07.2021; приказом о назначении ответственных лиц обращения с отходами производства № 8174к от 20.12.2017 и другими материалами дела.

Каких либо нарушений при составлении уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении допущено не было. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, права, предусмотренные ст.25.1 данного Кодекса и ст.51 Конституции Российской Федерации ему разъяснены, о чем свидетельствует подписи представителя должностного лица Ульяновой Н.В.

Протокол отвечает требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Что касается признания Акта проверки №156-пл от 06.07.2021 недопустимым доказательством по делу, поскольку отсутствуют сведения о дате начала и окончания проверки, о продлении срока изготовления акта проверки; акт подписан не всеми должностными лицами, проводившими проверку, то оснований для признания его таковым не нахожу ввиду нижеследующего.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ по результатам проведения проверки составляется соответствующий акт. Требования к содержанию акта содержатся в ч. 2 ст. 16 указанного Закона.

Акт №156-пд от 06.07.2021 по результатам проверки, проведенной в период с 08.06.2021 по 17.06.2021 составлен с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ; в нем указаны дата, время и место его составления; наименование органа государственного контроля (надзора); дата и номер распоряжения органа государственного контроля (надзора), фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводивших; наименование проверяемого юридического лица; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, в связи с этим суд принимает Акт проверки №156-пл в качестве доказательства виновности должностного лица Серовой Ю.В. в совершении вменяемого ей административного правонарушения.

Соблюдение экологических требований является обязательным для всех субъектов, отступление от утвержденного проекта НООЛР при обращении с опасными отходами производства и потребления на объекте 1 категории влечет применение административной ответственности на основании ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в действиях инженера по охране окружающей среды <данные изъяты>Серовой Ю.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ.

Ссылка Серовой Ю.В. на то, что изменение количества и мест размещения площадок временного накопления отходов не повлияло на нормативы образования отходов и лимиты их размещения является несостоятельной, поскольку требования законодательства в сфере охраны окружающей среды имеет целью предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, что в обязательном порядке предусматривает разработку проекта и выдачу соответствующего на основании данного проекта разрешения.

Отступление от проекта (ПНООЛР) является нарушением экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства <данные изъяты>

Доводы заявителя о невиновности в совершении административного правонарушения, суд не может принять во внимание, поскольку они опровергаются доказательствами, изложенными выше; нарушений административно-процессуальных норм при оформлении процессуальных документов по выявленному административному правонарушению, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица, не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1, ст.30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление старшего государственного инспектора, исполняющего обязанности начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А. №625-пл от 29.12.2021 оставить без изменения, а жалобу Серовой Ю.В.- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней со дня его вручения или получения копии.

Судья Гороховик О. В.

Копия верна: Судья