ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-69/2016 от 09.12.2016 Тейковского районного суда (Ивановская область)

Дело № 12-69/2016

РЕШЕНИЕ

гор. Тейково Ивановской области 9 декабря 2016 года

Судья Тейковского районного суда Ивановской области Кочетков С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника ФИО2, действующего в интересах генерального директора ООО «МТЦ » ФИО1, на постановления заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-ПВ/186/18/53, 6-1067-16-ПВ/186/18/54, 6-1067-16-ПВ/186/18/55, 6-1067-16-ПВ/186/18/56, о привлечении ее к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1, ч. 3 ст. 5.27, ч. 2 ст. 5.27.1, ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3-ПВ/186/18/53 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно в том, что в нарушение требований ст. 221 ТК РФ, п.п. 4, 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, утв. Постановлением Минсоцздравразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн, п. 1 «б» Примечания Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГн, сотрудники ООО «МТЦ», занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняющие наружные работы зимой, не обеспечены СИЗ в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами СИЗ, грузчик столовой ФИО4 дополнительно не обеспечен сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью (костюмом или курткой для защиты от повышенных температур на утепляющей подкладке, ботинками или сапогами кожаными утепленными с защитными подносками для защиты от повышенных температур, головным убором утепленным), отнесенными ко 2 классу защиты.

Постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3-ПВ/186/18/54 от ДД.ММ.ГГГГ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, а именно в том, что в нарушение ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) в трудовом договоре с работниками ООО «МТЦ», в том числе, в трудовом договоре грузчика столовой ФИО4 не указала обязательные для включения в трудовой договор сведения об условиях труда на рабочем месте.

Она же постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3-ПВ/186/18/55 от ДД.ММ.ГГГГ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно в том, что в нарушение требований ст.ст. 22, 212 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в ООО «МТЦ» не проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах, в том числе на рабочем месте грузчика столовой , в нарушение требований ст. 212 ТК РФ ч.ч. 1, 5 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ООО «МТЦ» не образована комиссия по проведению специальной оценки условий труда; отсутствует утвержденный перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда; не заключен договор на проведение специальной оценки условий труда;

Кроме того, постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3-ПВ/186/18/56 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана виновной в административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно в том, что в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, п.п. 12, 13 Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн, п.п. 2, 21 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГн, не осуществляла контроль за оформлением карточек учета выдачи СИЗ, поскольку в личной карточке учета выдачи СИЗ грузчика столовой ФИО4 указан пункт Типовых отраслевых норм выдачи (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГн), утративших силу, не указан перечень наименований СИЗ, предусмотренных для выдачи грузчику столовой , не указано количество СИЗ, выдаваемое на год работнику, не указан сертификат соответствия на выданную СИЗ.

За данные административные правонарушения ФИО1 назначены административные наказания: по ст. 5.27 ч. 3 КоАП РФ - в виде штрафа в размере 10000 рублей, по ст. 5.27.1 ч. 1 КоАП РФ - в виде предупреждения, по ст. 5.27.1 ч. 4 КоАП РФ - в виде штрафа в размере 22000 рублей и по ст. 5.27.1 ч. 2 КоАП РФ - в виде штрафа в размере 6000 рублей.

Не согласившись с вынесенными постановлениями, защитник ФИО1 - ФИО2 обратилась в Тейковский районный суд с жалобами, в которых просила постановления отменить, производство по всем делам прекратить, указав, что при производстве по ним допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, что выразилось в том, что протоколы об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 составлены в нарушение ст.ст. 29.1, 29.4, 29.9 КоАП РФ, поскольку ранее по данным делам уже были вынесены постановления о привлечении ее к административной ответственности, которые прошли стадию обжалования и были отменены, а по смыслу данных положений КоАП РФ стадия подготовки к рассмотрению дела не может быть возобновлена после отмены в порядке п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ состоявшихся по делу постановлений; в нарушение ст.ст. 28.2, ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ о времени и месте составления указанных протоколов, ДД.ММ.ГГГГ, а также о времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях ФИО1 извещена не была.

Кроме того, защитник полагала, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административных правонарушений и сослалась на следующие обстоятельства, в силу которых обжалуемые постановления подлежат изменению или отмене:

применительно к постановлению -ПВ/186/18/55 по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ: в силу ч. 6 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 закона специальная оценка условий труда может производиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем ДД.ММ.ГГГГ; в ООО «МТЦ» отсутствуют должности, входящие в список, утв. постановлением Госкомтруда ССР ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ/П-22; вопрос о том, относится ли должность грузчика к рабочим местам, указанным в ч. 6 ст. 10 закона, и предусмотрены ли в штатном расписании общества рабочие места, относящиеся к указанным в данной норме, не исследовался; немотивированно применение к ФИО1 административного наказания в виде штрафа, а не в виде предупреждения;

применительно к постановлению -ПВ/186/18/53 по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ: постановление Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн не существует, данный нормативный акт не опубликован, в обжалуемом постановлении не указано, какие конкретно СИЗ не были выданы грузчику столовой ФИО4 согласно данному документу; наружных работ зимой грузчик не выполнял, в связи с чем ссылки на нарушение п. 1 «б» Примечания Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГн несостоятельны, неясно для чего грузчику необходимы костюм или куртка для защиты от повышенных температур на утепляющей подкладке, ботинки или сапоги кожаные утепленные для защиты от повышенных температур, так как работы в соответствующих условиях он не выполнял; в постановлении не мотивировано назначение штрафа в размере выше минимального, предусмотренного санкцией;

