Дело № 12-69/2021Р Е Ш Е Н И Ег. Выкса 29 июня 2021 г.
Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Корокозов Д.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг», ……..
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №….. Выксунского судебного района Нижегородской области от …… Общество с ограниченной ответственностью «Агроторг» (сокращенное наименование ООО «Агроторг») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в сумме 100000 рублей. При рассмотрении дела мировым судьей было установлено, что по результатам внеплановой выездной проверки специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области было выявлено, что на предприятиях торговли по адресам: Нижегородская область, г.Выкса, …………… допускался оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а именно: …………………………………………………….. не содержит сведения о составе пищевой продукции, что не соответствует требованиям п.2 ст.3, ст. 9 Федерального закона от 02 января 2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст. 39 гл. 6 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», пп.2 п.1 ч.4.1, п.1 ч.4.4 ст.4 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
ООО «Агроторг» обратилось с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствие состава административного правонарушения, поскольку для данной продукции не требуется указывать состав.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела извещено ….. надлежащим образом судебной повесткой, направленной по адресу электронной почты, указанному в отзыве …. ходатайстве …. и в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении ….. явка законного представителя или защитника не обеспечена, по основаниям ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица.
Должностное лицо, составившее протокол, главный специалист-эксперт ТОУ Роспотребнадзора Б…….. пояснила, что на маркировке отсутствует указание на изготовление из винограда или иного виноматериала ….. а также содержатся иные компоненты, т.е. маркировка не соответствует требованиям в части указания состава пищевой продукции.
Исследовав доводы жалобы, материалы дела, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Административная ответственность по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ наступает за оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (п. 1 ст. 1). Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции (п.1 ст. 1).
Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (п.7 ст. 2).
В п. 16 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ определено, что оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Производство и оборот алкогольной продукции и производство и оборот спиртосодержащей продукции осуществляются организациями, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п.1 ст. 11).
Алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящей статьи, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками (п.1 ст. 12).
Федеральная специальная марка является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе (п.2 ст. 12). Федеральная специальная марка содержит двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный организацией - изготовителем федеральной специальной марки и содержащий идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы в кодированном виде (п.3 ст. 12). Требования к образцам федеральных специальных марок, порядок изготовления федеральных специальных марок, порядок приобретения федеральных специальных марок, порядок уничтожения федеральных специальных марок, порядок маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции и цена федеральных специальных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Образцы, перечень реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок утверждаются федеральным органом по контролю и надзору (п.4 ст. 12).
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции без информации, установленной п. 3 ст. 11 настоящего Федерального закона.
Статья 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов запрещает обращение пищевых продуктов, которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям; которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; в отношении которых установлен факт фальсификации; в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость; которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений; которые не имеют товаросопроводительных документов (п.2).
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции. Маркировка пищевой продукции – информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
Требования к маркировке пищевой продукции установлены ч.4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011, в соответствии с п.1 которой установлено, что маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: …2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Кроме того, п.1 ч.4.4 ст.4 ТР ТС 022/2011 предусмотрено, что входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции, если иное не установлено требованиями технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Непосредственно перед указанием данных компонентов должна размещаться надпись "Состав".
В ходе проведенной сотрудниками ТОУ Роспотребнадзора проверки было выявлено, что на предприятиях торговли ООО «Агроторг» по адресам: Нижегородская область, ……… допускался оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а именно: маркировка представленных образцов пищевой продукции: ……………………………………….. не содержит сведения о составе пищевой продукции, что не соответствует требованиям п.2 ст.3, ст. 9 Федерального закона от 02 января 2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст.39 гл.6 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», пп.2 п.1 ч.4.1, п.1 ч.4.4 ст.4 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Согласно экспертного заключения № ….от ……. года по экспертизе маркировки пищевой продукции – вино столовое сухое красное «К……..» установлено, что маркировка представленного образца пищевой продукции вино столовое сухое красное «К……» с датой изготовления …. года, …… л., изготовитель ООО «Л…..», место нахождения – ……. не соответствует требованиях ТР ТС 022/2011 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» статья 4, ч. 4.4, п. 1; ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» глава 6 ст. 39 (не указан состав пищевой продукции).
