Дело № 12-69/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Судья Красноармейского районного суда г. Волгограда Потапов В.В.,
с участием: лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1, прокурора- помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Чекуновой М.В.,
рассмотрев жалобу ФИО1 ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника ОП №8 УМВД России по г. Волгограду ФИО4 № 10254вх/1712015 от 17 декабря 2015 года, должностное лицо- начальник команды №7 Волгоградского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в обосновании которой указал, что не нарушал установленных законом Правил хранения служебного оружия и патронов к нему. При хранении служебного оружия и патронов к нему сотрудников караульных контрольно-пропускных постов, руководствовался ведомственным Порядком, утвержденным Минэнерго РФ. По этим основаниям просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
В судебном заседании должностное лицо ФИО1 доводы жалобы поддержал, кроме того пояснив, что не нарушал своих должностных прав и обязанностей, установленных должностной инструкцией, поскольку не имеет права на издание приказов по порядку хранения оружия и патронов к нему и не обязан устранять противоречия в законодательных актах и инструкциях, предусматривающих Правила хранения служебного оружия. Поэтому его вины в совершении правонарушении не имеется.
Представитель административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении - ОП №8 УМВД России по г. Волгограду, будучи извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Участвующий по делу прокурор Чекунова М.В. полагала об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, поскольку вина ФИО1 в совершении инкриминируемого правонарушения доказана имеющимися в деле доказательствами. Ссылки заявителя на ведомственный Приказ ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающий Порядок организации охраны объектов ведомственной охраны ФИО5, противоречит федеральному законодательству не и может быть принят во внимание. ФИО1 должен был руководствоваться действующим федеральным законодательством, указанным в постановлении о назначении наказания, требования которого он нарушил.
Выслушав участвующих по делу лиц, проверив законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа, оценив имеющиеся в деле доказательства, судья приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны с ее доводами и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом доказыванию подлежит как сам факт совершения правонарушения, так и вина лица, привлекаемого к административной ответственности (п.3 ст.26.1 КоАП РФ).
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать руководителя организации или иное лицо, выполняющее определенные организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции в данной организации на основании соответствующего распоряжения (приказа).
Вина должностного лица всегда связана с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих должностных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
По данному делу объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, вмененного ФИО1 выражается в нарушении правил хранения оружия и патронов к нему.
На основании ст.22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Кроме того, правила хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 14.04.1999 № 11-ФЗ «О ведомственной охране» также установлено, что правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 56 «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее Правила) порядок приема оружия и патронов на хранение, их передачи, выдачи и оформления необходимых учетных документов устанавливается приказами руководителей юридических лиц в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814» утверждена «Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
В пункте 163 Инструкции установлено, что оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.
Во исполнение ст. 9 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.12.1999 № 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, имеющим право на создание ведомственной охраны необходимо утвердить по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, служебного огнестрельного и боевого оружия; привести ведомственные нормативные акты в соответствие с Федеральными законами "О ведомственной охране", "Об оружии" и настоящим Постановлением.
Приказом Министерства энергетики РФ от 10.11.2009 № 475 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики РФ специальных средств, служебного огнестрельного и боевого оружия (согласованной с МВД РФ), согласно п.4.3 которого хранение оружия и патронов осуществляется в комнатах хранения оружия. Оружие должно храниться в сейфах, шкафах, пирамидах и ящиках, установленных в комнатах ранения оружия, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.
В судебном заседании установлено, что согласно приказа от 02.12.2014 №431-к начальником команды № 7 Волгоградского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России назначен ФИО1
Из постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 01 декабря 2015 года, вынесенного заместителем прокурора Красноармейского района г. Волгограда в отношении ФИО1 и постановления заместителя начальника ОП №8 УМВД России по г. Волгограду ФИО4 № 10254вх/1712015 от 17 декабря 2015 года, усматривается, что вина ФИО1 установлена в том, что 24.11.2015 с 15 час. 20 мин. до 16 час. 30 мин. в комнате для хранения оружия в сейфе №4 находился заряженный пистолет, в сейфе №5 хранились два заряженных пистолета.
При таких данных должностное лицо административного органа пришло к выводу о виновности начальника команды №7 Волгоградского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго ФИО3 А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.
