ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-69/2018 от 06.04.2018 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-69/2018

Р Е Ш Е Н И Е

<...> 06 апреля 2018 года

Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Николина Н.С.,

при секретаре судебного заседания Орловой К.А.,

с участием защитников ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,

представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области ФИО5, ФИО6,

рассмотрев жалобу ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» на постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО7 № 04-49/01-18 от 10.01.2018 о признании ОАО«Кировский завод по обработке цветных металлов» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО7 № 04-49/01-18 от 10.01.2018, ОАО«Кировский завод по обработке цветных металлов» (далее также – ОАО«КЗОЦМ») признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45000руб.

ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить. Вобоснование жалобы указано на необъективность оспариваемого постановления, поскольку контролирующим органом не представлено доказательств того, что ОАО «КЗОЦМ» является единственным предприятием, которое в ходе своей деятельности осуществляет выброс в атмосферу таких загрязняющих веществ как оксид меди, оксид цинка, а также образует нефтесодержащие отходы. В частности, Управлением Росприроднадзора по Кировской области не представлено документов, свидетельствующих об анализе проб, взятых у других предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность на спорной территории, не представляет информацию об объеме образования и видов отходов у других предприятий. Вместе с тем, ОАО «КЗОЦМ» постоянно осуществляет мероприятия, направленные на предотвращение попадания загрязняющих веществ на рельеф местности и в р.Вятка.

Выводы контролирующего органа о том, что попадание загрязняющих веществ меди, цинка и нефтепродуктов в ливневую канализацию завода происходит путем смыва их с территории завода ливневыми стоками, а также о том, что потенциальным источником попадания загрязняющих веществ в грунтовые воды и далее в поверхностные водотоки могут являться также неплотности канализационной системы ОАО «КЗОЦМ» не соответствуют действительности, поскольку Управлением Росприроднадзора не представлены документы, подтверждающие конкретные случаи попадания загрязняющих веществ меди, цинка и нефтепродуктов в ливневую канализацию завода, в том числе и в период, предшествующий обращению, а также в период рейдовых осмотров. Полагают, что Управление Росприроднадзора не обладает соответствующими полномочиями для того, чтобы делать вывод о протечках загрязняющих веществ через неплотности канализационной системы ОАО «КЗОЦМ». Указанный вывод Управления Росприроднадзора носит предположительный характер и не подтвержден документально.

Ничем не подтвержден также вывод Управления Росприроднадзора о том, что канализационная система ОАО «КЗОЦМ» вероятнее всего была переполнена, в результате чего в период интенсивного таяния снега и ливневых дождей произошел её аварийный сброс на рельеф местности, поскольку аварийных сбросов у ОАО «КЗОЦМ» в 2017 году не зафиксировано.

Исходя из сведений, предоставленных МКУ«Архитектура», следует, что обнаруженные превышенные нормативы ПДК высшей категории водного объекта р. Вятка из колодца между сл. Б. Скопино и д. Савичи не могут быть связаны с деятельностью ОАО «КЗОЦМ», поскольку указанная ливневая канализационная сеть с деятельностью завода не связана.

Указывают также, что проверяющим органом был произведен отбор проб почвы на территории промплощадки ОАО «КЗОЦМ», в которых обнаружено превышение ПДК цинка и меди в почве. Вместе с тем, контролирующим органом необоснованно применены нормативы предельно-допустимых концентраций, установленных ГН2.1.7.2041-06.

Более того, 09.10.2017 сотрудниками службы отдела охраны окружающей среды ОАО «КЗОЦМ» обнаружен водоем в пойменной части р.Вятка, впадающий в реку, со следами загрязнения нефтепродуктами, на поверхности обнаружена нефтепродуктная пленка. В результате исследований проб поверхностной воды указанного водоема аккредитованной экологической лабораторией ОАО «КЗОЦМ» обнаружено превышение нормативов ПДК р/х (рыбохозяйственное) для водного объекта р. Вятка по нефтепродуктам в 14,8 раз, меди в 10 раз, цинка в 3,6 раз. Следовательно, источником загрязнения поймы и русла р.Вятка мог стать и данный водоем.

