Дело № 12-69/2022
Р Е Ш Е Н И Е
село Верхний Услон 21 апреля 2022 года
Республики Татарстан
Судья Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан Валеев Д.Д., при секретаре судебного заседания Даниловой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Верхнеуслонский» капитана полиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Верхнеуслонский» капитана полиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей за то, что он ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 20 минут на <адрес>, управляя транспортным средством «Мерседес-Бенц АСTROS 1844 LS», с государственным регистрационным знаком №, совершил нарушение п. ОП. 3 ПДД РФ, управлял транспортным средством с полуприцепом с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ, требований использования тахографа, а именно не соответствующих установленным требованием тахографа, установленное контрольное устройство в соответствии с требованиями Европейского соглашения без карты допуска ТС к международной перевозке, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обжаловал его в Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан, просил его отменить.
В обосновании жалобы указано, что ФИО1 считает наложенное на него взыскание необоснованным, так как он управлял транспортным средством марки «Мерседес-Бенц АСTROS 1844 LS», с государственным регистрационным знаком №, полуприцепом, с государственным регистрационным знаком №, и осуществлял перевозку по территории РФ с тахографом без СКЗИ и не представил сотрудникам ГИБДД карту доступа к МАП. Протокол был составлен в условиях не соответствия контрольного устройства тахографа его автомобиля, установленные требованиям (при внутрироссийских перевозках). Несоответствие согласно протоколу выразилось в отсутствии блока СКЗИ. Согласно ФЗ № 247 п. 3 ст. 1 «Об обязательных требованиях в РФ», порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, обязательные требования к тахографу, как к продукции, могут быть определены только в рамках договора о ЕАЭС, в частности, техническим регламентами. Именно об этом говорит и ст. 3 ФЗ № 184 «О техническом регулировании». Согласно ФЗ № 247 п. 3 ст. 1 обязательное требование к тахографу определены техническим регламентом таможенного союза 08/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», где отсутствуют требования о наличии в тахографе блока СКЗИ (п. 65 приложение 10 к ТРТС 018/2011). Подтверждением соответствия тахографа обязательным требованиям, в соответствии со ст. 20 ФЗ № 184 «О техническом регулировании», является исключительно сертификат соответствия техническому регламенту. Также согласно ФЗ № 247 п. 7 ст. 3: в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований (в нашем случае требования к конструкции тахографа в части отсутствия СКЗИ, п. 65 10 к ТРТС 018/2011 и требования приказа Минтранса 440 о наличии СКЗИ в тахографе). В отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований. Таким образом, лицо, использующее тахограф без СКЗИ, но имеющий сертификат соответствия № и метрологическую поверку, не может быть привлечено к ответственности, потому как он добросовестно выполнил одно из обязательных условий.
ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился, о причине неявки суд не известил. Полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО1, так как его доводы подробно изложены в жалобе.
ОГИБДД МО МВД России «Верхнеуслонский» представило в суд материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.
Статья 26.1 КоАП РФ устанавливает необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее - Приказ Минтранса N 36)) тахограф состоит из бортового устройства, а также внешних компонентов, при этом бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него среди прочих элементов программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации.
В соответствии с приложением N 2 к приказу Минтранса N 36 тахографами оснащаются транспортные средства, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N 3), за исключением транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.).
Факт отсутствия блока СКЗИ (средство криптографической защиты информации) не оспаривается ФИО1 и подтверждается протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 20 минут <адрес>, управлял транспортным средством марки «Мерседес-Бенц АСTROS 1844 LS», с государственным регистрационным знаком №, с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа, а именно - отсутствует блок СКЗИ и карточка МАПА, чем нарушен Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года № 36.
В указанном же протоколе ФИО1 заявлено ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства.
В связи с такими обстоятельствами врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Верхнеуслонский» капитаном полиции ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление по делу об административном правонарушении за № ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Согласно ч. 3 п. 3 Приложения 1 требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года № 36 бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него:
1) устройство обработки данных;
2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;
3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:
аутентификацию;
регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);
хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;
преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде;
синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC(SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд);
4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;
5) связной модуль (необходимость включения связного модуля в состав бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографов);
6) датчики ускорения (необходимость установки определяется организацией-изготовителем тахографа);
7) два устройства ввода карт (считывающие устройства);
8) средство отображения информации (дисплей);
9) печатающее устройство;
10) кнопку аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
11) средства визуального и звукового предупреждения;
12) разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных;
13) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству;
14) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;
15) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
16) слот для SIM-карты (необходимость слота для SIM-карты в составе бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографов);
17) средства ввода информации в тахограф (клавиатура).
В соответствии с п. 3 Приложения 3 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства, в тахографе активизируется и используется один блок СКЗИ тахографа, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о моделях блоках СКЗИ тахографа (на сайте ФБУ "Росавтотранс" можно проверить блок СКЗИ по заводскому номеру блока).
Согласно п. 4 Приложения 3 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства, в тахографе используются карты водителя, мастерской, предприятия, контролеров соответствующие Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о которых включены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о моделях карт (на сайте ФБУ "Росавтотранс" можно проверить карту водителя по номеру карты).
Согласно распечатки с тахографа от ДД.ММ.ГГГГ на транспортное средство марки с государственным регистрационным знаком №, установлен тахограф модели VDO DTCO 1381, разработанный с требованиями Российского законодательства, который применяется во исполнение требований Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные перевозки.
