ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/13 от 29.01.2013 Усинского городского суда (Республика Коми)

                     Дело № 12-6/13

Решение

г. Усинск                                                                              29 января 2013 года

Судья Усинского городского суда Республики Коми Попов Д.А.,

при секретаре Замалиевой Е.Н.,

с участием представителя ООО «<данные изъяты>» У,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» на постановление мирового судьи Пармского судебного участка г. Усинска от 21.12.2012 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,

Установил:

Постановлением мирового судьи Пармского судебного участка г. Усинска от 21.12.2012 ООО «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, по факту нарушения Обществом требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, требований природоохранного законодательства и недропользования.

Так, при проверке, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ухтинским территориальным отделом Печорского управления Ростехнадзора, в районе скважины № <данные изъяты> месторождения обнаружены три сообщающиеся между собой котлована, наполненные нефтепродуктами, вокруг котлованов (по берегу) происходило истечение нефтесодержащей жидкости с переходом из одного котлована в другой и истечением в виде ручейков за пределы котлованов вниз по склону в зону леса. По всей территории скважины № разбросан мусор - металлические трубы и металлические конструкции.

В ходе прокурорской проверки с выездом ДД.ММ.ГГГГ к скважине № <данные изъяты> месторождения установлено, что скважина находится в бездействии. В 80 метрах северо-западнее скважины по понижению склона (за границами спланированного участка) имеется участок, загрязненный нефтью, размерами 5х7 м (35 кв.м). По результатам отбора проб почвы и проведенного количественного химического анализа установлено превышение фонового содержания нефтепродуктов в 7 391 раз (170 мг/г). Проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дополнительной прокурорской проверкой установлено, что утвержденный и согласованный в установленном порядке План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах <данные изъяты> «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>» не учитывает производственные объекты <данные изъяты> нефтегазового месторождения и не содержит плановых мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на опасных производственных объектах данного месторождения.

ООО «<данные изъяты>», не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в Усинский городской суд, указав, что Общество неправомерно привлечено к административной ответственности, поскольку в его действиях отсутствует состав данного административного правонарушения, так как не доказан факт эксплуатации ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты> нефтегазового месторождения в нарушение ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также вопреки требованиям ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2012 № 240.

Нефтяные скважины <данные изъяты> нефтегазового месторождения не эксплуатируются с <данные изъяты> года, добыча газа из газовых скважин указанного месторождения прекращена в <данные изъяты> году. Скважины выведены в консервацию. Пластовое давление в скважинах данного месторождения отсутствует, поэтому риски, связанные с возможными разливами нефти, отсутствуют. В настоящее время в соответствии с утвержденной программой ООО «<данные изъяты>» на 2011-2012 г.г., производится полная ликвидация всех скважин <данные изъяты> месторождения, которая завершится в 2013 году.

Отсутствие в ПЛАРНе скважин <данные изъяты> месторождения в составе опасных производственных объектов предприятия связано с их нахождением в консервации, прекращением добычи нефти с <данные изъяты> года, отсутствием опасности разливов нефти и если формально в действиях Общества можно усмотреть состав вменяемого правонарушения, совершенного по неосторожности, а именно неправильному пониманию закона, то это нарушение не создавало угрозы общественным отношениям, ввиду чего является малозначительным.

Кроме того, в ноябре ДД.ММ.ГГГГ года истек срок давности привлечения Общества к административной ответственности, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего административного дела, были выявлены в августе ДД.ММ.ГГГГ года. ООО «<данные изъяты>» просит суд второй инстанции признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.

В судебном заседании представитель ООО «<данные изъяты>» У доводы жалобы поддержал.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судья находит постановление мирового судьи Пармского судебного участка г. Усинска от 21.12.2012 законным и обоснованным, а жалобу ООО «<данные изъяты>» подлежащей отклонению по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ установлено, что невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность привлекаемого к ответственности лица и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти фактические данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется протокол об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей и др.

