ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-69/17 от 20.11.2017 Пригородного районного суда (Свердловская область)

12-69/2017

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Тагил 20 ноября 2017 года

Судья Пригородного районного суда Свердловской области Клепцова Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Батеневой А.Е.,

с участием Тарана В.В.,

защитника Ткаченко Н.В.,

с участием помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Тюрина С.Е., заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухина Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Водоканал-НТ» Тарана В.В. на решение на постановление по делу об административных правонарушении от 14.06.2017,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, главного специалиста – эксперта отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Сарапуловой И.Д. от 14.06.2017 должностное лицо – директор ОО «Водоканал-НТ» Таран В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа 10 000 рублей за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект Черноисточинское водохранилище.

Должностное лицо Таран В.В. обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление.

В жалобе Таран В.В просит постановление от 14.06.2017 признать незаконным, указывает на нарушение требований ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ, а именно в ходе проверки определение о назначении экспертизы органом, проводящим эту проверку, не выносилось: лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении с указанным документом, не было ознакомлено; не разъяснены права.

Кроме того, протокол количественного химического анализа вод № 32 В от 27.04.2017 не может быть использован в качестве надлежащего доказательства превышения содержания загрязняющих веществ (металлов) при сбросе промывных сточных вод от сооружений механической очистки (шламонакопителя) в Черноисточинское водохранилище, а также при определении фоновой концентрации загрязняющих веществ в водоеме и контрольном створе. Методики ПНД Ф 14.1:2.4.50-96, ПНД Ф 14.1:2.214-06, ПНД Ф 14.1:2:4.140-98 предполагают определение как общего содержания металлов, так и растворенных форм. Методика ПНД Ф 14.1:2:4.166-00 не предполагает определение растворенных форм металла (алюминия). В пробах № 92, № 93, № 94 от 17.04.2017 по всем металлам определялось их общее валовое содержание. Нормативы ПДК вредных веществ (металлов) указаны в материалах проверки в растворенной форме, а фактическая концентрация металлов определена протоколом № 32 В от 27.04.2017 в валовой форме, что привело к искажению информации, так как при определении концентрации металлов в валовой форме, содержание вредных веществ выше, чем при определении в растворенной форме и зависит от наличия взвешанных веществ в источниках и других фактов.

Из дополнения к жалобе следует, что при установлении концентрация загрязняющих веществ, являющихся металлами, в водоеме рыбохозяйственного значения, металлы должны определяться в растворимой форме, что прямо предусмотрено нормами Приказа № 552. Сравнение определенного металла в растворимой в воде форме с предельно допустимой концентрации этого элемента проводится путем сравнения полученной концентрации. Сравнение валового (суммарного) содержания металлов с предельно допустимой концентрацией металлов, установленной в растворимой в воде форме, является некорректным, так как в этом случае полученные концентрации загрязняющих веществ (металлов), определенные в валовой форме, являются значительно завышенными. Необходимо учитывать, что содержание загрязняющих веществ (металлов), за превышение которых ООО «Водоканал-НТ» привлечено к административной ответственности, изначально не соответствует нормативам ПДК вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения. Концентрация меди в природной воде Черноисточинского водохранилища выше, чем в промывных сточных водах на выпуске. «Железо общее» отсутствует в перечне ПДК. Результата измерений по нефтепродуктам, с учетом погрешности, находится в пределах норматива ПДК, не свидетельствует о превышении, не может считаться доказанным.

В своем отзыве на жалобе, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении Сарапулова И.Д. указала, что доводы жалобы являются необоснованными. Результатами инструментальных замеров установлено превышение концентрации загрязняющего вещества в промывных сточных водах. ООО «Водоканал – НТ» нарушаются требования водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды. Искажение информации результатов исследования не имеется.

Проверив материалы дела, заслушав пояснение Тарана В.В., защитника Ткаченко Н.В., поддержавших доводы жалобы и дополнения к жалобе, доводы прокурора, доводы должностного лица, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, что влечет для должностных лиц наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

В соответствии с ч. 4. ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно постановления от 14.06.2017 Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и Экологии Свердловской области, ГКУ СО «ЦЭМиК» в отношении ООО «Водоканал – НТ» проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при использовании Черноисточинского водохранилища для сброса сточных вод.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Водоканал-НТ» осуществляет сброс сточных вод в Черноисточинское водохранилище. Сброс загрязняющих веществ в указанный водоем после сооружений механической очистки осуществляется предприятием на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № 477 (С) от 09.04.2015. Срок действия разрешений до 24.02.2018.

Вид использования объекта - совместное водопользование, водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты.

Выпуск № 1 сформирован промывными сточными водами от станции водоподготовки предприятия. Водоотводящее сооружение состоит из двух водосборных колодцев из монолитного железобетона; водосборные тракты представлены железобетонной трубой и отводящей канавой.

