ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-69/2014 от 14.07.2014 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

 Р Е Ш Е Н И Е

 14 июля 2014 года город Черкесск

 Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Кочкаров О.Р., рассмотрев жалобу начальника Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 ФИО1 на постановление начальника отдела по надзору за электрическими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями и тепловыми установками по Карачаево-Черкесской Республике Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.04.2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 У С Т А Н О В И Л:

 ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по надзору за электрическими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями и тепловыми установками по Карачаево-Черкесской Республике Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено постановление о привлечении начальника Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

 ДД.ММ.ГГГГ начальник Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит признать его незаконным и отменить по тем основаниям, что границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства в отношении отдельных объектов определяется организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании. При этом организациям, владеющим объектами электросетевого хозяйства, введенным в эксплуатацию до даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 160, не требуется согласование границ охранных зон указанных объектов с Ростехнадзором. Сведения о границах охранных зон вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации. Такие сведения должны быть представлены в Росреестр до ДД.ММ.ГГГГ года. Два объекта электросетевого хозяйства ВЛ-110 кВ Л-99 ПС Южная – ПС Усть-Джегута и ВЛ-110 кВ Л-245 ПС Суворовская – ПС Боргустан введены в эксплуатацию до 2009 года, следовательно, сведения о границах охранных зон этих линий должны быть представлены в Росреестр до 01.01.2015 года. Согласование границ охранных зон воздушных линий с Ростехнадзором и постановка на государственный кадастровый учет осуществляется подрядной организацией. В настоящее время проводится комплекс работ по внесению сведений о границах охранных зон воздушных линий в документы кадастрового учета. В результате данных работ сведения о границах охранных зон ВЛ-110 кВ Л-99 ПС Южная – ПС Усть-Джегута и ВЛ-110 кВ Л-245 ПС Суворовская – ПС Боргустан внесены в государственный кадастр недвижимости. ВКЛ-35 кВ ПС Архыз Луня поляна и ВЛ-10 кВ от Ф720 ПС Горная введены в эксплуатацию в июле и ноябре 2012 года. Поскольку правила, утвержденные Постановлением № 160, не содержат ни сроков согласования границ охранных зон, ни сроков установления охранных зон, мероприятия по установлению охранных зон вышеобозначенных объектов электросетевого хозяйства будут реализованы в соответствии с планами и в объемах, предусмотренных тарифным регулированием.

 Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представило в суд письменные возражения по жалобе начальника Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2, в которых просят оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения по тем основаниям, что проведение мероприятий по установлению охранных зон относится к должностным обязанностям ФИО2 в соответствии с его должностной инструкцией. Хотя в Постановлении Правительства от 24.02.2009 года № 160 не указан конкретный срок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, нарушены разумные сроки их установления. 30.04.2013 года Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» было выдано предписание об установлении охранных зон с момента получения предписания, но это предписание исполнено не было, что так же свидетельствует о бездействии ФИО2 То обстоятельство, что для объектов электросетевого хозяйства Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» не установлены охранные зоны может повлечь выделение земельных участков под строительство и проведение технических линий, в том числе работа строительной техники может повлечь обрыв линий, несанкционированное отключение электричества потребителям и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

 В судебном заседании 11.07.2014 года начальник Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить и объяснил, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении им были даны объяснения и представлены доказательства того, что охранные зоны двух объектов электросетевого хозяйства установлены. Кроме того, он не является лицом, ответственным за установление охранных зон, поскольку в его должностной инструкции такая обязанность не предусмотрена.

 В настоящее судебное заседание начальник Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 не явился, заявив ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. При таких обстоятельствах было принято решение о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

 Государственный инспектор отдела по надзору за электрическими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями тепловыми установками по Карачаево-Черкесской Республике Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебном заседании не признал требования, изложенные в жалобе, просил отказать в ее удовлетворении по основаниям, указанным в письменных возражениях и объяснил, что из-за отсутствия охранных зон линий высоковольтных передач в этих зонах начинается несанкционированное строительство и сам Карачаево-Черкесский филиал Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» обращается в Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с жалобами и просит принять меры против нарушителей, но Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не может принять меры к нарушителям, так как охранные зоны не установлены.

 Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, прихожу к следующему выводу.

 В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно предоставленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

 Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Ответственность по ст. 9.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

 На основании ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем Кавказского управления Ростехнадзора вынесено Распоряжение № 0001 рПЛ-Б/1.7 о проведении плановой выездной проверки Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа», о чем составлено и направлено Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» соответствующее уведомление.

 По итогам проверки составлен Акт № 0001-рПЛ-Б/1.7 от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором, помимо прочих нарушений, зафиксировано, отсутствие охранных зон ВЛ 110 кВ Л-99 ПС «Южная» - ПС «Усть-Джегута», ВКЛ-35 кВ ПС «Архыз» - ПС «Лунная поляна», ВЛ-110 кВ Л-245 ПС «Суворовская» - ПС «Боргустан», ВЛ-10 кВ от Ф-720 ПС «Горная».

 ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела по надзору за электрическими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями и тепловыми установками по Карачаево-Черкесской Республике Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении начальника Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что по результатам проведения плановой проверки объектов Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» выявлено отсутствие охранных зон ВЛ 110 кВ Л-99 ПС «Южная» - ПС «Усть-Джегута», ВКЛ-35 кВ ПС «Архыз» - ПС «Лунная поляна», ВЛ-110 кВ Л-245 ПС «Суворовская» - ПС «Боргустан», ВЛ-10 кВ от Ф-720 ПС «Горная». Не внесены сведения о границах зон объектов электросетевого хозяйства в государственный кадастр. Данное обстоятельство может повлечь за собой выделение земельных участков под строительство проведение технических мероприятий, что может повлечь несанкционированное отключение электричества потребителям и создает угрозу здоровью и жизни граждан.

 ДД.ММ.ГГГГ года вынесено определение № 0001 рПЛ-Б/1.7-Е9.2.04-01 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

 ДД.ММ.ГГГГ в отношении начальника Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 вынесено постановление № 0001 рПЛ-Б/1.7-Е9.2.04-01 о назначении административного наказания по ст. 9.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Между тем, в п. 5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 160, указано, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

 В соответствии с п. 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 160, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании. Организациям, владеющим объектами электросетевого хозяйства, введенными в эксплуатацию до даты вступления в силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2009 года № 160, не требуется согласование границ охранных зон указанных объектов с Ростехнадзором. Сведения о границах охранных зон вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации. Такие сведения должны быть предоставлены в Росреестр до 1 января 2015 года. Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган. После согласования границ охранной зоны сетевая организация в течение 3 месяцев обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

 Как следует из представленных инвентарных дел, ВЛ-110 кВ Л-245 ПС «Суворовская» - ПС «Боргустан» введена в эксплуатацию в 1983 году, а ВЛ 110 кВ Л-99 ПС «Южная» - ПС «Усть-Джегута» введена в эксплуатацию в 1997 году.

 Согласно письму Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» от ДД.ММ.ГГГГ года, письму Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Карачаево-Черкесской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № 182 и письму Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> №, сведения о границах охранной зоны ВЛ 110 кВ Л-99 ПС «Южная» - ПС «Усть-Джегута» и ВЛ-110 кВ Л-245 ПС «Суворовская» - ПС «Боргустан» внесены в государственный кадастр недвижимости.

 Вышеприведенные обстоятельства не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку, как объяснил в судебном заседании государственный инспектор отдела по надзору за электрическими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями и тепловыми установками по Карачаево-Черкесской Республике Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления, подтверждающая документация в Кавказское управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представлена не была. Начальник Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 предоставил их вместе со своими объяснениями по делу после вынесения постановления в конце рабочего дня. Этот факт подтверждается штампом входящей корреспонденции на представленном государственным инспектором отдела по надзору за электрическими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями и тепловыми установками по Карачаево-Черкесской Республике Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору экземпляре мотивированного объяснения по административному делу, в соответствии с которым это объяснение с приложенными к нему документами поступило в Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 50 минут.

