ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-697/2021 от 30.06.2022 Ачинского городского суда (Красноярский край)

УИД 24RS0-65

РЕШЕНИЕ

,

Б 30 июня 2022 года

Судья Ачинского городского судаАнтипов В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор по экологии и качеству АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за то, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой выездной проверки выявлены нарушения природного законодательства, а именно у АО «РУСАЛ Ачинск», расположенного по адресу:, Южная промзона, квартал ХII, строение 1, осуществляющего хозяйственную деятельность на объекте I категории, отсутствует государственная экологическая экспертиза на проектную документацию объекта капитального строительства «Строительство участка по производству экологичного антипирена», чем нарушены требования п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Свои требования мотивирует тем, что на промышленной площадке АО «РУСАЛ Ачинск» осуществляется строительство участка по производству экологичного антипирена - I этап. На проектную документацию получено положительное заключение негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, где определено, что проектируемый участок по производству экологичного антипирена не является объектом I категории и реализация проектных решений не повлечет за собой изменения качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов. В соответствии с «Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ) участок по производству экологичного антипирена относится к объектам III категории.

Кроме того, участок по производству экологичного антипирена не имеет ни одного из двух альтернативных признаков отнесения его (Участка) к объекту НВОС 1-ой категории, приведенных в письме Росприроднадзора № СР-04-05-32/14600 от 31.05.2019г:

Данный довод подтвержден Росприроднадзором в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГПл-А\045-0421, где указано, что участок по производству экологичного антипирена предназначен для производства самостоятельного вида продукции и не имеет единого назначения с АО «РУСАЛ Ачинск» (страница 20 Акта проверки).

Данный довод подтвержден Росприроднадзором в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГПл-А\045-0421, где указано, что запуск в эксплуатацию или остановка участка по производству ЭкАпирена не влечет за собой каких-либо технологических изменений в эксплуатации АО «РУСАЛ Ачинск» (страница 20 Акта проверки).

С указанными доводами не согласен по следующим основаниям.

В ст. 11 Закона № 174-ФЗ поименованы объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В силу п.п. 7.5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.

К I категории относятся объекты, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - «объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков».

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ):

- объекты I категории - это объекты, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий;

- объекты II категории - оказывают умеренное негативное воздействие;

- объекты III категории - оказывают незначительное негативное воздействие;

- объекты IV категории - оказывают минимальное негативное воздействие.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ).

Утвержденные критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к значительному и умеренному негативному воздействию на окружающую среду (объекты I, II категории), учитывают классификацию производства, его объемы, вид получаемый продукции.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГПл-А\045-0421 предусмотрено, что строительство обособленного участка по производству экологичного антипирена мощностью 16.5 т\сутки (5 000,0 т\год) предусмотрено на территории основной промплощадки АО «РУСАЛ Ачинск», установка оборудования для производства ЭкАпирена планируется во вновь строящемся здании.

К перечню объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, относится «Производственная территория » с ко-П.

Объект капитального строительства «участок по производству экологичного антипирена» расположен на территории земельного участка промплощадки АО «РУСАЛ Ачинск», и предназначен для производства самостоятельного вида продукции - экологический антипирен, применяемый для выпуска негорючих компаундов, не выделяющих ядовитые газы при горении, из которых осуществляется выпуск кабельной продукции для народного хозяйства РФ. Основной продукцией АО «РУСАЛ Ачинск» является глинозем, служащий сырьем для получения первичного алюминия.

Таким образом, участок по производству экологичного антипирена не имеет единого назначения с АО «РУСАЛ Ачинск».

Перечень критериев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, характерных для объектов I категории, не предусматривает планируемую технологию процесса и производство экологичного антипирена.

Считает, что участок по производству экологичного антипирена является объектом III-ей категории НВОС.

АО «РУСАЛ Ачинск» имеет требуемые на текущем этапе реализации проекта (строительство) экспертные заключения и разрешительную документацию.

Полагает, что строительство участка по производству экологичного антипирена не повлечет за собой изменения на АО «РУСАЛ Ачинск» областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов при производстве глинозема.

Согласно Проектной документации на строительство участка по производству экологичного антипирена и заключению негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, планируемое производство экологичного антипирена (являющегося экологичным, безгалогенным анипереном, выступающим в качестве подавителя горения и дымообразования) будет оказывать незначительное (минимальное) воздействие на окружающую среду, в связи с чем, высока вероятность, что при постановке участка по производству экологичного антипирена на государственный учет, ему будет присвоена III или IV категория объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Согласно п. 10 ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ внедрением наилучшей доступной технологии юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями признается ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования, а также применение технологий, которые описаны в опубликованных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не должны превышать установленные технологические показатели наилучших доступных технологий.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций.