17.04.2017 произведено обследование шламонакопителя, произведен отбор промывных сточных вод от водоподготовки (выпуск № 1) от шламонакопителя, природных вод Черноисточинского водохранилища выше (фоновый створ) и ниже выпуска № 1 сточных вод из шламонакопителя. Результатами замеров выявлено превышение концентрации загрязняющего вещества в промывных сточных водах от водоподготовки (выпуск № 1) к допустимой концентрации загрязняющего вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса по следующим показателям: взвешенным веществам в 2,1 раза, алюминию в 57, 5 раза.

По результатам инструментальных замеров от этой же даты так же выявлен факт сброса загрязняющих веществ, отсутствующих в решении о предоставлении водного объекта в пользовании, содержание которых превышает ПДК рыбохозяйственных водоемов по следующим показателям: взвешенным веществам в 8,9 раза, алюминию в 57,5 раз, нефтепродуктам в 1,1 раза, железу общему в 24, 0 раза, меди в 2,8 раза, марганцу в 74,0 раза, свинцу 1,5 раза.

Концентрация загрязняющего вещества в природных водах Черноисточинского водохранилища выше выпуска № 1 (фоновый створ) превышает допустимую концентрацию вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по следующим показателям: железу общему в 3,2 раза, меди в 6,7 раза, марганцу в 4,2 раза, свинцу в 1,1 раза.

Согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);

