ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-69/18 от 21.08.2018 Яранского районного суда (Кировская область)

№12-69/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Яранск кировской области 21 августа 2018 года

Судья Яранского районного суда Кировской области Трухин С.А.

с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – <данные изъяты>

представителя ОГИБДД МО МВД России «Яранский» ФИО1, действующего по доверенности,

рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление начальника отделения ОГИБДД МО МВД России «Яранский» капитана полиции ФИО3 от 04.07.2018 года в отношении:

ФИО2, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженца д. <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, не работающего,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отделения ОГИБДД МО МВД России «Яранский» капитана полиции ФИО3 от 04.07.2018 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно в том, что <данные изъяты> в 13 час. 00 минут по адресу: <адрес> управлял транспортным средством для перевозки грузов - автомобилем <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн - без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, когда его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, чем нарушил Приказ Минтранса России от <данные изъяты>, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

ФИО2 обратился в суд с жалобой на данное постановление по делу об административном правонарушении, указывая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, так как регулярными грузоперевозками он не занимается, груз перевозил для личных целей на личном транспорте. В связи с чем, заявитель просит отменить постановление о назначении административного наказания от 04.07.2018 и освободить его от ответственности.

В судебном заседании ФИО2 доводы, указанные в жалобе, поддержал и пояснил, что по доверенности управляет автомобилем <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>. Регулярно в 2018 г. на данном автомобиле он лично перевозил землю, песок, гравий с различных строительных площадок строительных фирм в <данные изъяты> и из Карьера <данные изъяты> себе на земельный участок, а также на земельные участки своих знакомых и родственников, расположенные в различных населенных пунктах <адрес>, но не за оплату в денежной форме, а по бартеру - взамен на товары (например, топливо) или услуги (например, строительные услуги по закладке фундамента для личного дома); также пользователи его услуг по перевозке грузов заправляли его автомобиль <данные изъяты> топливом. Он постоянного официального места работы не имеет. Всего у него имеется два автомобиля <данные изъяты>, и он в будущем намеревается зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлять грузоперевозки. До настоящего времени в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрировался, так как это повлечет необходимость уплаты соответствующих налогов в бюджет и страховых взносов во внебюджетные фонды, необходимость оформления путевых листов, прохождения специального обучения для механиков, обслуживающих автомобиль, организации регулярных платных медицинских осмотров водителей, а сейчас у него нет достаточных денежных средств для этого.

Представитель ОГИБДД МО МВД России «Яранский» ФИО1 просил жалобу оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление - без изменения, поскольку материалами дела и объяснениями ФИО4 в суде подтверждается, что он фактически осуществлял предпринимательскую деятельность, связанную с коммерческими перевозками грузов и был обязан оборудовать свой автомобиль тахографом.

Суд, изучив постановление и материалы дела об административном правонарушении, заслушав заявителя <данные изъяты> и представителя ОГИДД, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 11.23 КоАП РФ административная ответственность установлена за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Согласно карточке учета транспортного средства и свидетельству о регистрации транспортного средства указанный автомобиль отнесен к категории "C" с допустимой максимальной массой 22200 кг (категория N3 согласно Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятому Решением Комиссии Таможенного союза от <данные изъяты> N 877 (далее - технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств).

Согласно п. 6 Технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств "коммерческие перевозки" – это перевозки пассажиров или грузов колесными транспортными средствами, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Объективная сторона состава указанного административного правонарушения характеризуется противоправным действием, которое выражается, в том числе в управлении транспортным средством либо выпуске на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля (тахографа), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Субъектами данного административного правонарушения являются лицо, управляющее транспортным средством либо лицо, выпустившее на линию транспортное средство, для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа.

В силу пункта 2 раздела I технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств и пункта 3 таблицы 1 Приложения 1 к данному техническому регламенту к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие данного технического регламента, относятся, в том числе транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн (категория N3).

Пунктом 14 технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств установлено, что конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами).

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) обязанность оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами) возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" предусмотрено, что в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Соответствующий Порядок утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <данные изъяты> N 273 (далее - Порядок оснащения транспортных средств тахографами).

Согласно пункту 2 данного Порядка он применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <данные изъяты> N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (приложение N 2 к названному приказу).

В соответствии с данным приказом тахографами оснащаются транспортные средства, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).

При этом данный приказ Минтранса России от 13.02.2013 г. N 36 издан во исполнение упомянутого выше постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213, и статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения, которым требования об оснащении транспортных средств тахографами установлены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.Таким образом, приведенные нормы законодательства в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что требование об оснащении транспортных средств тахографами распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов.

