ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-69/2021 от 16.07.2021 Губахинского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-69/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Губахинский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Котеговой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Карецкой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Щербинина А.А.,

представителя административного органа Костюк А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора г. Губахи на постановление от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Беловой А.Н. о прекращении производства по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Беловой А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.30-474/2021 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отдела материально-технического обеспечения учебно-производственного процесса и сбыта продукции центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Б.Л.Г., в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, прокурор г.Губаха внес протест, в котором просит отменить оспариваемое постановление и вернуть дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю. В обоснование протеста указано, что ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт между ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по ПК и АО «СОГАЗ» на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно ч. 3 ст. 82.2 Федерального закона № 44 - ФЗ к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме должен быть приложен проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса. В соответствии со ст. 82.5 Федерального закона № 44 - ФЗ по результатам проведения запроса котировок в электронной форме контракт заключается с победителем такого запроса в порядке, установленном ст. 83.2 данного закона. В силу требований ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44 - ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Разделом 9 контракта (проекта контракта) установлена неустойка в соответствии с положениями ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федеральный закон № 44 - ФЗ) в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Однако ее размер не отвечает требованиям Федерального закона от 25.04.2002 №. 40 - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту - Федеральный закон № 40 - ФЗ). В соответствии с ч. 21 ст. 12 Федерального закона № 40 - ФЗ при несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему. Федеральный закон № 40 - ФЗ по отношению к Федеральному закону № 44 - ФЗ в части ответственности страховщика является специальным. Следовательно, условия договора противоречащие Федеральному закону № 40 - ФЗ ничтожны. Поскольку между условиями контракта и условиями Федерального закона №40-ФЗ имеются противоречия, указанное порождает двойственность и неопределенность норм, регулирующих данные правоотношения. Диспозиция ч. 4.2. ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает, что нарушение заключается в определении содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. В данном случае извещение содержало запрос котировок не соответствующих требованиям Федерального закона № 44 - ФЗ. Позиция административного органа сводится к неправильному толкованию и применению норм Федерального закона № 44 - ФЗ, а также норм Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Представитель административного органа, вынесшего постановление, Костюк А.В. в судебном заседании с протестом прокурора не согласился, просил оставить в силе обжалуемое постановление, а протест прокурора без удовлетворения. В обоснование позиции указал, что диспозицией части 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи. В указанном случае, Заказчиком не были нарушены требования Закона о контрактной системе и Постановления №1042 при установлении размера ответственности в проекте государственного контракта, являющегося частью извещения о проведении запроса котировок. В этой связи, административным органом сделан верный вывод о том, что в действиях Б.Л.Г., как должностного лица, ответственного за формирование и утверждение извещения о проведении запроса котировок, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Правоотношения между Заказчиком (страхователем) и страховщиком, вытекающие из страховой услуги, будут регулироваться нормами Федерального закона № 40-ФЗ и положениями публичного договора, который будет считаться заключенным после передачи страховых полисов. Также отметил, что в соответствии с п.13.2 контракта установлено, что при исполнении обязательств по настоящему Контракту Стороны руководствуются положениями настоящего Контракта, а также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и иных действующих нормативных правовых актов РФ. Таким образом, при наступлении обстоятельств, предусмотренных ч. 21 ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ, страховщик понесет ответственность перед Заказчиком, характер и размер которой установлены данной нормой, в силу закона и в силу норм публичного договора, заключение которого подтверждается выдачей страхового полиса. Следовательно, дополнительное указание мер ответственности, вытекающих из закона, в проекте государственного контракта не требуется.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив в полном объеме материалы настоящего дела и материалы дела об административном правонарушении, представленного административным органом, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

24.03.2021 года в ЕИС размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме. Объект закупки – услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. К данному извещению о проведении запроса котировок в электронной форме размещена документация на запрос котировок в электронной форме, в том числе проект контракта.

Согласно ч. 1 ст. 82.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.

В силу ч. 3 ст. 82.1 Закона о контрактной системе, при проведении запроса котировок в электронной форме заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, содержащее: адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; информацию, указанную в пунктах 1 - 5, 8 -12 статьи 42 настоящего Федерального закона; дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме должен составлять не менее четырех рабочих дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме; информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона; требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в электронной форме, и исчерпывающий перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 82.1 Закона о контрактной системе, извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должно содержать проект контракта, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта. Внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не допускается.

В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 №1042.

Руководствуясь указанными нормативными актами, Заказчиком в проекте контракта были установлены условия об ответственности сторон.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Беловой А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Б.Л.Г., поскольку Заказчиком не были нарушены требования Закона о контрактной системе и Постановления №1042 при установлении размера ответственности в проекте государственного контракта, являющегося частью извещения о проведении запроса котировок.

Документация об аукционе является описанием условий контракта, а не дополнительным требованием, установленным к участнику закупки.

Правовая позиция прокурора сводится к тому, что специальным законом - Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлены специальные нормы об ответственности страховщика при несоблюдении срока страховой выплаты.

В силу абз. 2 ч. 21 ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ, при несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему. При возмещении вреда на основании пунктов 15.1 - 15.3 настоящей статьи в случае нарушения установленного абзацем вторым пункта 15.2 настоящей статьи срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный абзацем вторым пункта 15.2 настоящей статьи срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

Между тем, указанная ответственность страховщика возникает из договора обязательного страхования, который по своему содержанию, как верно указывается прокурором, является публичным, и заключение которого подтверждается предоставлением страховщиком страхователю страхового полиса обязательного страхования (ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 40-ФЗ).

В свою очередь, обязанность по передаче полисов обязательного страхования гражданской ответственности предусмотрена п. 5.3.1 государственного контракта.

Фактически, условия, установленные в Контракте, сводятся лишь к обязательству страховщика, за установленную Контрактом плату, передать Заказчику оформленные страховые полисы.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что административным органом сделан верный вывод о том, что в действиях Б.Л.Г., как должностного лица, ответственного за формирование и утверждение извещения о проведении запроса котировок, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В связи с чем, суд полагает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены, либо изменения не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Беловой А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отдела материально-технического обеспечения учебно-производственного процесса и сбыта продукции центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Б.Л.Г., оставить без изменения, протест - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.А. Котегова