В силу п. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Абзацами 3, 4 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Перечень областей применения наилучших доступных технологий утвержден Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

Приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства алюминия» утверждены технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям.

Технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям для производственного процесса по производству экологичного антипирена не утверждены.

Атмосферный воздух.

От источников выбросов проектируемого участка по производству ЭкАпирена в период эксплуатации в атмосферный воздух будут поступать 4 загрязняющих вещества (диАлюминий триоксид, натрий гидроксид, карбонат натрия и стеарин) в количестве ~ 3,35 т/год.

Суммарные выбросы загрязняющих веществ от источников выбросов АГК с учетом снижения выбросов от источников участка карбонизации цеха гидрохимии и ввода в эксплуатацию обособленного участка по производству ЭкАпирена, составят ~ 36720,48 т/год.

Согласно действующему проекту нормативов ПДВ общий выброс загрязняющих веществ в атмосферу на существующее положение от источников АО «РУСАЛ Ачинск» составляет ~ 36724,3 т/год. Таким образом, после введения в эксплуатацию обособленного участка по производству ЭкАпирена выброс загрязняющих веществ от АО «РУСАЛ Ачинск» снизится на ~ 3,82 тонн в год.

В перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух АО «РУСАЛ Ачинск» после ввода в эксплуатацию обособленного участка производства ЭкАпирена, войдёт новое вещество - стеарин. Однако, в соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.2.1./2.1.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", если уровень загрязнения атмосферы за пределами промышленной площадки, создаваемый загрязняющим веществом, составляет менее 0,1 ПДК, то вещество не оказывает воздействие на окружающую среду. Выбросы стеарина незначительны - на границе промзоны не превышают 0,1 ПДК, загрязняющее вещество не оказывает воздействие на окружающую среду.

На этапе проектирования узел обработки ЭкАпирена с применением стеарина в проект был заложен на основании информации от участников рынка негорючей кабельной продукции в России, которые обозначали, что они приобретают аналог нашего продукта у иностранных производителей, которые обрабатывают продукт стеариновой кислотой, поэтому для удовлетворения их спроса в состав проектной документации был включен узел аппретирования с аппаратом приготовления водной эмульсии стеариновой кислоты. Дальнейшее изучение рынка экологичного антипирена показало, что доля обработанного стеариновой кислотой продукта очень мала, основные потребители - крупные производители безгалогенного компаунда, предпочитают сырье без покрытия и обработка стеарином не целесообразна, промышленный выпуск ЭкАпирена планируется без использования стеариновой кислоты, в результате чего выбросы стеарина будут исключены.

Таким образом, ввод в эксплуатацию обособленного участка производства ЭкАпирена не повлечёт качественных изменений воздействия АО «РУСАЛ Ачинск» на окружающую среду, а также увеличения количественных характеристик загрязняющих веществ.

Отходы.

Реализация данного проекта предусматривается по безотходной технологии. При производстве ЭкАпирена жидкие или твердые отходы не образуются. Побочные промежуточные продукты экологически и экономически целесообразно использовать, а не утилизировать на полигонах для хранения технологических отходов, увеличивая их объем. Такая технология была найдена и все побочные промежуточные продукты с участка по производству экологичного антиперена возвращаются в основное производство АГК.

На стадии эксплуатации участка производства ЭкАпирена будут образовываться отходы, относящиеся к вспомогательному производству (ремонт, замена запчастей оборудования, бытовой мусор) в количестве 24,939 т/год.

Ожидается образование 22 видов отходов 3, 4 и 5 классов опасности.

Отходы 3 класса опасности (1,515 т/год) представляют собой отходы минеральных масел индустриальных, лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, которые будут направляться на переработку сторонним специализированным лицензированным организациям, аналогично системе обращения с отходами на АО «РУСАЛ Ачинск».

Отходы 4 класса опасности будут образовываться в количестве 21,774 т/год, что составляет 0,03% от общего количества отходов 4 класса опасности, образующихся в АО «РУСАЛ Ачинск» (согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат», 2018 г.)

Отходы 5 класса опасности (1,65 т/год) составят 0,0001% от общего количества отходов 5 класса опасности, образующихся в АО «РУСАЛ Ачинск» (согласно ПНООЛР АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат», 2018 г.)

Номенклатура образующихся отходов от АО «РУСАЛ Ачинск» не изменится. Значимого изменения образуемых отходов не ожидается.

В этой связи, с учетом редакции п.п. 7.5 ст. 11 закона № 174-ФЗ, изложенной в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды», проектная документация объекта капитального строительства «Участок по производству экологичного антипирена» не подлежит государственной экологической экспертизе. В связи с изложенным полагает, что факт нарушения в его действиях требований законодательства Российской Федерации государственным органом ЕМУ Росприроднадзора не доказан, в связи с чем, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, не установлено.