применительно к постановлению -ПВ/186/18/56 ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ: вывод об отсутствии контроля за выдачей работникам СИЗ опровергается представленными в Государственную инспекцию труда в <адрес> материалами, согласно которым СИЗ в ООО «МТЦ» работникам выдаются, карточки учета их выдачи ведутся, контроль за их оформлением организован надлежащим образом, все необходимые графы карточек заполнены, указание в карточке на приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ-н связано с тем, что Приказ Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГн вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на момент выдачи ФИО4 СИЗ в декабре 2014 года, действовали положения Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ-н, кроме того, административный орган не рассмотрел вопрос о малозначительности данного административного правонарушения в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку из личной карточки работника ясно, когда, какие СИЗ выдавались, в каком количестве, в ней имеется подпись работника, все графы заполнены, вред каким-либо общественным отношениям не причинен;

применительно к постановлению -ПВ/186/18/54 по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ: определение условий труда работника, подлежащих включению в трудовой договор, производится по результатам проведения специальной оценки условий труда, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которая ООО «МТЦ» может производиться поэтапно до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем полагала, что указанные условия труда могут быть включены в трудовой договор только после проведения специальной оценки условий труда.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ производство по жалобам защитника , , , , соединены в одно производство с присвоением номера , ввиду того, что дела об административных правонарушениях вытекают из результатов одной проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в <адрес> в отношении ООО «МТЦ».

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1, извещалась в соответствии с требованиями ст. 25.15 КоАП РФ по месту жительства, однако извещение было возвращено в суд с отметкой об истечении срока хранения.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения, в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании защитник ФИО2 пояснила, что ФИО1 извещена о времени и месте судебного заседания и ходатайствовала о рассмотрении жалоб в свое отсутствие, в подтверждение представила соответствующие ее письменные ходатайства о рассмотрении жалоб в ее отсутствие.

Принимая во внимание, что требования Приказа ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ-п "Об утверждении Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» были соблюдены, защитник ФИО2 при этом пояснила, что ФИО1 извещена о времени и месте рассмотрения жалоб и, кроме того, ей представлены ходатайства ФИО1 о рассмотрении жалоб в ее отсутствие, прихожу к выводу о том, что ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, а неполучение ею судебного извещения о времени и месте рассмотрения дела расцениваю, как проявление ее волеизъявления относительно участия в судебном заседании, в связи с чем прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие.

Защитник ФИО2 в судебном заседании поддержала жалоб по изложенным в них доводам, просила их удовлетворить, дополнив их тем, что в материалах дела в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ отсутствует определения о возвращении первоначально составленных Государственной инспекцией труда в <адрес> протоколов об административных правонарушениях; также извещений о составлении ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 протоколов об административных правонарушениях, а также извещений о времени и месте рассмотрения дел направлены по месту нахождения юридического лица, а не по месту жительства ФИО1, вследствие чего она о времени и месте составления протоколов и рассмотрения дела извещена не была.

Заслушав защитника ФИО2, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1.6 ч. 1 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Из содержания п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Исходя из приведенных выше положений КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», в порядке подготовки дела к рассмотрению необходимо установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Таким образом, по смыслу положений ст.ст. 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.

Однако данные положения закона заместителем начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении ФИО1 учтены не были.

Как следует из материалов дела, по итогам проверки, проведенной в отношении ООО «МТЦ» государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО5 в отношении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 5.27, ч. 1 ст. 5.27.1, ч. 2 ст. 5.27.1 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которые были приняты ею к своему производству и рассмотрены с вынесением постановлений о назначении ФИО1 административных наказаний по указанным статьям КоАП РФ. В последующем вынесенные постановления были обжалованы в суд, и по результатам рассмотрения жалоб признаны незаконными и отменены, а дела об указанных административных правонарушениях направлены на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 в отношении ФИО1 по тем же событиям административных правонарушений составлены новые протоколы об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 5.27, ч. 1 ст. 5.27.1, ч. 2 ст. 5.27.1 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которые ею также были рассмотрены с вынесением постановлений о назначении ФИО1 административных наказаний.

Таким образом, заместителем начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3, при составлении ДД.ММ.ГГГГ протоколов об административных правонарушениях в отношении ФИО1 фактически была возобновлена стадия подготовки указанных дел к рассмотрению уже после отмены состоявшихся по ним решений, что недопустимо в силу приведенных выше положений закона.

Допущенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу последующих решений и не могут быть восполнены при новом рассмотрении дела.

В этой связи, вынесенные в отношении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 постановления о привлечении ее к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27, ч. 1 ст. 5.27.1, ч. 2 ст. 5.27.1 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делам - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены данные постановления.

Остальные доводы защитника ФИО2, приведенные в обоснование незаконности вынесенных в отношении ФИО1 постановлений, в связи с отменой вышеназванных постановлений и прекращения производства по делам рассмотрению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобы защитника ФИО2 на постановления №-ПВ/186/18/53, 6-1067-16-ПВ/186/18/54, 6-1067-16-ПВ/186/18/55, 6-1067-16-ПВ/186/18/56 заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27, ч. 1 ст. 5.27.1, ч. 2 ст. 5.27.1 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ФИО1, удовлетворить.

Постановления заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3-ПВ/186/18/54, 6-1067-16-ПВ/186/18/56, 6-1067-16-ПВ/186/18/53, 6-1067-16-ПВ/186/18/55 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27, ч. 1 ст. 5.27.1, ч. 2 ст. 5.27.1 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменить, производство по делам об административных правонарушениях прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановления.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья ФИО6