Однако, с таким выводом должностного лица административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям.
Частью 1 ст.1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
По смыслу ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ доказывание обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом положений ст.ст. 1.5, 2.1, 2.4, 26.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава вменяемого ему правонарушения входят в предмет доказывания по административному делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к административной ответственности.
В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно пункта 197 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства Энергетики РФ, утвержденного приказом Министерства Энергетики РФ от 12.11.2003 г. №444 предусмотрено, что пистолеты караульных контрольно-пропускных постов хранятся заряженными в кобурах в сейфе, закрытом на замок, ключ от которого находится у начальника караула, а при убытии его из караульного помещения и на период отдыха передается помощнику начальника караула. Пистолеты выдаются караульным перед заступлением на пост по специальным карточкам.
Таким образом, данным Приказом установлен специальный порядок хранения оружия для сотрудников, находящихся при исполнении служебных обязанностей.
Должностные обязанности начальника команды №7 Волгоградского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО1, установлены в Должностной инструкции, утвержденной директором Волгоградского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России 02.12.2014.
При этом, в подункте 1.5 п.1 Должностной инструкции ФИО1 указано, что в своей деятельности начальник команды руководствуется Федеральным законом «О ведомственной охране»; Федеральными законами Российской Федерации, иными нормативными актами, регламентирующими деятельность охраны; нормативными документами МВД России; ведомственными приказами Минэнерго России; локальными нормативными актами, приказами, распоряжениями ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России; приказами, распоряжениями и указаниями директора филиала; настоящей должностной инструкцией.
Пунктом 2 Должностной инструкции предусмотрено, что начальник команды обязан в том числе обеспечивать надежное хранение оружия, боеприпасов и специальных средств в соответствии с действующими требованиями.
При рассмотрении жалобы установлено, что 24.11.2015 с 15 час. 20 мин. по 16 час. 30 мин. в сейфе №4 хранился заряженный пистолет, закрепленный за ФИО7, в сейфе № хранились заряженные пистолеты, закрепленные за ФИО8 и ФИО9, которые являются контролерами контрольно-пропускных постов и при проведении прокурорской проверки находились на службе, что подтверждается копией постовой ведомости от 24.11.2015, копией журнала приема-выдачи оружия и патронов, копией журнала постановки оружейной комнаты на пульт центрального наблюдения вневедомственной охраны.
Следовательно, указанное оружие хранилось в соответствии с требованиями, установленными пунктом 197 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства Энергетики РФ, утвержденного приказом Министерства Энергетики РФ от 12.11.2003 г. №444.
При этом данный Приказ является действующим и не противоречит п.163 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814, п.4.3 Инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики РФ специальных средств, служебного огнестрельного и боевого оружия, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ от 10.11.2009 №475 и согласованной с МВД России, устанавливающих правила хранения служебного оружия и патронов к нему в случаях, когда оружие не используется при исполнения служебных обязанностей сотрудниками ведомственной охраны.
При таких данных прихожу к выводу о том, что в данном случае начальник команды №7 Волгоградского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО1 в соответствии с требованиями п.п.1.5 п.1 своей должностной инструкции, руководствовался Порядком хранения оружия, установленным ведомственным приказом Минэнерно России и не нарушал своих должностных обязанностей, установленных в п. 2 его Должностной инструкции.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица административного органа о ненадлежащем исполнении ФИО1 своих должностных обязанностей и о его виновности в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ нельзя признать законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии в действиях должностного лица – начальника команды №7 Волгоградского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Поскольку при рассмотрении жалобы судьёй установлено отсутствие в деянии начальника команды №7 Волгоградского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, постановление заместителя начальника ОП №8 УМВД России по г. Волгограду ФИО4 № 10254вх/1712015 от 17 декабря 2015 года, не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с отсутствие состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу начальника команды №7 Волгоградского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО1 - удовлетворить.
Постановление заместителя начальника ОП №8 УМВД России по г. Волгограду ФИО4 № 10254вх/1712015 от 17 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника команды №7 Волгоградского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО1 ФИО2 – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника команды №7 Волгоградского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО1 ФИО2 по ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: В.В.Потапов