ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-69/20 от 13.11.2020 Фроловского городского суда (Волгоградская область)

Дело №12-69/2020

УИД: 34RS0042-01-2020-001184-34

РЕШЕНИЕ

город Фролово 13 ноября 2020 года

Судья Фроловского городского суда Волгоградской области Карпухина Е.В., рассмотрев жалобу должностного лица – начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Яркина Эдуарда Александровича на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Частникова Владимира Леонидовича №061/04/7.32.1-1305/2020 от 05 августа 2020 года о привлечении к административной ответственности по ст.7.32.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

должностного лицо – начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Яркин Э.А. обратился в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России ФИО10. №061/04/7.32.1-1305/2020 от 05 августа 2020 года, которым он был привлечен к административной ответственности по ст.7.32.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

В обоснование жалобы указывает, что при вынесении постановления в отношении него Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области не учтены смягчающие обстоятельства, а именно те, которые препятствовали несвоевременной оплате по государственным контрактам, оценка, указанным обстоятельствам дана незаконная, что привело к необоснованному толкованию данного правонарушения и как следствие привлечения его, как должностного лица к административной ответственности. Поскольку несвоевременная оплата государственных контрактов произошла не по вине ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области, а по техническим ошибкам, по контракту заключенному с ООО «Бакалея 34» поставщик оформил документы с технической ошибкой, в связи с чем, оплата товара была невозможной, по контракту, заключенному с ООО «ЛИК», ошибка была допущена в номере реестровой записи в ЕИС, которая формируется автоматически, затем ошибка была устранена сотрудниками УФК по Волгоградской области считает, что не является субъектом административного правонарушения и не может быть привлечён к административной ответственности. В связи с чем, просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу по ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо – начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Яркин Э.А. для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Должностное лицо - заместитель руководителя – начальник отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России ФИО11. для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся должностных лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

При рассмотрении жалобы представитель должностного лица Яркина Э.А. – Ожегова И.Н., действующая на основании доверенности от 03 июля 2020 года доводы, изложенные в жалобе поддержала и просила их удовлетворить.

Прокурор Страхова О.В. при рассмотрении жалобы просила постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России ФИО12. оставить без изменения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы, изложенные в жалобе, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьёй 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статьёй 7.32.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение должностным лицом государственного заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным контрактом.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения включает в себя действия, нарушающие законодательно установленные сроки и порядок оплаты приобретённых по государственному оборонному заказу для государственных нужд товаров, работ или услуг, а также направленные на избежание исполнения обязанности по обеспечению авансирования.

В качестве субъектов рассматриваемых административных правонарушений законодателем установлены должностные лица государственных или муниципальных заказчиков.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон № 275–ФЗ) установлены правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, определены основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 275–ФЗ под государственным заказчиком государственного оборонного заказа (далее - государственный заказчик) – понимается федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определено, что Федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем составе войска и вооруженные формирования, являются, в том числе Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).

Государственным контрактом по государственному оборонному заказу является договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность (пункт 6 статьи 3 Федерального закона № 275–ФЗ).

К числу основных обязанностей государственного заказчика по контрактам в сфере государственного оборонного заказа отнесено обеспечение авансирования и оплаты поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственных контрактов (пункт 8 части 1 статьи 7 Федерального закона №275–ФЗ).

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе и особенностей исполнения контрактов.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом №44-ФЗ, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Из материалов дела следует, что 01 октября 2019 года между ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Волгоградской области (государственный заказчик) и ООО «Бакалея 34» (поставщик) в рамках государственного оборонного заказа заключен государственный контракт поставку творога.

В соответствии с пунктом 3.4.1 государственного контракта от 01 октября 2019 года оплата по контракту производится Заказчиком, по факту поставки Товара после предоставления поставщиком платежных документов (товарная накладная, счет, счет-фактура) в течение 10 дней с даты подписания Заказчиком документа о приёмке путём перечисления денежных средств на лицевой счет поставщика, открытый в территориальном органе Федерального казначейства.

24 октября 2019 года между ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области (далее - Заказчик) и ОО «ЛИК» (далее – Поставщик) заключен государственный контракт на поставку творога.

В соответствии с пунктом 3.4.1 государственного контракта от 24 октября 2019 года оплата по контракту производится Заказчиком, по факту поставки Товара после предоставления поставщиком платежных документов (товарная накладная, счет, счет-фактура) в течение 10 дней с даты подписания Заказчиком документа о приёмке путём перечисления денежных средств на лицевой счет поставщика, открытый в территориальном органе Федерального казначейства.