Подтверждением того, что данный тахограф модели VDO DTCO 1381, свидетельствуют сведения, содержащиеся в блоке идентификационных данных бортового устройства, расположенном после блока, содержащего идентификационные данные транспортного средства
Блок идентификационные данные бортового устройства бортового устройства обозначается соответствующей пиктограммой ------------, и содержит информацию о номере модели тахографа.
Порядок оформления распечаток тахографа, состав включаемых в определенный вид распечатки блоков информации, вид пиктограмм, используемых при их оформлении, утвержден ЕСТР. В соответствии с разделом 3 подраздела IV 1В Приложения к ЕСТР любая из распечаток начинается с блока «дата и время распечатки документа». Далее следуют соответствующие запрошенному виду распечатки блоки информации.
Верхняя часть распечатки от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие сведения о тахографе модели VDO DTCO 1381, не является ни одним из блоков распечатки в понимании ЕСТР, и не содержит соответствующие ЕСТР сведения. Указанная часть представляет собой раздел, который оформляется по усмотрению пользователя и может содержать товарный знак VDO, логотип автопроизводителя или транспортного предприятия, эксплуатирующего транспортное средство. Этот раздел не включен в информационную часть распечатки, требования к которой установлены ECTP. Размещение в данном разделе сведений о другой модели тахографа не является подтверждением соответствия контрольного устройства модели VDO DTCO 1381 техническим и функциональным характеристикам иной модели тахографа, может вводить в заблуждение пользователей и контролирующие органы в процессе эксплуатации контрольного устройства. В связи с чем, дополнительно подчеркиваем, что ни одна из версий контрольного устройства VDO DTCO 1381 не подлежит доработке, перепрограммированию, модернизации с целью замены программного обеспечения или переработки в другую модель контрольного устройства или цифрового тахографа. Также необходимо учитывать, что информационная часть распечатки, формируемой контрольным устройством VDO DTCO 1381, полностью соответствует требованиям ECTP и содержит все необходимые сведения, позволяющие корректно идентифицировать модель контрольного устройства.
Кроме того, в соответствии с требованиями Приказа Минтранса № 36 вывод распечатки завершается печатанием на ней зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих данных: 1) текущее время, дата; 2) координаты местонахождения транспортного средства; 3) заводской номер блока СКЗИ тахографа (п. 40 Приказа Минтранса № 36). Обращаем Ваше внимание, что сведения о блоке СКЗИ завершают распечатку данных, а не возглавляют ее. Таким образом, действительные сведения о блоке СКЗИ должны содержаться в конце распечатки. Отсутствие таковых в конце распечатки свидетельствует о нарушении требований Приказа Минтранса № 36, и соответственно о несоответствии тахографа установленным требованиям.
По существу:
- тахограф VDO DTCO 1381 не подлежит обновлению до другой версии и (или) модели путем доработки, модернизации, модификации, замены программного обеспечения или каким-либо иным путем.
- производителем не предусмотрена возможность и механизмы доработки тахографа VDO DTCO 1381 до модели VDO DTCOФ 3283.
- тахограф VDO DTCO 1381 согласно требованиям ECTP обеспечивает надлежащий уровень защиты информации, некорректируемость данных, хранящихся в памяти тахографа, а также порядок вывода их на печать. Таким образом технически не представляется возможным внесение изменений в формат распечатки данных из памяти тахографа и карт тахографа. Раздел бланка верхней части распечатки представляет собой свободную для изменения пользователем часть бланка распечатки, предназначенную для размещения фирменного наименования или товарного знака производителя транспортного средства, производителя тахографа или транспортного предприятия, которая не содержит юридически-значимой информации, не регулируется требованиями ECTP, а соответственно, не может им противоречить. Тахограф VDO DTCO 1381 по своим функциональным и техническим характеристикам полностью удовлетворяет требованиям ECTP. ECTP не предусматривает наличие блока СКЗИ, в связи с чем указание в распечатке блока, идентифицирующего СКЗИ, не представляется возможным. Размещение в верхней части бланка распечатки сведений осуществляется пользователем или мастерской, однако согласно ECTP указанные сведения не отнесены ни к одной их частей распечатки.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявителем ФИО1 не приведены доказательства, которые указывали бы на наличие оснований к отмене обжалуемого постановления.
Как следует из постановления от ДД.ММ.ГГГГ за №, вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, заключается в том, что он имел возможность соблюдения требований Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению. ФИО1 обязан был не допускать данное нарушение путем приведения в соответствие с требованиями ч. 3 п. 3 Приложения 1 требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года № 36.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ 26 ВК №, составленным ИДПС взвода № 2 ОР ДПС ГИБДД ОМВД России «Буденовский» лейтенантом полиции ФИО3, копией распечатки с тахографа и пояснениями самого ФИО1, отраженный в протоколе об административном провонарушении.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, опровергаются вышеизложенными доказательствами.
При таких обстоятельствах врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Верхнеуслонский» капитан полиции ФИО2 обоснованно признал ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, и с учетом требований части 2 статьи 4.1 КоАП РФ, назначил наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Верхнеуслонский» капитана полиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за № по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по части 1 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан.
Судья Валеев Д.Д.
Решение02.06.2022