Судом исследованы приложенные к протоколу об административном правонарушении и дополнительно приобщенные в порядке п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ материалы:

- протокол об административном правонарушении 43 СН №451221 от 02.07.2018, согласно которому 02.07.2018 в 13 час. 00 минут по адресу: <адрес> ФИО4 управлял транспортным средством - автомобилем <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн - без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства. В данном протоколе имеется письменное объяснение <данные изъяты> о несогласии с протоколом, т.к. груз был куплен им и перевозился на личном автотранспорте, коммерческой деятельностью он не занимался;

- информация ОГИБДД МО МВД России «Яранский» от 20.07.2018 № 6112 и копия карточки учета транспортного средства ОГИБДД МО МВД России «Яранский», согласно которых владельцем автомобиля <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты> является ФИО5;

- страховой полис <данные изъяты> от <ДД.ММ.ГГГГ> с диагностической картой, согласно которому застрахован по ОСАГО автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, собственник ФИО5, а к управлению автомобилем допущено единственное лицо – ФИО2;

- копия товарно-транспортной накладной от <ДД.ММ.ГГГГ>№ <...>, согласно которой ФИО2 в указанную дату приобрел в <данные изъяты> в д. <адрес> песчано-гравийную смесь массой 10 960 кг;

- справка МИФНС № 5 по Кировской области от 24.07.2018 о том, что ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован;

- справка МИФНС № 5 по Кировской области от 10.08.2018 о том, что ФИО5 в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован;

- информация <данные изъяты> от 08.08.2018 г. № 414, согласно которой в период с декабря 2017 по 07.08.2018 г. ФИО2, управляющий автомобилем <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, приобретал в данной организации песчано-гравийную смесь и гравий 22.05.2018 г. 11,62 тонны на сумму 6681,50 рублей, 05.06.2018 г. 10,86 тонны на сумму 2367,48 рублей, 07.06.2018 г. 11,6 тонны на сумму 6670 рублей, 26.06.2018 г. 12,58 тонны на сумму 2742,44 рубля, 02.07.2018 г. 10,96 тонны на сумму 2389,28 рублей, т.е. всего осуществил 5 фактов покупки на общую сумму 20850,70 рублей;

- информация ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Кировской области от <ДД.ММ.ГГГГ>, согласно которой автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, передвигался по автодороге <данные изъяты> по территории <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> в даты, аналогичные датам приобретения грузов в Карьере <данные изъяты>, а именно 22.05.2018, 05.06.2018, 07.06.2018, 26.06.2018, 02.07.2018 г. (ФИО4 подтвердил, что это он управлял данным автомобилем и перевозил грузы из Карьера «Приверх» в республику Марий Эл. При этом с учетом презумпции невиновности суд принимает во внимание лишь информацию, подтвержденную фотоизображениями соответствующего автомобиля <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>);

- информация УГИБДД МВД по Республике Марий Эл МВД России от <данные изъяты>, согласно которой автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты> неоднократно передвигался через пункты фотофиксации автомобилей, расположенные в <адрес>, <адрес> и на автодороге <данные изъяты> а именно: 12.01.2018 (2 рейса), 01.03.2018 г. (4 рейса), 16.03.2018 г., 19.03.2018 г., 17.05.2018, 19.05.2018, 21.05.2018, 23.05.2018, 24.05.2018, 25.05.2018 (2 рейса), 28.05.2018 (3 рейса), 01.06.2018 (2 рейса), 02.06.2018 (2 рейса), 08.06.2018, 11.06.2018 (5 рейсов), 13.06.2018 (3 рейса), 14.06.2018 (3 рейса), 15.06.2018 (2 рейса), 18.06.2018 (3 рейса), 19.06.2018, 22.06.2018 (2 рейса), 25.06.2018 (3 рейса), 26.06.2018, 27.06.2018 (2 рейса), 05.07.2018, 06.07.2018, 08.07.2018 (2 рейса), 09.07.2018, 10.07.2018 (2 рейса), 11.07.2018 (2 рейса), 13.07.2018 (4 рейса), 16.07.2018, 20.07.2018, 21.07.2018, 23.07.2018 (2 рейса), 26.07.2018 (3 рейса), 27.07.2018 (2 рейса), 30.07.2018, 31.07.2018, 06.08.2018 г. (При этом ФИО4 в суде подтвердил, что во время всех указанных фактов фиксации он на указанном автомобиле КАМАЗ 55111, регистрационный знак <***> перевозил различные грузы для иных частных лиц);

- информация из базы данных ГИБДД, согласно которой ФИО2 17.08.2018 г. привлечен к административной ответственности за нарушение правил перевозки грузов по ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ.