Согласно постановлению заместителя Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области Симоновой С.Д. в период с 27 февраля 2020 года по 25 марта 2020 года Фроловской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе в деятельности ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области.

В ходе проверки установлено, что ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Волгоградской области произведена оплата поставленного товара по государственным контрактам с нарушением установленного срока, а именно: по платежному поручению № от 22 ноября 2019 года, по платежному поручению №301104 от 03 декабря 2019 года.

Постановлением заместителя Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области от 17 июля 2020 года в отношении должностного лица – начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Яркина Э.А. возбуждено производство об административном правонарушении по статье 7.32.1 КоАП РФ.

Признавая Яркина Э.А. виновным в совершении административного правонарушения по статье 7.32.1 КоАП РФ, должностное лицо указало, что в нарушение условий государственного контракта товар оплачен с нарушением срока оплаты, что образует состав административного правонарушения.

Выводы должностного лица о виновности Яркина Э.А. в совершении административного правонарушения, статьёй 7.32.1 КоАП РФ, обоснованным признать нельзя по следующим основаниям.

Согласно части 13.1 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно п.5.5. государственного контракта установлено, что в случае, если документы, указанные в п.5.4 контракта (это счет, счет-фактуру, товарная накладная, акт о приемке товаров), не представлены Поставщиком государственному заказчику одновременно с товаром, товар считается не поставленным и приемке не подлежит.

При поставке товара поставщик оформил документы (товарную накладную) с технической ошибкой. Ответственным исполнителем по контракту данные документы были возвращены поставщику. В связи с тем, что поставщик представил надлежащим образом оформленные документы 21 ноября 2019 года оплата была произведена бухгалтером Цепиной А.В. после получения документов (платежное поручение от 22 ноября 2019 года №789436).

В соответствии со ст.103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками. Данной статьей предусмотрены сведения, которые необходимо внести на официальном сайте в сети Интернет (Единой информационной системе – далее ЕИС) для регистрации контракта. Оплата по государственным контрактам возможна только после регистрации контракта в ЕИС и присвоению ему реестрового номера, в также бюджетного обязательства для соответствующей оплаты по данному контракту. Реестровый номер контракта формируется автоматически при внесении всех необходимых сведениях о контрагента, способе закупке, закупаемом товаре и иных сведений.

В ЕИС информация о заключении контракта с ООО «ЛИК» была сформирована 25 октября 2019 года, при этом сведения о бюджетном обязательстве зарегистрированы не были в связи с несоответствием номера реестровой записи, которая автоматически формируется в ЕИС. В течение ноября 2019 года сотрудниками бухгалтерии ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области проводилась работа с отделом Управления Федерального казначейства по Волгоградской области по устранению технической ошибки, что подтверждается письмами и обращениями в адрес УФК по Волгоградской области.

05 декабря 2019 года в службу технической поддержки было направлено обращение.

06 декабря 2019 года был получен ответ о необходимости обращения к куратору отдела Управления Федерального казначейства по Волгоградской области.

10 декабря 2019 года техническая ошибка была устранена специалистом Управления Федерального Казначейства по Волгоградской области и сформировано бюджетное обязательство. В связи с чем, оплата товара произведена только 13 декабря 2019 года платежным поручением №301104.

Анализируя изложенное, принимая во внимание положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, прихожу к выводу о том, что у должностного лица – начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Яркина Э.А. отсутствовала объективная возможность произвести оплату по товарным накладным от 30 октября 2019 года №3058, от 14 ноября 2019 года №2343 и от 21 ноября 2019 года №2393 в установленный срок.

При этом, с момента устранения ошибок оплата по вышеуказанным товарным накладным произведена ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области в разумный срок.

В силу положений статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии со статьёй 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из разъяснений, данных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.

В соответствии со статьёй 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Так как в ходе судебного разбирательства вина Яркина Э.А. в совершении вменяемого ему административного правонарушения не была установлена, оспариваемое постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Частникова Владимира Леонидовича №061/04/7.32.1-1305/2020 от 05 августа 2020 года подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

жалобу должностного лица – начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Яркина Эдуарда Александровичу - удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Частникова Владимира Леонидовича №061/04/7.32.1-1305/2020 от 05 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.32.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Яркина Эдуарда Александровича – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд

Судья Е.В.Карпухина