ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-69/2015 от 14.09.2015 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Ефремов О.Б. Дело № 5-423/2015

№ 12-69/2015

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

14 сентября 2015 года г. Магадан

Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,

с участием защитника Поликановой Л.О.,

помощника прокурора города Магадана Стародумовой О.В.,

при секретаре судебного заседания Ширдармаевой Э.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Магаданского городского суда от 30 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя комитета по финансам мэрии города Магадана ФИО1,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением судьи Магаданского городского суда от 30 июля 2015 года руководитель комитета по финансам мэрии города Магадана (далее - Комитет по финансам) ФИО1 привлечена к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере <.......> рублей.

В поданной жалобе ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

В жалобе указывает, что Комитет по финансам, являясь финансовым органом муниципального образования «Город Магадан», осуществляет управление средствами муниципального бюджета на едином счете, распределяя их с единого счета по главным распорядителям муниципального образования «Город Магадан». В рамках указанных полномочий Комитет по финансам денежные средства в сумме <.......> рублей, полученные сверх утвержденных решением о бюджете, внес изменения в сводную бюджетную роспись, довел лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - департамента жилищно- коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана (далее - Департамент ЖКХ и КИ) и перечислил средства с единого счета городского бюджета на лицевой счет Департамента ЖКХ и КИ, без внесения изменений в решение о бюджете. Использование главным распорядителем субсидий в бюджетные полномочия финансового органа не входят.

В связи с этим полагает, что Комитетом по финансам при перечислении средств субсидии с единого счета бюджета главному распорядителю на финансирование мероприятий, указанных в приложении №... к Соглашению от 16 декабря 2014 года №... «О предоставлении субсидий бюджету муниципального образования «Город Магадан» на проведение мероприятий в рамках государственной программы Магаданской области «Содействие муниципальным образованиям Магаданской области в реализации муниципальных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры» на 2014-2017 годы» в 2014 году» (далее - Соглашение) не допущено нарушений законодательства, следовательно, в действиях должностного лица ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ.

Считает, что ссылки в постановлении на ряд документов, принятых судьей в качестве доказательств ее вины в совершении административного правонарушения, не состоятельны, поскольку данные документы не свидетельствуют о нарушении условий Соглашения.

Обращает внимание, что судьей не мотивирован вывод о необходимости внесения изменений в решение Магаданской городской Думы от 23 декабря 2014 года № 94-Д «О бюджете муниципального образования «Город Магадан» на 2015 год».

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

При таких обстоятельствах жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие ФИО1

Защитник Поликанова Л.О. на доводах жалобы настаивала, просила постановление судьи Магаданского городского суда от 30 июля 2015 года отменить, производство по делу прекратить.

Прокурор Стародумова О.В. полагала доводы жалобы необоснованными, направленными на переоценку установленных по делу обстоятельств. Считала постановление судьи обоснованным и законным.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья, при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Заслушав объяснения защитника, возражения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

На основании статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 1 и части 3 статьи 139 Бюджетного кодека Российской Федерациипод субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Из содержания приведенных норм следует, что субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются муниципальным образованиям, имеющим соответствующие расходные бюджетные обязательства при выполнении собственных полномочий, частичное финансирование (софинансирование) которых осуществляется за счет средств регионального бюджета.

В целях реализации вышеназванных требований бюджетного законодательства постановлением администрации Магаданской области от 19 декабря 2013 года № 1300-па утверждена государственная программа Магаданской области «Содействие муниципальным образованиям Магаданской области в реализации муниципальных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры» на 2014-2917 годы» (далее - Государственная программа).

Обязательным условием предоставления субсидии из областного бюджета является наличие действующей муниципальной программы развития коммунальной инфраструктуры (раздел VII Государственной программы).

Решением Магаданской городской Думы от 03 декабря 2013 года № 98-Д утверждена программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Магадан» на 2014-2023 годы».

В рамках муниципальной программы проведены следующие мероприятия:

- муниципальным образованием «Город Магадан» в лице Департамента ЖКХ и КИ с ООО «П.» заключен муниципальный контракт от <дата>№... на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Магадан» на период 2014-2019 годы» на сумму <.......> рублей;

- муниципальным образованием «Город Магадан» в лице Департамента ЖКХ и КИ с ООО «В.» заключен муниципальный контракт от <дата>№... на поставку дизель-генераторной установки на сумму <.......> рублей;

- между МУП г. Магадана «М.» и ООО «В.» заключен договор купли-продажи от <дата>№... блок-модуля «<.......>» для дизель-генераторной установки на сумму <.......> рублей;

- между МУП г. Магадана «М.» и ОАО «У.» заключен договор купли-продажи от <дата>№... на изготовление и поставку железобетонных изделий на сумму <.......> рублей.

