дело № 12-69/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
об административном правонарушении
г.Сургут ХМАО-Югра 20 мая 2016 года
Судья Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа–Югры ФИО1, при участии лица, в отношении которого ведется административное производство, ФИО2, представителя ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО4 № 1233-ГН/35 от 23 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей природной среды по ХМАО-Югре ФИО4 № 1233-ГН/35 от 23.12.2015 года должностное лицо – начальник отдела геологоразведочных работ по Когалымском региону ООО «Лукойл-Западная Сибирь» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и ему как должностному лицу административное назначено наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Не согласившись с постановлением, начальник отдела геологоразведочных работ по Когалымскому региону ООО «Лукойл-Западная Сибирь» ФИО2 обжаловал его в суд. В поданной жалобе просит отменить решение суда, считая его незаконным и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании ФИО2 поддержал доводы жалобы, указал, что лицензия в противоречие с п. 8 ст. 12, ст. 27 Закона РФ «О недрах» и не содержит сроков предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации. Кроме того, информация, которую недропользователь обязан предоставить в силу ст. 22 Закона РФ «О недрах» и порядок ее предоставления, регламентирован постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 года № 215 «Об утверждении порядка предоставления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в Федеральный и территориальные фонды геологической информации». Согласно указанному постановлению Правительства РФ отчет о проведении сейсморазведочных работ по методике <данные изъяты>» не входит в изложенный перечень.
Представитель ФИО2 – ФИО3 поддержала его доводы, изложенные в жалобе и в судебном заседании.
В судебное заседание представитель Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре не явился, был надлежаще извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, представил ходатайство с просьбой о рассмотрении жалобы без своего участия, в связи с чем, судья, с учетом мнения участвующих лиц, считает возможным рассмотреть жалобу без участия представителя Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав обратившегося с жалобой ФИО2, его представителя ФИО3, просивших отменить вынесенное постановление о назначении административного наказания, судья приходит к следующим выводам.
На основании ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре в результате проверки, проведенной по представленным материалам, 13.11.2015 года установлено нарушение ст. 11, п.п. 4, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», пунктом 7.1.2 статьи 7 (приложения № 8 Лицензии ХМН 00506 НЭ), выразившееся в том, что начальник отдела геологоразведочных работ по Когалымскому региону ООО «Лукойл-Западная Сибирь» ФИО2, являясь должностным лицом, на которого возложена часть обязанностей по выполнению лицензионных условий, установленных лицензией на право пользование недрами <данные изъяты> от 22.04.1997 года, сроком действия до 03.06.2038 года, выданной ООО «Лукойл-Западная Сибирь», наделившей общество правом пользования недрами в пределах Кустового лицензионного участка в Сургутском районе ХМАО-Югры, не обеспечило выполнение условий, установленных лицензией, а именно не предоставило в федеральный и территориальный фонд геологической информации, а именно иную отчетность о результатах геологоразведочных работ, выполненных на участке недр, включая тематические работы, в том числе не предоставило в Ханты-Мансийский филиал ФБУ «ТФГИ по УФО» в установленный срок отчет о проведении сейсморазведочных работ по методике <адрес> зарегистрированных под № 71100-12-1935, в результате чего юридическое лицо – ООО «Лукойл-Западная Сибирь» в период с 01.01.2015 года по 27.10.2015 года осуществляло пользование недрами с нарушением лицензионных условий.
Таким образом, административным органом должностному лицу ООО «Лукойл-Западная Сибирь» ФИО2 вменено в качестве объективной стороны правонарушения ненадлежащее исполнение должностных обязанностей должностным лицом, ответственным осуществлять инструкции, стандарты и нормативы в подразделении предприятия, выразившееся в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на право пользование недрами, заключающимися в непредоставлении в установленный срок геологической информации.
Следовательно, для возможности вменения данного нарушения необходимо, чтобы обязанность предоставления геологической информации в определенный срок была нормативно определена, а также предусмотрена ответственность за непредставление её в срок.
Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах».
Согласно статье 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 12 Закона РФ «О недрах» определено содержание лицензии на пользование недрами, а также указано, что лицензия может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Обязанности пользователя недр предусмотрены статьей 22 Закона РФ «О недрах», одним из которых является выполнение условий, оговоренных в лицензии.
Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» предусмотрена обязанность пользователя недр по представлению геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации. Выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами установлен пунктом 10 части 2 статьи 22 вышеназванного закона.
Абзацем 10 статьи 27 Закона РФ «О недрах» установлено, что перечни первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых, требования к содержанию геологической информации о недрах и форма ее представления, порядок представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр. Указанным органом является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).
Вместе с тем, указанным государственным органом не издан нормативный правовой акт, определяющий сроки представления геологической информации.
Административный орган в оспариваемом постановлении ссылается на пункт 5.6 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53579-2009 «Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН). Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению», согласно которому состав отчета определяется инструкцией или иным нормативным документом по данному виду работ федерального органа управления государственным фондом недр. Особенности состава, не нормируемые инструкцией, должны быть определены соглашением между заказчиком и исполнителем и зафиксированы в геологическом (техническом) задании на производство работ или в договоре (контракте). Положения соглашений, договоров, заданий, противоречащие действующим инструкциям или иным нормативным документам, являются недействительными. Сроки представления отчета в фонды определяются лицензионным соглашением, контрактом, договором и фиксируются в геологическом (техническом) задании.
Лицензионное соглашение и дополнения к нему не содержат данных о сроках предоставления отчетов.
Пункт 7.1.2 статьи 7 Приложения № 8 к лицензии ХМН 00506 НЭ содержит требование о предоставлении геологической информации в федеральный и территориальный органы геологической информации. Пункт 10.1 статьи 10 Приложения № 10 к лицензии содержит лишь общие требования о необходимости обеспечения соблюдение требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей природной среды, безопасного ведения работ.
При этом, судья считает необоснованной ссылку административного органа на п. 25 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами, утвержденный приказом Минприроды России от 03.04.2013 года № 121.
Пунктом 1 данного Административного регламента установлено, что он определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) и его территориальных органов при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами.
Следовательно, установленные в Административном регламенте требования о соблюдении определенных сроков касаются только деятельности Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).
В пункте 26 Административного регламента действительно содержатся требования к заявлению о внесении сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр должно содержать, в числе которых указан и срок сдачи отчетных документов в фонды геологической информации (квартал, год) (подпункт 8).
Вместе с тем, данное обстоятельство не порождает у должностного лица ООО «Лукойл-Западная Сибирь» обязанности по представлению информации в срок, указанный в заявлении о внесении сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр.
Таким образом, судья приходит к выводу, что перечень и сроки предоставления геологической информации, полученной при проведении работ по геологическому изучению недр, подлежащих включению в государственный реестр работ, не определяется отчетами о проведении данных работ и сроками, внесенными в указанный реестр работ, а, следовательно, не влечет за собою нарушение условий лицензии и лицензионного соглашения, при условии отсутствия прямого указания в лицензии и лицензионном соглашении на необходимость предоставления такой информации в определенные сроки.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях должностного лица ООО «Лукойл-Западня Сибирь» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно п.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Факт совершения должностным лицом - начальником отдела геологоразведочных работ по Когалымскому региону ООО «Лукойл-Западная Сибирь» ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, не подтвержден собранными по делу доказательствами в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, судья считает постановление о назначении наказания, вынесенное в отношении ФИО2 незаконным и необоснованным, а значит, подлежащим отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы ФИО2 и его представителей подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО2 удовлетворить в полном объеме.
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре № 1233-ГН/35 от 23 декабря 2015 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 отменить по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья Сургутского
районного суда ХМАО-Югры А.Б.Сухарева-Черненко