Оценив совокупность указанных доказательств, суд признает их допустимыми и достоверными и на их основе приходит к следующему выводу.

Как установлено ФИО4 на указанном автомобиле <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, осуществлял регулярные перевозки грузов. Из его объяснений следует, что он перевозил грузы из Карьера «Приверх», а также землю (от разработки котлованов и траншей) от различных строительных фирм, строивших дома в <адрес>, и от коммунальных организаций, осуществлявших раскопки и ремонт коммунальных сетей в <адрес>. При этом к доводам ФИО4, что он делал это безвозмездно, суд относиться критически, поскольку оказание коммерческим организациям систематических услуг по вывозу земли от разработки котлованов и траншей по своей сути предполагает коммерческую деятельность.

Кроме того, ФИО4 сам пояснил, что он систематически перевозил указанные стройматериалы (песок, гравий, землю, песчано-гравийную смесь) и отгружал их частным лицам, а в качестве вознаграждения получал топливо, либо различные встречные услуги, в том числе строительные, и заправку его автомобиля топливом.

При этом согласно ст.ст. 153, 421, 423, 567 и 702, 779 Гражданского кодекса РФ сделки мены, оказания услуг в обмен на встречное оказание услуг или встречное выполнение работ являются по своей сути возмездными сделками.

Согласно ч. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Таким образом, по смыслу закона услуга по перевозке грузов, в качестве вознаграждения за которую предусмотрено встречное вознаграждение в виде передачи иного товара, выполнения работы или оказания услуги имущественного характера, является возмездной сделкой. Соответственно, независимо от того, была ли оплата за услуги осуществлена в денежной или неденежной форме, ФИО4 фактически оказывал данные услуги по перевозке грузов возмездно.

Из количества и регулярности осуществленных ФИО4 грузоперевозок в истекшем периоде 2018 года следует, что он занимался оказанием возмездных услуг по перевозке грузов на систематической основе, что подпадает под признаки предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, закон не допускает злоупотребление правом, в том числе в виде нерегистрации в качестве индивидуального предпринимателя в целях уклонения от уплаты налогов и сборов, освобождения от возложенной законом обязанности по проведению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности грузоперевозок, в том числе по оборудованию автомобилей тахографами.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи (т.е. без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Тот факт, что ФИО4, оказывал услуги в неденежной форме и не зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в целях освобождения от бремени уплаты соответствующих налогов в бюджет и страховых взносов во внебюджетные фонды, а также от бремени осуществления необходимых организационных и иных мероприятий по обеспечению безопасности грузоперевозок (как следует из объяснений самого ФИО4 в суде), не может являться основанием для какого-либо его преимущества по отношению к тем грузоперевозчикам, кто официально зарегистрировался в качестве индивидуальных предпринимателей или учредил юридическое лицо, и не может являться основанием для освобождения ФИО4 от всех обязанностей, возлагаемых законом на лиц, осуществляющих коммерческие перевозки грузов.

При этом закон исходит из того, что регулярные коммерческие перевозки грузов по своей сути (а не только исходя из формального статуса лиц, их осуществляющих) накладывают обязанности по осуществлению дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе и относительно обязанности об оборудовании соответствующих автомобилей тахографами.

Поэтому, исходя из того, что ФИО4 фактически на систематической основе осуществлял коммерческие перевозки грузов, в том числе и в июле 2018 г., суд на основании ч. 4 ст. 23 Гражданского кодекса РФ считает необходимым применить к данной деятельности положения законодательства о предпринимательской деятельности. В связи с чем, суд полагает, что ФИО4 обязан был оборудовать свой автомобиль <данные изъяты> тахографом. Не выполнив это, ФИО4 нарушил требования законодательства.

Поэтому действия ФИО4 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.

Соответственно к административной ответственности ФИО4 привлечен законно и обоснованно.

По делу процессуальных нарушений норм КоАП РФ не допущено. Учитывая, что правонарушение было выявлено на территории Яранского района Кировской области, то дело об административном правонарушении рассмотрено по существу уполномоченным лицом.

При назначении ФИО4 наказания в полной мере были учтены характер совершенного административного правонарушения, данные о его личности, его имущественное положение, смягчающее административную ответственность обстоятельство – признание вины (факта перевозки груза), отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

При этом наказание ФИО4 назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, поэтому оснований для его снижения нет.

Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.


На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление начальника отделения ОГИБДД МО МВД России «Яранский» капитана полиции ФИО3 от 04.07.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 – оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Яранский районный суд в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья - Трухин С.А.