Вышеуказанные сбросы, производимые «ООО Водоканал – НТ» в Черноисточинское водохранилище, оказывают негативное влияние на данный водный объект.Результаты химического анализа проб сточных и природных поверхностных вод зафиксированы в протоколе количественного химического анализа вод № 32 от 27.04.2047 года ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля». В судебном заседании свидетель - начальник Отдела технологического лабораторного контроля за источниками загрязнения ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» Полякова Н.В. пояснила, что 17.04.2017 произведен отбор проб промывных сточных вод водоподготовки (выпуск № 1), природных вод Черноисточинского водохранилища (фоновый створ), и ниже выпуска № 1 сточных вод. Было установлено превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах. Показатель металла в протоколе указан в валовой форме. Метод определения в валовой и растворенной форме один и тот же, разница в подготовке проб, которая зависит от взвешивания. Чем больше взвешенных веществ, тем более концентрация металла. Это касается металла алюминий. Превышение концентрации металла все равно есть, в меньшем количестве. 17.04.2017 совместного с ООО «Водоканал – НТ» отбора проб воды не производилось, поэтому показатели могут расходиться. Свидетель К. в судебном заседании пояснила, что работает начальником химико – бактериологической лаборатории Западной системы очистных сооружений ООО «Водоканал – НТ». Формулы, которая позволила бы перевести показатель металла в валовой форме в растворенную, не существует. Определить содержания металла алюминий в растворимой форме возможно. Согласно протокола лабораторных исследований от 24.04.2017 (отбор 17.04.2017), проведенных их лабораторией, превышение металла и других загрязняющих веществ не установлено, все соответствует норме. В судебном заседании в совокупности исследованы письменные материалы дела, в обоснование доказательств вынесенного должностным лицом постановления. Решением от 08.04.2015 № 66-14.01.05.013-Х-РСВХ-С-2015 – 01339/00 со сроком действия до 23.02.2018 ООО «Водоканал – НТ» в пользование предоставлен водный объект Черноисточинское водохранилище (л.д. 80). Из решения заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухина Р.В. следует, что решено провести проверку ООО «Водоканал – НТ» от 12.04.2017. Решением от 14.04.2017 предмет проверки расширен (л.д. 83, 84). Из акта проверки юридического лица № 6 от 10.05.2017 следует, что на основании решения заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухина Р.В., с участием представителя государственного экологического контроля Глухова С.Б., специалистов ГКУ СО «ЦЭМиК» Смык Л.А., Денисовой И.В., в присутствии начальника отдела охраны ОС ООО «Водоканал – НТ» Логинова О.П. проведена проверка исполнения природоохранного, водного законодательства, законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, об особо охраняемых природных территориях, о безопасности гидротехнических сооружений ООО «Водоканал – НТ». В ходе проверки осуществлялась фотосъемка, произведен осмотр территории шламонакопителя, установлено нарушение целостности одного водосбросного колодца, из мест разрушения допускаются изливы на рельеф местности, попадают в Черноисточинское водохранилище, произведен отбор промывных сточных вод от водоподготовки (выпуск № 1), природных вод Черноисточинского водохранилища выше (фоновый створ) и ниже выпуска сточных вод из шламонакопителя. Результатами инструментальных замеров установлено превышение концентрации загрязняющего вещества в промывных сточных водах от водоподготовки (выпуск № 1) по следующим показателям: взвешанным веществам в 2, 1 раза, алюминию в 57, 5 раза; установлено превышение концентрации загрязняющего вещества в промывных сточных водах от водоподготовки (л.д. 67 – 69). Из справки по результатам проверки следует, что 17.07.2017 ООО «Водоканал – НТ» допущен сброс загрязняющих веществ в промывных сточных водах от водоподготовки (выпуск № 1) (л.д. 70 - 72). К акту осмотра составлена иллюстрационная таблица (л.д. 73 - 76); Согласно акта № 2813 отбора проб природных и сточных вод, 17.04.2017 произведен отбор проб – сброс промывных сточных вод от водоподготовки (выпуск № 1); Черноисточинское водохранилище ниже выпуска № 1 сточных вод из шламонакопителя; Черноисточинское водохранилище выше выпуска № 1 (фоновый створ) (л.д. 77). Из протокола № 32 В от 27.04.2017 количественного химического анализа вод, следует, что установлено превышение концентрации загрязняющего вещества к допустимой концентрации по следующим показателям: взвешанные вещества в 2, 1 раза, алюминию в 57, 5 раза. Кроме того концентрация загрязняющих веществ, содержание которых превышает ПДК рыбохозяйственных водоемов, а именно: по взвешанным веществам в 8, 9 раза, алюминию в 57, 5 раза, нефтепродуктам в 1, 1 раза, железу общему в 24, 0 раза, меди в 2, 8 раза, марганцу в 74, 0 раза, свинцу в 1, 5 раза; концентрация загрязняющего вещества в природных водах Черноисточинского водохранилища выше выпуска № 1 (фоновый створ) превышает: по железу общему в 3, 2 раза, меди в 6, 7 раза, марганцу в 4, 2 раза, свинцу в 1, 1 раза (л.д. 78 - 79); Постановлением заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора от 10.09.2017 возбуждено дело об административном правонарушении (л.д. 45 – 48). Постановлением должностного лица Сарапуловой И.Д. от 14.06.2017, должностное лицо – директор ОО «Водоканал-НТ» Таран В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа 10 000 рублей за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект Черноисточинское водохранилище (л.д. 50-56). Таким образом, факт нарушения обществом правил водопользования, выразившийся в превышении установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В судебном заседании прокурор Тюрин С.Е. просил оставить постановление от 14.06.2017 без изменения, поскольку к проверке были привлечены специалисты, которые дали заключение, положенное в обоснование принятого постановления. Экспертиза не проводилась, поскольку это возможно только после возбуждения дела об административном правонарушении. Поэтому процессуальных нарушений не допущено. Прокурор Слепухин Р.В. в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, указав, что в ходе проверки были выявлены факты нарушения условий решения на пользование водным объектам, установлено превышение концентрации загрязняющего вещества в промывных сточных водах, факт сброса загрязняющих веществ. Не смотря на фоновый показатель воды, ООО «Водоканал – НТ» никаких других веществ добавлять в сброс не может, должен очищать. Содержание загрязняющих веществ в сточной воде не должно превышать фоновый показатель. Судом установлено, что определение металлов в изъятых пробах воды от 17.04.2017 проводилось ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» по методикам ПНД Ф 14.1:2.214-06, ПНД Ф 14.1:2:4.140-98, ПНД Ф 14.1:2.4.50-96, которые определяют общее содержание металлов в валовой и растворенное формах, а методика ПНД Ф 14.1:2:4.166-00 определение растворенных форм металлов (алюминия) не предполагает. По всем металлам определено их общее (валовое) содержание, подсчет общего содержания металлов произведен в валовой форме, что не привело к искажению информации. Содержание концентрации загрязняющих веществ (металлов) при сбросе промывных вод от сооружения (шламонакопитель) в Черноисточинское водохранилище, превышает концентрацию загрязняющих веществ в Черноисточинском водохранилище. Ссылка заявителя о том, что в ходе лабораторного исследования Химико – бактериологической лаборатории Западной системы очистных сооружений от 24.04.2015 концентрация алюминия была в пределах нормативов качества НДС не опровергает результаты лабораторного исследования ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» от 27.04.2017, поскольку пробы воды отбирались в разное время, что имеет существенное значения для результатов исследования. Оценив в совокупности все доказательства, суд приходит к выводу, что действия должностного лица – директора ООО «Водоканал – НТ» Тарана В.В. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объектом данного правонарушения являются отношения по охране окружающей среды и порядок природопользования (в частности водопользования). Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, входит в главу "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", целью которой является защита окружающей среды. В рассматриваемом деле нарушены именно правила водопользования при сбросе сточных вод в водный объект, и на водный объект оказано негативное воздействие без учета нормативов допустимого воздействия на него, что образует объективную сторону нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, приказа от 28.09.2016 директором ООО «Водоканал – НТ» является Таран В.В. (л.д. 64 – 65, 66).

Директор ООО «Водоканал-НТ» Таран В.В. имел возможность для исполнения требований водного законодательства, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры, иного из материалов дела не следует.

Наказание должностному лицу Тарану В.В. назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления при производстве по делу допущено не было.

Руководствуясь ст. 30.9, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, главного специалиста – эксперта отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Сарапуловой И.Д. от 14.06.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ООО «Водоканал-НТ» Тарана В.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья подпись