Дело № 12-69/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 20 февраля 2019 года
Судья Октябрьского районного суда г.Кирова Нобель Н.А., при секретаре судебного заседания Шалагиновой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО2 № 19-03/2018-180 от 20.12.2018,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО2 № 19-03/2018-180 от 20.12.2018 ФИО1, являющемуся должностным лицом – директором Кировского областного государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства» (далее – КОГКУ «УКС») назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Согласно постановлению ФИО1 совершил нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, при отсутствии признаковуголовно наказуемогодеяния.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № 1783-р Минкультуры России из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы в соответствии с распределением, утвержденным указанным распоряжением.
Согласно распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № 1783-р, из федерального бюджета бюджету Кировской области предоставлена субсидия на завершение строительства и оборудование Детского космического центра в г. ФИО3 (<...>) в размере 95 507,5 тыс. руб.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № 1783-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2013 № 1121 «Об утверждении Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства (реконструкции) объектов культуры и центров культурного развития государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства (реконструкции) объектов культуры и центров культурного развития муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, главным распорядителем в отношении которых является Министерство культуры Российской Федерации» (далее – Правила от 05.12.2013 № 1121) между Минкультуры России и Правительством Кировской области заключено соглашение от 08.11.2017 № 1809-01.1-41/10-17 о предоставлении субсидии бюджету Кировской области из федерального бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности (муниципальной собственности) (далее – Соглашение от 08.11.2017).
Согласно пункту 1.1. и приложениям № 1 и № 2 Соглашения от 08.11.2017 субсидия, предоставлена в целях софинансирования завершения строительства и оборудование Детского космического центра в г. ФИО3 (<...>).
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил от 05.12.2013 № 1121, одним из условий предоставления и расходования субсидий является наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, выданные федеральным автономным учреждением «Главное управление государственной экспертизы».
На разработанную в 2012 году проектную документацию на строительство объекта «Детский космический центр в г.ФИО3», на основании заявления КОГКУ «УКС» от 10.02.2012 № 6-252 Кировским областным государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы» проведена государственная экспертиза проектной документации, включая смету и результаты инженерных изысканий, по результатам которой выдано положительное заключение государственной экспертизы от 19.03.2012 № 43-1-5-0979-12.
В связи с корректировкой сметной документации на строительство объекта Детского космического центра в городе ФИО3, на основании заявления КОГКУ «УКС» от 06.08.2014 № 1073-6 Казанским филиалом федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (далее – ФАУ «Главгосэкспертиза России») проведена государственная экспертиза откорректированной сметной документации, по результатам которой выдано положительное заключение от 24.09.2014 № 0599-14/КГЭ-1996/05 по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства (далее - положительное Заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.09.2014 № 0599-14/КГЭ-1996/05).
В связи с корректировкой проектной документации по строительству и оборудованию Детского космического центра в городе ФИО3 в части внутренней отделки помещений №№ 103, 104, 201, 202, 205, 209 и 318 по разработанному дизайн-проекту, на основании заявлений КОГКУ «УКС» от 15.12.2017 Казанским филиалом федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (далее – ФАУ «Главгосэкспертиза России») проведена государственная экспертиза скорректированной проектной документации, по результатам которой выданы положительное заключение от 26.12.2017 № 0565-17/КГЭ-1996/02 на проектную документацию и положительное заключение от 26.12.2017 № 00-1-0567-17 по проверке определения достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства (далее положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 26.12.2017 № 0565-17/КГЭ-1996/02 и № 00-1-0567-17).
В соответствии с государственным контрактом от 12.07.2017 № 59 (далее – ГК от 12.07.2017), заключенным с ООО «Стройтек», КОГКУ «УКС» является государственным заказчиком по объекту «Детский космический центр» в г.ФИО3 в части завершения строительства объекта «Детский космический центр» в г.ФИО3, в соответствии с проектно-сметной документацией и техническим заданием, являющимися неотъемлемыми частями ГК от 12.07.2017.
