ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-69/18 от 05.02.2018 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело №12-69/18

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

05 февраля 2018 года г. Махачкала

Судья Федерального Суда Советского района г. Махачкала Гаджиев Д.И., рассмотрев жалобу ФИО1 руководителя ООО «Управляющая организация Альфа М» на постановление от 26.12.2017г. Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию Минприроды Республики Дагестан о привлечении к административной ответственности руководителя «Управляющую организацию Альфа М» ФИО1, по статье 8.2 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию Минприроды Республики Дагестан от 26.12.2017г. руководитель «Управляющая организация Альфа М» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласный с указанным постановлением руководитель ООО «УО Альфа М» ФИО1 обратился в суд с жалобой, указывая, что постановлением о назначении административного наказания от 26.12.2017г. Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию Минприроды Республики Дагестан (далее ЦМУ Минприроды РД) он как руководитель ООО «Управляющая организация Альфа М», был привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и наложен штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

С указанным Постановлением о назначении административного наказания не согласен и считает данное постановление необоснованными и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Данные виды деятельности в соответствии с федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются лицензируемыми видами деятельности.

Он как руководитель, как должностное лицо деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению или иным видом обращения с отходами производства и потребления, не занимается и ООО «Управляющая организация Альфа М», как юридическое лицо, деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению или иным видом обращения с отходами производства и потребления, не занимается.

Утверждения ЦМУ Минприроды РД о том, что в процессе деятельности Управляющей организации по управлению многоквартирными домами образуются отходы I класса опасности являются вымышленными, не соответствующими действительности и не подкрепленными никакими замерами, фото и видео фиксациями. Какие отходы I класса опасности где, кем, и в каком количестве, были выявлены в ходе проверки, в каких материалах проверки это отражено, в протоколе и в постановлении неуказанно и установлено. Нет таких документов, потому что в процессе деятельности Управляющей организации такие отходы не образуются.

Не соответствует действительности и утверждения ЦМУ Минприроды РД о том, что он как руководитель Управляющей организации не обеспечил разработку паспортов отходов, не разработал и не утвердил программу производственного экологического контроля, не обеспечил статистического отчета 2-ТП (отходов).

ООО «Управляющая организация Альфа М» состоит на государственном учете как объект оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (Свидетельство № BBLNT5DV от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Минприродой РД), и присвоена ему IV категория по негативному воздействию на окружающую среду. Имеется утвержденная программа производственного экологического контроля от 25.01.2016г., где указывается, что в деятельности организации образуются отходы IV-V классов опасности (офисный мусор и смет от уборки территории), имеется утвержденный план мероприятий по охране окружающей среды и Паспорт отходов 1-IV классов опасности утвержденный 25.01.2017г. и зарегистрированный в Управлении федеральной службы по надзору в сфере природопользования ДД.ММ.ГГГГ за .

Управляющей организацией ведется учет образовавшихся отходов и своевременно 12.01.2017г. был представлен в Управление Росприроднадзора по РД отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2016 год. Кроме того, Управляющей организацией в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан был представлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2016 год как субъект малого и среднего предпринимательства, (входящий Минприроды РД от 12.01.2017г.).

В судебном заседании руководитель ООО «УО Альфа-М» ФИО1 поддержал жалобу и просил ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям.

Центральное межрайонное управление по экологии и природопользованию Минприроды Республики Дагестан надлежаще извещенное о времени рассмотрения дела в суд своего представителя не направило.

Выслушав доводы ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела усматривается, что на основании письма Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о выделении специалиста для проведения проверок по исполнению требований природоохранного законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами 1 и 2 класса опасности, проведена проверка в отношении ООО «УО Альфа М».

Постановлением Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию Минприроды Республики Дагестан от 26.12.2017г. руководитель «Управляющая организация Альфа М» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей, в связи с выявленными нарушениями, а именно: в ходе проверки установлено, что ООО «УО Альфа М» не осуществляют организацию мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

ОOO «УО Альфа М» не представила паспорта опасных отходов, образующихся у организации в процессе осуществления деятельности.

Отсутствие подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности, равно как и профессиональная подготовка лиц (работников организаций) на право допуска к работам с отходами I-IV класса опасности при осуществлении деятельности ООО «УО Альфа М», что указывает на наличие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из исследованных в судебном заседании материалов дела следует, что утверждения ЦМУ Минприроды РД о том, что в процессе деятельности Управляющей организации по управлению многоквартирными домами образуются отходы I класса опасности не подкрепленными никакими замерами, фото и видео фиксациями. Неуказанны какие отходы I класса опасности и в каком количестве были выявлены в ходе проверки, не представлены суду материалы проверки подтверждающие изложенное в оспариваемом постановлении.

Из представленных в суд заявителем материалов следует, что ООО «Управляющая организация Альфа М» состоит на государственном учете как объект оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (Свидетельство № BBLNT5DV от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Минприродой РД), и присвоена ему IV категория по негативному воздействию на окружающую среду.

Имеется утвержденная программа производственного экологического контроля от 25.01.2016г., где указывается, что в деятельности организации образуются отходы IV-V классов опасности (офисный мусор и смет от уборки территории), имеется утвержденный план мероприятий по охране окружающей среды и Паспорт отходов 1-IV классов опасности утвержденный 25.01.2017г. и зарегистрированный в Управлении федеральной службы по надзору в сфере природопользования ДД.ММ.ГГГГ за .

Управляющей организацией ведется учет образовавшихся отходов и 12.01.2017г. был представлен в Управление Росприроднадзора по РД отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2016 год.

Управляющей организацией в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан был представлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2016 год как субъект малого и среднего предпринимательства, (входящий Минприроды РД от 12.01.2017г.).

В договоре управления многоквартирным домом от 04.04.2016г. не прописано, что управляющая организация «Альфа М» оказывает жителям многоквартирного дома услуги по сбору, накоплению и передаче специализированной организации образуемых у жителей дома отходов I-IV класса опасности.

В стоимость оплаты за техническое обслуживание, которую производят жильцы многоквартирного дома Управляющей организации, не входит стоимость услуг по приему, накоплению и иному обращению с твердыми коммунальными отходами. Плату за вывоз ТКО жильцы осуществляют непосредственно специализированной организации, оказывающей эти услуги.

По утверждению заявителя согласно кадастрового плана земельного участка от 08.09.2009г. за Управляющей организацией для обслуживания закреплена только площадь жилого фонда без придомовой территории. Поэтому Управляющая организация не вправе выделять территорию под установку контейнеров, т.к. вся придомовая территория находится в собственности администрации города, соответственно и содержанием и распоряжением данной территории занимается администрация города.

С учетом положений статей 1.5, 2.1, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения входят в предмет доказывания по делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение лица к ответственности.

Данных, которые бы позволили определить наличие события административного правонарушения, в указанных документах не имеется.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях руководителя ООО «УО Альфа М» ФИО1 состава административного правонарушения

При таких обстоятельствах, суд считает, что постановление от 26.12.2017г. Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию Минприроды Республики Дагестан о привлечении к административной ответственности руководителя «Управляющую организацию Альфа М» ФИО1, по статье 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию Минприроды Республики Дагестан от 26.12.2017г. о привлечении руководителя «Управляющей организации Альфа М» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья Гаджиев Д.И.