 В материалах дела имеется так же Разрешение на допуск в эксплуатацию №, в соответствии с которым ВКЛ-35 кВ ПС «Архыз» - ПС «Лунная поляна» допущена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ года, и Разрешение на допуск в эксплуатацию № И9.3-50, в соответствии с которым ВКЛ-35 кВ ПС «Архыз» - ПС «Лунная поляна» допущена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ года.

 В обоснование жалобы начальник Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 ссылается на то обстоятельство, что Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2009 года № 160, не содержат сроков согласования границ охранных зон и сроков установления охранных зон, и что мероприятия по установлению охранных зон вышеобозначенных объектов электросетевого хозяйства будут реализованы Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» в соответствии с планом и в объемах, предусмотренных тарифным регулированием.

 Данная правовая позиция не может быть признана обоснованной по следующим основаниям.

 Государственным инспектором отдела по надзору за электрическими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями тепловыми установками по Карачаево-Черкесской Республике Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представлена переписка между Карачаево-Черкесским филиалом Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» и Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, из которой следует, что Карачаево-Черкесский филиал Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» неоднократно обращался в Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по фактам нарушения охранных зон объектов электросетевого хозяйства с просьбой принять меры по пресечению незаконных действий тех или иных лиц (письмо № № от ДД.ММ.ГГГГ года, письмо № от ДД.ММ.ГГГГ года, письмо № от ДД.ММ.ГГГГ года, письмо № от ДД.ММ.ГГГГ года).

 При этом, поскольку охранные зоны объектов электросетевого хозяйства не установлены, Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не имело правовых оснований для принятия соответствующих мер по пресечению незаконных действий тех или иных лиц, осуществляющих земляные, строительные и иные виды работ в непосредственной близости от этих объектов (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № 711-Е/9.2, письмо от ДД.ММ.ГГГГ № 786-Е/9.2, письмо от ДД.ММ.ГГГГ № 807-Е/9.2).

 В результате сложившейся ситуации, создаются условия не только для перерыва в обеспечении потребителей электроэнергией, но и возникает реальная угроза жизни и здоровью граждан, повреждения имущества тех или иных лиц, нанесения экологического ущерба, возникновения пожаров, нарушения безопасной работы объектов электросетевого хозяйства, их повреждения или уничтожения.

 Таким образом, с целью пресечения нарушений охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы охранных зон должны устанавливаться сразу после ввода в эксплуатацию этих объектов.

 Довод начальника Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 о том, что он не является лицом, ответственным за установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства, поскольку в его должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ года, такой обязанности не предусмотрено, признается не состоятельным, поскольку в данном случае во внимание следует принимать должностную инструкцию, которая действовала в период, когда охранные зоны объектов электросетевого хозяйства должны были быть установлены. Так, в п. 3.16 должностной инструкции начальника Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ указано, что в должностные обязанности начальника отдела входит осуществление мероприятий по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства филиала.

 Таким образом, прихожу к выводу, что вина начальника Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью всех представленных доказательств, а вынесенное начальником отдела по надзору за электрическими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями и тепловыми установками по Карачаево-Черкесской Республике Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 Р Е Ш И Л:

 Постановление начальника отдела по надзору за электрическими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями и тепловыми установками по Карачаево-Черкесской Республике Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу начальника Отдела правового обеспечения и управления собственностью Карачаево-Черкесского филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» ФИО2 - без удовлетворения.

 Настоящее решение вступает в силу с момента вынесения, и может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в порядке надзора.

 Судья

 Черкесского городского суда КЧР О.Р. Кочкаров