Считают, что контролирующим органом не произведен полный и всесторонний осмотр территории вблизи мест взятия проб, не определен круг лиц, деятельность которых могла повлиять на обстановку осматриваемой территории, не установлена причинно-следственная связь между результатами контроля и действиями ОАО «КЗОЦМ». Считают, что Управлением Росприроднадзора не доказан факт загрязнения ОАО«КЗОЦМ» нефтепродуктами реки Вятки в районе нового моста в 15 км ниже по течению реки водозаборных сооружений г. Кирова в сентябре 2017 года вследствие смыва загрязняющих веществ с территории завода ливневыми стоками, их попадания в грунтовые воды из-за неплотности канализационной системы, а также вследствие переполнения канализационной системы.

В ходе судебного заседания представители ОАО «КЗОЦМ» З.О.СБ., ФИО2, ФИО4, действующие на основании доверенностей, просили жалобу на оспариваемое постановление удовлетворить. Полагают, что как в двух актах проверки контролирующего органа, так и в восьми заключениях экспертной организации отсутствует какое-либо исследование или документальное подтверждение того, что источником загрязняющих веществ (нефтепродукты, цинк, медь), попадающих в р. Вятку, является только ОАО «КЗОЦМ»; наличия промливневого коллектора со стороны с/т «Металлург», выходящего с территории ОАО «КЗОЦМ»; наличия промливневого коллектора в районе сл.Савичи между сл. Большое Скопино и промплощадкой ООО «Горняк и Ко», выходящего с территории ОАО «КЗОЦМ»; наличия неканализованной территории ОАО «КЗОЦМ»; стекания ливневых и талых вод в р. Вятку, минуя ливневую канализацию ОАО «КЗОЦМ»; неплотностей канализационной системы ОАО «КЗОЦМ»; аварийных сбросов ливневых стоков из-за переполнения ливневой канализации, которые всегда имеют внешнее проявление в виде загрязнений в стыках люков и крышек колодцев, а также около колодцев и около открытых каналов ливневой канализации; наличия родников в местах выклинивания грунтовых вод от ливневой канализационной системы ОАО «КЗОЦМ». Считают также, что экспертные заключения, выданные испытательной лабораторией по Кировской области филиал «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» не обоснованы, проведены с нарушением положений Федерального закона №73?ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности». Указали также, что согласно справке АО «ККС» № 08-680 от 26.03.2018, все ливневые стоки ОАО «КЗОЦМ» попадают в городской коллектор, в связи с чем попадание загрязняющих веществ в р. Вятка путем смыва их с территории ОАО «КЗ ОЦМ» не представляется возможным.

Представители Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО5 и ФИО6, действующие на основании доверенностей, просили оставить жалобу ОАО «КЗ ОЦМ» без удовлетворения, а оспариваемое данным обществом постановление без изменения. В ходе рассмотрения дела дополнительно пояснили, что проверка действующего законодательства по охране водных объектов была проведена Управлением Росприроднадзора по Кировской области в связи с сообщением гражданина (переданным на дежурный телефон Управления Росприроднадзора) о наличии маслянистых пятен на реке Вятка в районе нового моста. 12.09.2017 оперативной группой в составе государственных инспекторов Управления Росприроднадзора, специалистов филиала «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в ходе рейдового осмотра реки был произведен осмотр акватории, отбор проб поверхности воды реки, установлены координаты точек отбора проб. По результатам государственного аналитического контроля проб воды установлено превышение нормативов ПДК р/х высшей категории р. Вятка по содержанию нефтепродуктов, что не соответствует нормативам качества воды при сбросе сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения. Превышение допустимых норм в значительном количестве указывает, что сброс вод производит предприятие ОАО «КЗОЦМ», осуществляющее производство и реализацию проката цветных металлов в указанном районе г. Кирова.

