ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-69/2022 от 18.05.2022 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

№ 12-69/2022

РЕШЕНИЕ

18 мая 2022 г. г. Орел

Судья Советского районного суда г. Орла Бардина Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Орелводоканал» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГ№*** о привлечении муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (далее - МПП ВКХ) «Орелводоканал» к административной ответственности, предусмотренной статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГ№***, МПП ВКХ «Орелводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей.

Не согласившись с этим постановлением, законный МПП ВКХ «Орелводоканал» обжаловал его в районный суд.

В жалобе, поданной в суд, ставит вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия в действиях МПП ВКХ «Орелводоканал» состава административного правонарушения.

Обращает внимание на то, что согласно декларации платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г., представленной МПП ВКХ «Орелводоканал» у предприятия имеется переплата в размере 1 321 907,71 руб.

Однако указанная декларация Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора не принята в связи с наличием разногласий в части платежей за негативное воздействие в части сбросов загрязняющих веществ, о чем имеется судебный спор в Арбитражном суде Орловской области.

Ссылается на то, что поскольку размер платы не урегулирован, вины в невнесении платы за негативное воздействие в части сбросов загрязняющих веществ, МПП ВКХ «Орелводоканал» не имеется.

В судебном заседании защитники МПП ВКХ «Орелводоканал» ФИО3 и ФИО4 доводы жалобы поддержали, по основаниям изложенным в ней.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2, ее представитель по доверенности ФИО5, в судебном заседании полагали, что в действиях МПП ВКХ «Орелводоканал» имеется состав вмененного ему административного правонарушения.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены оспариваемого постановления не нахожу.

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно ст. 16 Закона №7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В силу ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

Статьей 16.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 1).

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч. 2).

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255), установлен порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.

В пункте 2 Правил № 255 указано, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).

В пункте 5 Правил № 255 указано, что плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

В соответствии с п. 4 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).

В Орловской области администратором платы является Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Как установлено в судебном заседании и видно из представленных материалов, МПП ВКХ «Орелводоканал» осуществляет производственную деятельность, связанную со сбросом загрязняющих веществ в водный объект р. Ока (станция аэрации, расположенная по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Вязки, объект 1 категории), в том числе 1-3 квартале 2021 г.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что письмом от 06 апреля 2021 г. по результатам рассмотрения предоставленной МУПП ВКХ «Орелводоканал» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в адрес подателя жалобы направлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 05.04.2021 № 2, в связи с тем, что разделе 2 «расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении суммы платы, не применен коэффициент к ставкам платы за сброс в пределах ВРС (Квр) равный 25; не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в срок до 01 марта 2021 г., исчисленная с учетом коэффициента (Квр) равного 25.

МПП ВКХ «Орелводоканал» не оспаривало того обстоятельства, что авансовые платежи в течение 2021г. в счет оплаты за негативное воздействие на окружающую среду предприятием внесены не были.

Данное нарушение послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ№*** в отношении МПП ВКХ «Орелводоканал» по статье 8.41 КоАП РФ, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора №*** о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 51 000 руб.

Факт совершения административного правонарушения МПП ВКХ «Орелводоканал» подтверждается совокупностью, исследованных письменных доказательств по делу, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ№*** в котором изложено существо административного правонарушения; актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГ

При таких обстоятельствах МПП ВКХ «Орелводоканал» нарушены требования внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в области охраны окружающей среды и природопользования, следовательно, в деятельности МПП ВКХ «Орелводоканал» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судьей установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, вопреки доводам жалобы, у МПП ВКХ «Орелводоканал» имелась, что в том числе подтверждается тем обстоятельством, что заявление о зачете переплаты подано МПП ВКХ «Орелводоканал» уже после вынесения оспариваемого постановления.

Иных доказательств по делу в обоснование своих требований заявителем в суд не представлено.

Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.

Порядок и срок давности привлечения МПП ВКХ «Орелводокнал» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено МПП ВКХ «Орелводоканал» в пределах санкции статьи 8.41 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст.30.7-30.8 КоАП РФ, судья

решила:

жалобу законного представителя муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Орелводоканал» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГ№*** о привлечении муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Орелводоканал» к административной ответственности, предусмотренной статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации - оставить без удовлетворения, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГ№*** о привлечении муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Орелводоканал» к административной ответственности, предусмотренной статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации - оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение 10 дней со дня его получения.

Судья Бардина Е.Е.