Согласно экспертного заключения № …. от …… года по экспертизе маркировки пищевой продукции – вино столовое полусладкое белое «Р…..» установлено, что маркировка представленного образца пищевой продукции вино столовое полусладкое белое «…………………………. не соответствует требованиях ТР ТС 022/2011 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» статья 4, ч. 4.4, п. 1; ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» глава 6 ст. 39 (не указан состав пищевой продукции).
Согласно экспертного заключения № …. от ….. года по экспертизе маркировки пищевой продукции – вино столовое сухое красное «Р…..» установлено, что маркировка представленного образца пищевой продукции вино столовое сухое красное ………. не соответствует требованиях ТР ТС 022/2011 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» статья 4, ч. 4.4, п. 1; ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» глава 6 ст. 39 (не указан состав пищевой продукции).
Согласно экспертного заключения № …..от ….. года по экспертизе маркировки пищевой продукции – вино столовое сухое красное «Р…….» установлено, что маркировка представленного образца пищевой продукции вино столовое сухое красное …………………….. не соответствует требованиях ТР ТС 022/2011 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» статья 4, ч. 4.4, п. 1; ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» глава 6 ст. 39 (не указан состав пищевой продукции).
Исследовав представленные доказательства - протокол №….. от ……, акт проверки №….. от ….., протоколы отбора образцов (проб) продукции от ……. г., фототаблицы, товарно-транспортные накладные, экспертные заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области № ….. от …… года, № ….. от …… года, № …. от ….. года, № ….. от ……. года, и оценив их по правилам ст.26.11 КоАП РФ мировой судья пришел к выводу о доказанности виновности ООО «Агроторг» и квалифицировал действия по ч.4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оборот алкогольной продукции без нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если нанесение такой информации обязательно.
Доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом исследования при рассмотрении дела мировым судьей и этим доводам была дана надлежащая оценка, оснований для переоценки сделанных мировым судьей выводов не имеется, каких-либо новых доводов и доказательств привлекаемым к ответственности лицом не приводится. В соответствии с п.7 ч.4.4 ст.4 ТР ТС 022/2011 состав пищевой продукции не требуется указывать в отношении:…3) пищевой продукции, состоящей из одного компонента, при условии, что наименование пищевой продукции позволяет установить наличие этого компонента.
Указанным условиям алкогольная продукция, перечисленная в протоколе об административном правонарушении, не соответствует, поскольку из содержания нанесенной на этикетки информации не возможно установить из какого компонента состоит пищевая продукция (виноматериала – винограда, граната и др.).
Кроме того, помимо основного компонента данная пищевая продукция содержит пищевые добавки (консервант диоксид серы, а вино столовое полусладкое белое «Русская Лоза» еще и консервант сорбат калия). Согласно пункту 11 части 1 статьи 9 Технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012), принятого Решением Совета Комиссии от 20 июля 2012 г. N 58 (далее - ТР ТС 029/2012), допускается не указывать в маркировке консервант диоксид серы при его содержании в пищевой продукции менее 10 мг/кг(л) в пересчете на диоксид серы. В рассматриваемом случае указание в маркировке на наличие консерванта диоксида серы имеется, т.е. продукт не является однокомпонентным и подлежал указанию состав продукта.
При назначении наказания мировым судьей было обоснованно указано на отсутствие оснований для признания деяния малозначительным и прекращения производства по делу с объявлением устного замечания согласно ст.2.9 КоАП РФ, а равно замены штрафа предупреждением в соответствии со ст.ст.4.1.1 и 3.4 КоАП РФ, наказание назначено в виде штрафа с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, постановление по мотиву чрезмерной мягкости назначенного наказания не обжалуется.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших мировому судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка №….. Выксунского судебного района Нижегородской области от ………. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его принятия.
Судья - Корокозов Д.Н.