Во исполнение требований постановления администрации Магаданской области от 19 декабря 2013 года № 1300-па Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее - Министерство) 16 декабря 2014 года заключило с мэрией города Магадана соглашение о предоставлении субсидий бюджету муниципального образования «Город Магадан» на проведение мероприятий в рамках государственной программы Магаданской области «Содействие муниципальным образованиям Магаданской области в реализации муниципальных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры» на 2014-2917 годы» в 2014 году № 03П14/28 (далее - Соглашение) в сумме <.......> рублей, из которых:

- <.......> рублей - на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Магадан» на период 2014-2029 годы,

- <.......> рублей - на поставку дизель-генераторной установки,

- <.......> рублей - на поставку блок-модуля для дизельной-генераторной установки,

- <.......> рублей - на изготовление и поставку железобетонных изделий.

Предметом Соглашения является предоставление Министерством из областного бюджета Магаданской области субсидии муниципальному образованию «Город Магадан» в 2014 году.

Из содержания Соглашения следует, что субсидия предоставляется при соблюдении мэрией города Магадана условий предоставления субсидии, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, Программой, а также Соглашением. Условием предоставления субсидии является наличие муниципальной программы, предусматривающей реализацию мероприятий Программы, указанных в Приложении №... к настоящему Соглашению. Перечисление субсидии осуществляется из областного бюджета на счет, открытый мэрией города Магадана в Управлении Федерального казначейства по Магаданской области для кассового обслуживания исполнения бюджета муниципального образования «Город Магадан», при условии направления в Министерство официальной заявки, с приложением копий документов (акт приема-передачи товара, товарно-транспортной накладной, формы КС-2, КС-3 о выполненной работе, акта об исполнении услуги, счет-фактуры) о выполнении мероприятий (пункты 2.1, 2.2, 2.3 Соглашения).

Срок действия Соглашения определен сторонами до <дата>.

Постановлением мэрии г. Магадана от <дата>№... главным распорядителем средств, выделенных из областного бюджета в размере <.......> рублей на реализацию мероприятий Государственной программы определен Департамент ЖКХ и КИ.

В соответствии с частью 1 статьи 5, статьей 15, частями 1, 2, 3, 4 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования «Город Магадан» и Магаданской области формируются и исполняются в пределах финансового года.

Обязательства, возникшие в силу Соглашения, по окончании финансового года прекращены 31 декабря 2014 года, соответственно, полномочия Департамента ЖКХ и КИ как главного распорядителя средств, выделенных из областного бюджета в размере <.......> рублей на реализацию мероприятий Государственной программы, также прекращены.

Таким образом, оснований для расходования средств областного бюджета в 2015 году в соответствии с Соглашением 2014 году не имелось.

Изложенное также следует из ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования «Город Магадан» на 2015 год, являющейся приложением к решению Магаданской городской Думы от 23 декабря 2014 года № 94-Д, согласно которой денежные средства в размере <.......> рублей на реализацию мероприятий муниципальных программ Департаменту ЖКХ и КИ не предусмотрены.

Из материалов дела следует, что Комитет по финансам, руководствуясь частью 3 статьи 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с поступлением из областного бюджета целевых средств в размере <.......> рублей внес изменения в сводную бюджетную роспись, главному распорядителю бюджетных средств Департаменту ЖКХ и КИ доведены лимиты и перечислены денежные средства в указанном размере без внесения изменений в решение о бюджете муниципального образования «Город Магадан» на 2015 год.

Пунктом 3 статьи 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, имеющие целевое назначение, в том числе поступающие в бюджет в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242 настоящего Кодекса, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов бюджета соответственно целям предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

Однако указанная норма не применяется в случае предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в соответствии с пунктом 3 статьи 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется за счет межбюджетных субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации, подлежат утверждению решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете раздельно по каждому объекту.

В этой связи при поступлении указанных субсидий в местный бюджет бюджетные ассигнования необходимо уточнять только путем внесения изменения в закон (решение) о бюджете.