В судебное заседание ФИО1, уведомленный судом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, заявил суду ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, направил в суд письменные объяснения по делу. При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Изучив доводы жалобы и дополнительно представленных объяснений, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

При рассмотрении жалобы, судьей установлено следующее:

На промышленной площадке АО «РУСАЛ Ачинск» осуществляется строительство участка по производству экологичного антипирена - I этап. На проектную документацию получено положительное заключение негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, где определено, что проектируемый участок по производству экологичного антипирена не является объектом I категории и реализация проектных решений не повлечет за собой изменения качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов. В соответствии с «Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ) участок по производству экологичного антипирена относится к объектам III категории.

Участок по производству экологичного антипирена не имеет ни одного из двух альтернативных признаков отнесения его (Участка) к объекту НВОС 1-ой категории, приведенных в письме Росприроднадзора № СР-04-05-32/14600 от 31.05.2019г.

В ст. 11 Закона № 174-ФЗ поименованы объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В силу п.п. 7.5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.

К I категории относятся объекты, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - «объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков».

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ):

- объекты I категории - это объекты, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий;

- объекты II категории - оказывают умеренное негативное воздействие;

- объекты III категории - оказывают незначительное негативное воздействие;

- объекты IV категории - оказывают минимальное негативное воздействие.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ).

Утвержденные критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к значительному и умеренному негативному воздействию на окружающую среду (объекты I, II категории), учитывают классификацию производства, его объемы, вид получаемый продукции.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГПл-А\045-0421 предусмотрено, что строительство обособленного участка по производству экологичного антипирена мощностью 16.5 т\сутки (5 000,0 т\год) предусмотрено на территории основной промплощадки АО «РУСАЛ Ачинск», установка оборудования для производства ЭкАпирена планируется во вновь строящемся здании.

К перечню объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, относится «Производственная территория » с ко-П.

Объект капитального строительства «участок по производству экологичного антипирена» расположен на территории земельного участка промплощадки АО «РУСАЛ Ачинск», и предназначен для производства самостоятельного вида продукции - экологический антипирен, применяемый для выпуска негорючих компаундов, не выделяющих ядовитые газы при горении, из которых осуществляется выпуск кабельной продукции для народного хозяйства РФ. Основной продукцией АО «РУСАЛ Ачинск» является глинозем, служащий сырьем для получения первичного алюминия.

Таким образом, участок по производству экологичного антипирена не имеет единого назначения с АО «РУСАЛ Ачинск».

Перечень критериев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, характерных для объектов I категории, не предусматривает планируемую технологию процесса и производство экологичного антипирена.

Участок по производству экологичного антипирена является объектом III-ей категории НВОС.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), ст. 4.2, п. 4 - присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. При этом на основании статьи 69.2. вышеуказанного закона «2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

АО «РУСАЛ Ачинск» имеет требуемые на текущем этапе реализации проекта (строительство) экспертные заключения и разрешительную документацию.

Строительство участка по производству экологичного антипирена не повлечет за собой изменения на АО «РУСАЛ Ачинск» областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов при производстве глинозема.

Согласно проектной документации на строительство участка по производству экологичного антипирена и заключению негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, планируемое производство экологичного антипирена (являющегося экологичным, безгалогенным анипереном, выступающим в качестве подавителя горения и дымообразования) будет оказывать незначительное (минимальное) воздействие на окружающую среду, в связи с чем, высока вероятность, что при постановке участка по производству экологичного антипирена на государственный учет, ему будет присвоена III или IV категория объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Согласно п. 10 ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ внедрением наилучшей доступной технологии юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями признается ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования, а также применение технологий, которые описаны в опубликованных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не должны превышать установленные технологические показатели наилучших доступных технологий.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций.

В силу п. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Абзацами 3, 4 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Перечень областей применения наилучших доступных технологий утвержден Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

Приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства алюминия» утверждены технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям.

Технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям для производственного процесса по производству экологичного антипирена не утверждены.

От источников выбросов проектируемого участка по производству ЭкАпирена в период эксплуатации в атмосферный воздух будут поступать 4 загрязняющих вещества (диАлюминий триоксид, натрий гидроксид, карбонат натрия и стеарин) в количестве ~ 3,35 т/год.

Суммарные выбросы загрязняющих веществ от источников выбросов АГК с учетом снижения выбросов от источников участка карбонизации цеха гидрохимии и ввода в эксплуатацию обособленного участка по производству ЭкАпирена, составят ~ 36720,48 т/год.

Согласно действующему проекту нормативов ПДВ общий выброс загрязняющих веществ в атмосферу на существующее положение от источников АО «РУСАЛ Ачинск» составляет ~ 36724,3 т/год. Таким образом, после введения в эксплуатацию обособленного участка по производству ЭкАпирена выброс загрязняющих веществ от АО «РУСАЛ Ачинск» снизится на ~ 3,82 тонн в год.

В перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух АО «РУСАЛ Ачинск» после ввода в эксплуатацию обособленного участка производства ЭкАпирена, войдёт новое вещество - стеарин. Однако, в соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.2.1./2.1.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", если уровень загрязнения атмосферы за пределами промышленной площадки, создаваемый загрязняющим веществом, составляет менее 0,1 ПДК, то вещество не оказывает воздействие на окружающую среду. Выбросы стеарина незначительны - на границе промзоны не превышают 0,1 ПДК, загрязняющее вещество не оказывает воздействие на окружающую среду.

На этапе проектирования узел обработки ЭкАпирена с применением стеарина в проект был заложен на основании информации от участников рынка негорючей кабельной продукции в России, которые обозначали, что они приобретают аналог продукта у иностранных производителей, которые обрабатывают продукт стеариновой кислотой, поэтому для удовлетворения их спроса в состав проектной документации был включен узел аппретирования с аппаратом приготовления водной эмульсии стеариновой кислоты. Дальнейшее изучение рынка экологичного антипирена показало, что доля обработанного стеариновой кислотой продукта очень мала, основные потребители - крупные производители безгалогенного компаунда, предпочитают сырье без покрытия и обработка стеарином не целесообразна, промышленный выпуск ЭкАпирена планируется без использования стеариновой кислоты, в результате чего, выбросы стеарина будут исключены.

В связи с чем, ввод в эксплуатацию обособленного участка производства ЭкАпирена не повлечёт качественных изменений воздействия АО «РУСАЛ Ачинск» на окружающую среду, а также увеличения количественных характеристик загрязняющих веществ.

При производстве ЭкАпирена жидкие или твердые отходы не образуются. Побочные промежуточные продукты экологически и экономически целесообразно использовать, а не утилизировать на полигонах для хранения технологических отходов, увеличивая их объем. Такая технология была найдена и все побочные промежуточные продукты с участка по производству экологичного антиперена возвращаются в основное производство АГК.

На стадии эксплуатации участка производства ЭкАпирена будут образовываться отходы, относящиеся к вспомогательному производству (ремонт, замена запчастей оборудования, бытовой мусор) в количестве 24,939 т/год.

Ожидается образование 22 видов отходов 3, 4 и 5 классов опасности.

Отходы 3 класса опасности (1,515 т/год) представляют собой отходы минеральных масел индустриальных, лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, которые будут направляться на переработку сторонним специализированным лицензированным организациям, аналогично системе обращения с отходами на АО «РУСАЛ Ачинск».

Отходы 4 класса опасности будут образовываться в количестве 21,774 т/год, что составляет 0,03% от общего количества отходов 4 класса опасности, образующихся в АО «РУСАЛ Ачинск» (согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат», 2018 г.)

Отходы 5 класса опасности (1,65 т/год) составят 0,0001% от общего количества отходов 5 класса опасности, образующихся в АО «РУСАЛ Ачинск» (согласно ПНООЛР АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат», 2018 г.)

Номенклатура образующихся отходов от АО «РУСАЛ Ачинск» не изменится. Значимого изменения образуемых отходов не ожидается.

В этой связи, с учетом редакции п.п. 7.5 ст. 11 закона № 174-ФЗ, изложенной в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды», проектная документация объекта капитального строительства «Участок по производству экологичного антипирена» не подлежит государственной экологической экспертизе.

Кроме того, по результатам проведенной Росприроднадзором проверки, в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями природоохранного законодательства, надзорным органом было выдано АО «РУСАЛ Ачинск» предписание от ДД.ММ.ГГГГПл/045-0421 об устранении выявленных нарушений.

Однако решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А40-191554/2021) по заявлению АО «РУСАЛ Ачинск» к Росприроднадзору были признаны незаконными и отменены пункты 2, 8, 14, 18, 24, 25, 26, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 48, 51, 52, 53, 54, 55.

Постановлением девятого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А40-191554/2021) оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Росприроднадзора, - без удовлетворения.

Таким образом, судом установлено, что в действиях должностного лица – директора по экологии и качеству АО «РУСАЛ Ачинск» ФИО1 нет состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В связи с тем, что в действиях ФИО1 нет состава административного правонарушения, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу, - прекращению.

Кроме того, судом установлено, что в обжалуемом постановлении указано, что ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, однако наказание ему назначено «в пределах санкции части 1 статьи 8.41 КоАП РФ».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора по экологии и качеству АО «РУСАЛ Ачинск» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано ввой суд в течение 10 суток со дня получения копии решения, путем подачи жалобы или принесения протеста через Ачинский городской суд.

Судья В.В.Антипов