Согласно акту о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 18.09.2017 № 32, справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 18.09.2017 № 4 на основании счет-фактуры от 18.09.2017 № 27 платежным поручением от 11.10.2017 № 582 КОГКУ «УКС» оплачены за счет средств областного бюджета строительно-монтажные работы на сумму 1366719,66 руб., в том числе работы по устройству наливного пола в помещении 202 (конференц-зал) на сумму 224218,88 руб., не предусмотренного проектной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 26.12.2017 № 0565-17/КГЭ-1996/02 и № 00-1-0567-17.
В соответствии с государственным контрактом от 08.12.2014 № (далее – ГК от 08.12.2014) в редакции дополнительных соглашений от 28.07.2015 № 1, от 21.03.2016 № 2, от 05.05.2016 № 3, от 25.10.2016 № 4, от 01.02.2016 № 5, заключенным с ПАО «Стромит», КОГКУ «УКС» является государственным заказчиком по строительству объекта «Детский космический центр» в г.ФИО3 в соответствии с проектно-сметной документацией и техническим заданием, являющимися неотъемлемыми частями ГК от 08.12.2014.
Согласно акту о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 18.04.2017 № 201, справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 18.04.2017 № 11, на основании счет-фактуры от 18.04.2017 №210 платежными поручениями от 26.05.2017 № 291, от 09.06.2017 № 334 КОГКУ «УКС» оплачены за счет средств областного бюджета строительно-монтажные работы на сумму 1270449,36 руб., в том числе работы по устройству стены планетария по типу С 112 на сумму 231398,32 руб., не предусмотренные проектной документацией, имеющей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.09.2014 №0599-14/КГЭ-1996/05.
Согласно акту о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 18.04.2017 № 202, справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 18.04.2017 № 11, на основании счет-фактуры от 18.04.2017 №210 платежными поручениями от 26.05.2017 № 291, от 09.06.2017 № 334 КОГКУ «УКС» оплачены за счет средств областного бюджета строительно-монтажные работы на сумму 1270449,36 руб., в том числе работы по устройству кровли на сумму 1039051,04 руб., не предусмотренные проектной документацией, имеющей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.09.2014 №0599-14/КГЭ-1996/05.
Указанные средства областного бюджета возмещены из средств федерального бюджета платежным поручением от 25.12.2017 № 31342, согласно которому произведено уточнение кассового расхода с КБК № на КБК № на общую сумму 46318580,74 руб.
Вышеуказанные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» на общую сумму 1419934,82 руб. в том числе: работы по устройству наливных полов на сумму 213007,93 руб. (224218,88 руб. х0,95), по устройству стены планетария на сумму 219828,40 руб. (231398,32х0,95), по устройству кровли на сумму 987098,49 руб. (1039051,04руб.х0,95) оплачены за счет средств областного бюджета, но последующее уточнение кассового расхода подтверждает факт перечисления средств федерального бюджета на сумму выполненных и оплаченных работ в доход Кировской области. То есть средства, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии из федерального бюджета, направлены на оплату работ по объекту «Детский космический центр» в г. ФИО3, не предусмотренных проектной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) определено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 6 статьи 81 БК РФ установлено, что порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В соответствии с п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № 1783-р, постановлению Правительства Российской Федерации от 05.12.2013 № 1121, Соглашению от 08.11.2017 субсидия предоставленная в целях софинансирования завершения строительства и оборудованию конкретного объекта – «Детского космического центра» в г. ФИО3 (<...>), перечень мероприятий и работ по завершению строительства которого определен проектно-сметной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Таким образом, директором КОГКУ «УКС», расположенного по адресу: <...> ФИО1 произведена оплата работ, не предусмотренных проектной документацией, имеющей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.09.2014 №0599-14/КГЭ-1996/05, на общую сумму 1419934,82 руб., а именно: платежным поручением от 11.10.2017 № 582 ООО «Стройтек» оплачены работы по устройству наливного пола в помещении 202 (конференц-зал) на сумму 213007,93 руб.; платежными поручениями от 26.05.2017 № 291, от 09.06.2017 № 334 ПАО «Стромит» оплачены работы по устройству стены планетария по типу С 112 на сумму 219828,40 руб. и работы по устройству кровли на сумму 987098,49 руб.