Согласно выводам, сделанным в заключениях экспертной организации филиал «ЦЛАТИ по Кировской области «ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», в пробах поверхностной воды р. Вятка и пробах сточной воды, поступающей в р.Вятка в районе промливневого коллектора между сл.Б.Скопино и д.Савичи и в водостоке, вытекающем по склону со стороны с/т«Металлург?1», выходящих из промышленной зоны ОАО «КЗОЦМ» выявлено превышение нормативов ПДК р/х р. Вятка по содержанию нефтепродуктов, цинка (растворимая форма), меди (растворимая форма), что не соответствует нормативам качества воды при сбросе сточных вод в водный объект рыбохозяйственного значения. Уровень загрязнения проб почвы медью и цинком, отобранных и исследованных специалистами, колеблется от очень высокого до сильного, в том числе проб, отобранных на территории зоны завода, у канализационного колодца городской коллектор на территории ОС ОАО «КЗОЦМ», как очень высокий пятый. Единственным предприятием, которое в ходе своей деятельности осуществляет в атмосферу выброс загрязняющих веществ: оксиды меди и цинка, и образует нефтесодержащие отходы, в объеме более 1 тонны является ОАО «КЗОЦМ».

Согласно информации ФГБУ «ТФГИ по Кировской области», уклон местности от границы территории завода направлен в сторону р. Вятка с ярко выраженным перепадом высот на склоне.

Учитывая наличие загрязняющих веществ цинка, меди и нефтепродуктов в промливневых стоках предприятия, а также в водотоках, поступающих в р. Вятка, в почве на территории предприятия, отобранные образцы которых по содержанию характеризуются высоким уровнем загрязнения, Управление Росприроднадзора сделало вывод о том, что потенциальным источником загрязнения воды, являются промливневые стоки, поступающие с территории ОАО «КЗОЦМ», попадающие в очистные сооружения завода, а в дальнейшем в грунтовые воды, выходящие на левом пойменном склоне р. Вятка. Образующие водотоки идут со стороны д.Савичи и со стороны с/т «Металлург-1», по руслам которых загрязняющие вещества поступают в р. Вятку и откладываются в почве и донных отложениях.

Выслушав участников процесса, заслушав специалиста филиала «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» Ш., исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ установлено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, в том числе, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как установлено ст. 12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

Материалами дела установлено, что ОАО «КЗОЦМ» нарушило требования земельного законодательства РФ, а именно: ст.ст. 12, 42 Земельного кодекса РФ.

Указанные нарушения выявлены в период с 12.09.2017 по 23.11.2017 в рамках проведенной Управлением Росприроднадзора по Кировской области внеплановой выездной проверки (федеральный государственный экологический надзор), в том числе и по обращению на дежурный телефон Управления от 12.09.2017 и сообщениям в СМИ от 12.09.2017 о наличии пятен нефтепродуктов на р. Вятка в районе нового моста в 15 км ниже по течению реки в водозаборных сооружениях г.Кирова.

По результатам исследований проб поверхностной воды р. Вятка и проб почвы в точках отбора, в том числе на территории ОАО «КЗОЦМ», а также по пойменному склону и в пойме р. Вятка в районе д. Савичи и сл.Б.Скопино, в районе промплощадки ООО «Горняк и Ко», выходящих из промышленной зоны предприятий, занимающихся, в том числе обработкой цветных металлов, выявлено превышение нормативов ПДК р/х высшей категории р. Вятка по содержанию нефтепродуктов, что не соответствует нормативам качества воды при сбросе сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения. В сточной воде, поступающей в р. Вятка из промливневого коллектора в районе д. Савичи между сл. Б. Скопино и промышленной площадкой ООО «Горняк и Ко», в водотоках, вытекающих по левобережному склону со стороны д. Савичи и ст «Металлург-1», выходящих из промзоны ОАО «КЗОЦМ», выявлено превышение нормативов ПДК р/х высшей категории р. Вятка по содержанию загрязняющих веществ: нефтепродуктов, цинка (растворимая форма), меди (растворимая форма).