Поскольку субсидии из областного бюджета были предоставлены местному бюджету на софинансирование капитальных вложений на объекты муниципальной собственности, то судья пришел к обоснованному выводу, что руководителем Комитета по финансам ФИО1 нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов, нарушение выразилось в доведении лимитов и перечислении Департаменту ЖКХ и КИ средств субсидий областного бюджета в сумме <.......> рублей в соответствии с расходными расписаниями от 23 апреля 2015 года №..., от 05 мая 2015 года №..., от 06 мая 2015 года №..., от 20 мая 2015 года №... до внесения соответствующих изменений в решение Магаданской городской Думы от 23 декабря 2014 года № 94-Д «О бюджете муниципального образования «Город Магадан» на 2015 год».

Также является обоснованным вывод судьи о нарушении руководителем Комитета по финансам ФИО1 условий предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных Государственной программой, а именно: денежные средства направлены не на оплату по муниципальным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с действующим законодательством о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Так, обязательным условием заключения Соглашения и предоставления субсидии муниципальному образованию является размещение заказа в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Руководитель Комитета по финансам ФИО1 довела лимиты и перечислила денежные средства Департаменту ЖКХ и КИ для предоставления субсидий МУП г. Магадана «М.» для оплаты договоров на поставку блок-модуля для дизель-генераторной установки в размере <.......> рублей и для изготовления и поставку железобетонных изделий в размере <.......> рублей расходными расписаниями:

- от <дата>№... доведены лимиты в размере <.......> рублей. Этим же расходным расписанием перечислены денежные средства в размере <.......> рублей - код расхода <.......>;

- от <дата>№... доведены лимиты в размере <.......> рублей. Этим же расходным расписанием перечислены денежные средства в размере <.......> рублей - код расхода <.......>

Из примененных кодов вида расходов и КОСГУ усматривается, что денежные средства направляются на субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (код 810), на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям (ГОСГУ 241).

Указанные денежные средства направлены Департаменту ЖКХ и КИ на предоставление субсидий МУП г. Магадана «М.» в соответствии с договорами на предоставление субсидий из областного бюджета на софинасирование мероприятий на суммы по Соглашению от 16 декабря 2014 года № 03П14/28, а именно:

- договор от <дата>№... о предоставлении субсидии из областного бюджета в размере <.......> рублей на софинансирование мероприятий по договору от <дата>№... купли-продажи блок-модуля «<.......>» для дизель-генераторной установки на сумму <.......> рублей, заключенного между МУП г. Магадана «М.» и ООО «В.»;

- договор от <дата>№... о предоставлении субсидии из областного бюджета в размере <.......> рублей на софинансирование мероприятий по договору от <дата>№... на изготовление и поставку железобетонных изделий на сумму <.......> рублей, заключенного между МУП г. Магадана «М.» и ОАО «У.».

Субсидии выплачены МУП г. Магадана «М.» в полном объеме платежными поручениями от <дата>№..., от <дата>№....

С учетом изложенного, у руководителя Комитета по финансам ФИО1 не имелось оснований для предоставления Департаменту ЖКХ и КИ средств субсидий областного бюджета на выдачу субсидии МУП г. Магадана «М.» по вышеуказанным договорам купли продажи.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11КоАП РФ. Оснований не согласиться с оценкой имеющихся доказательств, не имеется.

При таких обстоятельствах вывод судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей и получили надлежащую оценку в судебном постановлении.

При этом судья обосновано исключил из объема вменяемого правонарушения ссылку на изменение ФИО1 кодов вида расходов межбюджетных трансфертов, так как указанное действие не охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ.

В связи с этим доводы жалобы об отсутствии со стороны ФИО1 нарушений бюджетного законодательства нельзя признать состоятельными.

Иные доводы, содержащиеся в жалобе, также не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.

Постановление о назначении административного наказания вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание судьей назначено ФИО1 с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, влекущих в силу положений статьи 24.5 КоАП РФ прекращение производства по делу об административном правонарушении, не имеется.

Несогласие лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Правовых оснований к пересмотру постановления судьи Магаданского городского суда по доводам жалобы и материалам дела об административном правонарушении не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда

РЕШИЛА:

постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 30 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 КоАП РФ в отношение руководителя комитета по финансам мэрии города Магадана ФИО1 оставить без изменений, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.

Судья Л.Н. Баюра