На постановление административного органа о назначении административного наказания ФИО1 подана жалоба с требованием отмены вынесенного решения. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения в виду следующего. Акт проверки управления Федерального казначейства по Кировской области не содержит вывода о нецелевом расходовании бюджетных средств. Работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, оплачены за счет резерва на непредвиденные расходы, заложенного в сводном сметном расчете. Общий размер денежных средств, затраченных на строительство объекта, не превысил сметную стоимость строительства.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и его защитники поддержали доводы жалобы, ходатайствовали о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указали, что выделенные средства субсидии потрачены на завершение строительства объекта – «Детского космического центра» в г. ФИО3, сметная стоимость работ в результате изменений, касающихся обустройства наливного пола объекта, стены планетария, покрытия крыши и парапета, не изменилась; обязательное получение положительного заключения государственной экспертизы на вышеназванные изменения при завершении строительства действующим законодательством не предусмотрено, с подрядчиками все запланированные изменения в строительстве объекта согласованы, составлены соответствующие сметы, оплаченные заказчиком в полном объеме.
В судебном заседании представители административного органа просили оставить жалобу без удовлетворения, поскольку в рамках производства по делу об административном правонарушении установлена вина ФИО4 в нецелевом расходовании бюджетных средств. Бюджетное законодательство и заключенное с КОГКУ «УКС» соглашение о предоставление субсидии бюджету Кировской области от 08.11.2017 предусматривает выделение субсидий из федерального бюджета исключительно на завершение строительства конкретного объекта «Детского космического центра» в г. ФИО3, при наличии проектной документации данного объекта, включающей смету и результаты инженерных изысканий, имеющих положительное заключение государственной экспертизы. Внесение изменений в техническую документацию в отсутствие положительного государственно-экспертного их исследования не позволяет направлять средства субсидий на такие строительные работы. Учитывая, что поименованные в постановлении строительные работы являются новыми, технически не согласованы, они не могут быть покрыты за счет средств на непредвиденные работы. Ввиду нецелевого использования КОГКУ «УКС» выделенных средств субсидий в июне 2018 года МинФином России назначена бюджетная мера принуждения в отношении Правительства Кировской области, принято решение о бесспорном взыскании выделенных из Федерального бюджета субсидий на завершение строительства «Детского космического центра» в г. ФИО3, данные средства возвращены региональным бюджетом в полном объеме.
Заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержитуголовно наказуемогодеяния, что влечен влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершение должностным лицом – директором КОГКУ «УКС» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 24-13/07 от 03.12.2018; приказом № 9 от 11.01.2019 о проведении выездной плановой проверки; актом выездной проверки от 14.03.2018; уведомлениями о применении бюджетных мер принуждения; приказами Минфина России № 1021, № 1022, № 1024 от 14.06.2018 о бесспорном списании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета; соглашением № 1809-01.1-41/10-17 от 08.11.2017; государственным контрактом № 59 от 12.072017; государственным контрактом № от 08.12.2014; положительным заключением № 0599-14/КГЭ-1996/05 от 2409.2014; локальными сметами, актами приемки и справками о стоимости работ, выполненных ООО «Стройтек» и ПАО «Стромит»; платежными поручениями от 11.10.2017 № 582, от 26.05.2017 № 291, от 09.06.2017 № 334; должностной инструкцией ФИО1; приказом о назначении ФИО1 на должность; иными документами.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения ФИО1 служебных обязанностей существенно нарушены требования бюджетного законодательства, что повлекло направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплату денежных обязательств на не предусмотренные условиями предоставления таких средств цели, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения суд признает несостоятельными. Установленные факты оплаты КОГКУ «УКС», выполненных подрядчиками работ, не предусмотренных проектной документацией, имеющей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.09.2014 №0599-14/КГЭ-1996/05 в нарушение положений, содержащихся в документах, регламентирующих условия их использования, свидетельствуют о нецелевом характере расходования бюджетных средств. Результаты проверки, проведенной на основании приказа Управления Федерального казначейства по Кировской области № 9 от 11.01.2018 могут выступать одним из оснований возбуждения дела об административном правонарушении, при этом административный орган в ходе производства не связан с выводами, изложенными в акте проверки.
В ходе производства по делу об административном правонарушении определены все юридически значимые обстоятельства, всем доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено справедливо и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены и изменения обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО2 № 19-03/2018-180 от 20.12.2018 о назначении директору КОГКУ «УКС» ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.А. Нобель