Наличие и высокое содержание загрязняющих веществ цинка, меди и нефтепродуктов установлено и в промливневых стоках предприятия, в исследованных пробах сточной воды, в колодцах промливневой канализации на территории предприятия, иных точках отбора.

Наличие загрязняющих веществ цинка, меди и нефтепродуктов в промливневых стоках ОАО «КЗОЦМ», их наличие в вышеуказанных водотоках, поступающих в р. Вятка, в почве на территории предприятия, по содержанию которых отобранные образцы почвы характеризуются высоким уровнем загрязнения, в почве по пойменному склону и в пойме р. Вятка, донных отложениях водотока, протекающего по пойме, позволили сделать контролирующему органу верный вывод, что потенциальным источником загрязнения, является деятельность ОАО «КЗОЦМ», которым не соблюдаются нормы действующего законодательства об охране окружающей среды, в том числе земельное законодательство, и которым в ходе осуществления хозяйственной деятельности допущено загрязнение почвенного покрова с превышением ПДК загрязняющих веществ.

Виновность ОАО «КЗОЦМ» в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в постановлении административного органа обстоятельствами совершенного правонарушения и доказательствами виновности юридического лица, протоколом об административном правонарушении, актами отбора проб, актами осмотров территорий, протоколами отбора обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколами результатов испытаний проб сточной воды и проб почвы, протоколами взятия проб и образцов, протоколами анализа промышленных выбросов, актом обследования территории от 24.07.2017, актом проверки № 02-02/158-17 от 23.11.2017, экспертными заключениями и иными доказательствами, которые получены в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих соответствующий этап проверочных мероприятий, и которые оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы все обстоятельства дела с достаточной полнотой учтены и исследованы должностными лицами административного органа. Всем доводам жалобы дана оценка, основанная на объективно установленных обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы о наличии иных предприятий промышленного характера, осуществляющих выброс в атмосферу вышеуказанных загрязняющих веществ, в том количестве, которое выявлено административным органом и специалистами филиала «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», не нашли своего подтверждения в судебном заседании, опровергнуты исследованными доказательствами и объяснениями участников процесса.

Суд также находит несостоятельными доводы представителей ОАО«КЗОЦМ» об отсутствии у филиала «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» полномочий по исследованию проб воды и почвы, в рамках настоящего дела, и как следствие, незаконности экспертных заключений, выполненных данными специалистами, поскольку они основаны на неверном толковании норм процессуального и материального права. Выводы о виновности лица основаны не только на вышеуказанных заключениях экспертов и специалистов, а также на исследовании иных доказательств по делу, которые согласуются друг с другом и подтверждают виновность должностного лица.

Оснований для отмены постановлении либо его изменении суд не усматривает. Доводы жалобы направлены на переоценку указанных выводов, оснований для которой суд не находит.

Каких-либо новых доказательств, которые бы опровергали или ставили под сомнение факт совершения ОАО «КЗОЦМ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы относительно того, что административным органом не установлено превышение нормативов допустимых сбросов, противоречат материалам дела и основаны на неправильном толковании положений Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водного кодекса РФ и подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы нормативов допустимого воздействия на водные объекты, включая допустимые концентрации загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов. Иные доводы жалобы на законность постановления не влияют и не влекут его отмену.

Таким образом, вывод заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО7 о виновности ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, является верным, основанным на имеющихся доказательствах, должный анализ и правильная оценка которым дана в обжалуемом постановлении.

Требования ст. 4.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа соблюдены, выводы о назначении наказания в виде штрафа в указанном размере мотивированы.

Наказание назначено по общим правилам его назначения, в рамках санкции ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и соответствует целям административного наказания.

Каких-либо нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

С учетом изложенного, суд не осматривает оснований для отмены вышеназванного постановления.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление № 04-49/01-18, вынесенное 10.01.2018 заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителем руководителя Управления Росприроднадзора по Кировской области С.Р.МБ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вотношении ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» оставить без изменения, а жалобу ОАО«Кировский завод по обработке цветных металлов» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.С. Николина