ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-69/2016 от 22.03.2016 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-69/2016

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

22 марта 2016 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Кутушова Ю.В. (г. Мурманск, проспект Ленина, дом № 2),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - начальника Федерального казенного учреждения «***» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора *** по использованию и охране земель Управления Росреестра ФИО2№*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника Федерального казенного учреждения «***» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора *** по использованию и охране земель Управления Росреестра ФИО2. №*** от *** должностное лицо - начальник ***ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с наложением административного штрафа в размере ***

Считая постановление незаконным, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить по основаниям, приведенным в жалобе.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 - ФИО3 поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил ее удовлетворить по изложенным основаниям. Дополнительно суду пояснил, что административным органом не приведено никаких доказательств, на которых основан вывод о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, поскольку ФИО1 не совершал никаких активных действий по самовольному занятию земельных участков с кадастровыми номерами *** Каких-либо сведений, в подтверждение того, что именно действия Управления привели к нарушению законодательства в виде самовольного занятия третьим лицом - ЗАО «***» указанных земельных участков, материалы контрольных мероприятий не содержат, и содержать не могут, так как Управление, как Заказчик, не имеет никакого отношения к непосредственному «самовольному занятию» земельных участков с кадастровыми номерами ***. Подрядчик - ЗАО «***», обязан осуществлять работы в строгом соответствии с проектом, то есть не выходить за границы области строительства, определенной проектом. Использование земельных участков, указанных в постановлении, осуществлялось Подрядчиком самостоятельно, без указания Заказчика и не на основании проектной документации. Земельные участки *** ЗАО «***» для выполнения работ не передавались и переданы быть не могли. Заказчик не мог фактически занять и использовать земельные участки, не нужные ему для выполнения работ по объекту, а также контролировать деятельность Подрядчика, не связанную с выполнением работ по объекту. ЗАО «***» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, не подведомственным *** и несет самостоятельную юридическую ответственность. Сам факт использования ЗАО «***» земельных участков с кадастровыми номерами ***, не свидетельствует о самовольном занятии Заказчиком *** земельных участков либо их использовании Заказчиком без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, не образует. В обжалуемом постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина Заявителя, не установлено и не доказано фактическое использование каждого земельного участка как самостоятельного объекта посягательства. Доказательств фактической эксплуатации спорных земельных участков в составе автомобильной дороги, а также доказательств проведения каких-либо работ по реконструкции части автомобильной дороги *** на спорных земельных участках административным органом не представлено, документы о выполнении подрядных работ (акты формы КС-2 и справки формы КС-3) на указанных участках отсутствуют. Из материалов дела не усматривается, что осуществленные на спорных земельных участках работы в отношении автодороги были произведены в интересах самого Заявителя. Реконструкция участка автомобильной дороги *** осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Таким образом, мероприятия по реконструкции автомобильной дороги осуществляются в интересах государства, за счёт целевых средств федерального бюджета, для нужд общего пользования неопределённого круга лиц, а не в интересах заявителя, который выступает лишь в роли государственного заказчика. Кроме того, *** был заключен государственный контракт №*** от *** на проведение строительного контроля при осуществлении реконструкции объекта и обследование объекта после его реконструкции. Таким образом, юридическим лицом были приняты все необходимые меры к соблюдению норм действующего законодательства и осуществлению надлежащего контроля за выполнением работ.

Заместитель главного государственного инспектора *** по использованию и охране земель Управления Росреестра ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы, оставить указанное постановление в силе, полагала вину должностного лица в совершении правонарушения установленной и доказанной. Дополнительно пояснила, что в качестве противоправного действия вменяется только самовольное занятие части земельного участка. При обмере земельных участков и сопоставлении данных с данными государственного кадастра недвижимости было установлено, что площадь, используемая для реконструкции автодороги *** под конструктивные элементы дороги превышает границы, установленные в ГКН для земельного участка с кадастровым номером *** на *** кв.м. и для земельного участка с кадастровым номером *** на *** кв.м., площади, используемые Учреждением за пределами границ данных участков, используются из земельных участков *** При этом, на данных участках располагаются конструктивные элементы дороги, которые не носят временного характера, а неразрывно с ней связаны. То обстоятельство, что до настоящего времени надлежащим образом не оформлено изъятие земельных участков площадью *** кв.м. и площадью *** кв.м. с кадастровыми номерами ***, которыми пользуется на праве аренды гражданин ФИО4, не вменяется должностному лицу в качестве административного проступка, поскольку это связано с оспариванием в судебном порядке выкупной стоимости участков.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от *** процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ***, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - ***

Диспозицией ст. 7.1 КоАП РФ является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от ***№*** сказано, что статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от ***№***).

Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка деятельности Учреждения на предмет соблюдения земельного законодательства в связи с поступлением обращения о нарушениях имущественных прав при использовании земельных участков с кадастровыми номерами ***, расположенных по адресу: ***

По результатам проведенной проверки установлено, что земельные участки с кадастровым номером *** общей площадью *** кв. м. и ***, общей площадью *** кв.м. используются *** под часть автодороги и конструктивные элементы дороги в виде кюветов и откосов, без обеспечения в установленном порядке выполнения комплекса мер, возложенных Распоряжением от ***№*** «Об изъятии путем прекращения прав для нужд Российской Федерации земельных участков земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Реконструкция автомобильной дороги *** (далее - Распоряжение от ***№***), т.е. лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанные земельные участки, а также самовольного занятия части земельных участков с кадастровыми номерами: *** используемой площадью *** кв.м.. *** используемой площадью *** кв.м., под часть автодороги и конструктивные элементы дороги в виде кюветов и откосов.

Распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от ***№*** предварительно согласовано место размещения объекта «Реконструкция автомобильной дороги *** а также утвержден акт выбора земельного участка от ***. площадью *** га, расположенного по адресу: ***, в соответствии со схемами расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденными заместителем председателя Комитета имущественных отношений *** от ***.

На основании Распоряжения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от ***№*** принято решение изъять путем прекращения прав в установленном порядке для нужд РФ земельные участки, указанные в приложения к Распоряжению №***Приложением к Распоряжению №*** определен перечень подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации земельных участков в целях реконструкции автомобильной дороги *** В указанный перечень входят земельные участки с кадастровыми номерами *** из которых изымаются части земельных участков с кадастровыми номерами ***

В соответствии с пунктом 2 Распоряжения №*** Учреждению дано указание обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к Распоряжению №***; заключить договоры о возмещении убытков, причиненных правообладателям земельных участков изъятием земельных участков; обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки; обеспечить государственную регистрацию Распоряжения №*** в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

Решением от ***№*** Филиалом *** о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости осуществлен государственный кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером ***

Решением от ***№****** о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости осуществлен государственный кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером ***

Таким образом, из земельного участка с кадастровым номером *** образован земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадь *** кв.м., из земельного участка с кадастровым номером *** образован земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м.

По сведениям Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) указанные земельные участки имеют следующие характеристики: статус «временный», категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование; отсутствует, адрес расположения: ***. Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, площади участков являются уточненными. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в ГКН отсутствуют.

Согласно сведением Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП):

- земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м., на основании договора о предоставлении земельного участка в пользовании на условиях аренды от ***№*** предоставлен ФИО4 на срок ***, о чем сделана запись о регистрации ***

- земельный участок с кадастровым номером ***, общем площадью *** на основании договора о предоставлении земельного участка в пользовании на условиях аренды от ***№*** предоставлен ФИО4 на срок *** о чем сделана запись о регистрации *** от ***.

При этом *** в записи ЕГРП об указанных участках внесены информационные сведения о распоряжении Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от ***№***

Каких-либо прав на земельные участки с кадастровыми номерами *** в ЕГРП не зарегистрировано.

При обмере земельных участков и сопоставлении данных с данными государственного кадастра недвижимости было установлено, что площадь, используемая для реконструкции автодороги *** под конструктивные элементы дороги превышает границы, установленные в ГКН для земельного участка с кадастровым номером *** на *** кв.м. и для земельного участка с кадастровым номером *** на *** кв.м., площади, используемые Учреждением за пределами границ данных участков, используются из земельных участков ***

Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции, действующей с ***, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со статьей 280 ГК РФ, в редакции, действующей с ***, лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению. При этом лица, указанные в настоящей статье, несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений, со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с главами III и IV Земельного кодекса РФ земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.

На основании части 1 статьи 25 и части 1 статьи 26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и подтверждаются соответствующими документами о государственной регистрации прав.

Таким образом, Учреждение самовольно заняло указанные части земельных участков с кадастровыми номерами *** площадью *** кв.м., *** площадью *** кв.м., расположенных по адресу: ***, в отсутствие решения соответствующего органа, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

Исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, являются относимыми и допустимыми, а в своей совокупности подтверждают факт совершения ФИО1, как должностным лицом, административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что факт использования ЗАО «***» территории земельных участков с кадастровыми номерами ***, не свидетельствует о самовольном занятии *** земельных участков либо их использовании без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, судья полагает необоснованными, поскольку являясь заказчиком работ, *** в соответствии со статьей 748 ГК РФ, вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ подрядной организацией. Заказчик вправе контролировать любые действия подрядчика, в том числе вправе проверять, не отклоняется ли он от установленных требований при проведении работ.

Кроме того, согласно условиям трудового договора №*** от ***ФИО1 назначен на должность начальника *** (руководителя). В соответствии с п. 7 трудового договора, руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с пп. «а» п.9 трудового договора руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства РФ, законодательства субъекта РФ.

Уставом Федерального казенного учреждения «***» предусмотрено, что начальник несет ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации.

Доводы защитника об отсутствии вины должностного лица в совершении административного правонарушения, поскольку *** был заключен государственный контракт №*** от *** на проведение строительного контроля при осуществлении реконструкции объекта и обследование объекта после его реконструкции, следовательно предприняты все необходимые меры к надлежащему контролю за ходом выполняемых работ, не являются основанием для освобождения от административной ответственности, а могут быть учтены при решении вопроса о виде и размере назначаемого наказания. Административная ответственность, как вид публичной ответственности не может быть перераспределена путем заключения договора.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действия должностного лица - начальника ***ФИО1 должностным лицом при вынесении постановления по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы правильно.

Суждения, изложенные в жалобе, о том, что административным органом не установлено и не доказано фактическое использование каждого земельного участка опровергаются письменными материалами дела, в том числе фотоматериалами.

Таким образом, выводы должностного лица Управления о виновности должностного лица - начальника ***ФИО1 в совершении административного правонарушения, в части нарушений законодательства в области охраны права собственности, сделаны правомерно, при рассмотрении настоящей жалобы не приведено доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления.

Каких-либо процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - начальника ***ФИО1, повлекших вынесение незаконного постановления, не установлено.

Постановление о назначении должностному лицу - начальнику ***ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 7.1 КоАП РФ, для данной категории дел.

Должностным лицом при назначении наказания учтено отсутствие отягчающих обстоятельств, привлечение лица к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 7.1. КоАП РФ, впервые, что расценено как смягчающее административную ответственность обстоятельство.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора *** по использованию и охране земель Управления Росреестра ФИО2№*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника Федерального казенного учреждения «***» ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья Ю.В. Кутушова