Как следует из материалов дела, скважина № <данные изъяты> месторождения нефти зарегистрирована по праву собственности за ОАО «<данные изъяты>» на основании плана приватизации.

Из Устава ОАО «<данные изъяты>» следует, что основными видами его деятельности являются: добыча нефти, газа и других полезных ископаемых и их переработка, разведка и разработка нефтяных месторождений, бурение, транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов.

Лицензия на право пользования недрами на <данные изъяты> месторождении выдана ОАО «<данные изъяты>» на срок до декабря ДД.ММ.ГГГГ года.

ООО «<данные изъяты>», в соответствии с договором о передаче полномочий исполнительных органов Общества от ДД.ММ.ГГГГ, является управляющей компанией, принявшей и осуществляющей закрепленные Уставом ОАО «<данные изъяты>» полномочия исполнительного органа Общества.

Фонд скважин <данные изъяты> месторождения, расположенного в ..., входит в Перечень опасных производственных объектов <данные изъяты> «<данные изъяты>».

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону.

Из Приложения 1 к указанному Федеральному закону следует, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Исходя из положений ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В Правилах организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240, указано, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Организации обязаны: содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; проводить корректировку планов при изменении исходных данных; создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

С целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).

Целью прогнозирования является определение: возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды; границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов; последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно - климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно - спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.

Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов в сроки, указанные в пункте 7 настоящих Правил, а также для организации последующих работ по их ликвидации.

В соответствии с Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621, с учетом внесенных на основании приказа МЧС РФ от 12.09.2012 № 541 изменений, обязательным приложением к Плану является схема расположения опасного производственного объекта (объектов) организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты.

Согласно Основным требованиям к разработке Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.08.200 № 613, Планом должны предусматриваться, в том числе, прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов, количество сил и средств, достаточное для ликвидации ЧС, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации.

Таким образом, действующее законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, предусматривает ряд обязательных требований к разработке и содержанию Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, выполнение которых невозможно без включения в них конкретных производственных объектов, каковым в данном случае является фонд скважин <данные изъяты> месторождения.

Из информации ВрИО начальника Главного управления МЧС России по РК Н № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <данные изъяты> «<данные изъяты>», на балансе которого находится фонд скважин <данные изъяты> месторождения, разработан и введен в действие план по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, действительный до ДД.ММ.ГГГГ, которым должны быть предусмотрены меры по предотвращению, локализации (ликвидации) чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на <данные изъяты> нефтяном месторождении. Вместе с тем, представленный управляющей компанией ООО «<данные изъяты>» указанный План, утвержденный и согласованный в установленном законом порядке, не учитывает производственные объекты <данные изъяты> нефтегазового месторождения и не содержит плановых мероприятий по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на опасных объектах данного месторождения.

В Приложении 1-О к данному Плану представлены зоны действия Плана и схемы расположения опасных производственных объектов <данные изъяты> «<данные изъяты>» с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты.

По сообщению начальника Главного управления МЧС России по РК М № от ДД.ММ.ГГГГ информации о корректировке Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов <данные изъяты> «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>» с момента его утверждения ДД.ММ.ГГГГ в ГУ МЧС России по РК не поступало.

Таким образом, ООО «<данные изъяты>» не выполняет предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, датой выявления настоящего правонарушения является срок окончания дополнительной проверки, то есть ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок давности привлечения ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности за его совершение на момент рассмотрения дела мировым судьей не истек.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суд РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценивая конкретные обстоятельства совершения ООО «<данные изъяты>» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, судья считает, что в данном случае совершенное правонарушение не может являться малозначительным, поскольку создает угрозу негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.

С учетом изложенного, по мнению судьи второй инстанции, вина ООО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, по мнению суда второй инстанции, нашла свое подтверждение. Назначенное мировым судьей наказание соответствует характеру и обстоятельствам совершенного ООО «<данные изъяты>» административного правонарушения, имущественному и финансовому положению юридического лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Решил:

Постановление мирового судьи Пармского судебного участка г. <данные изъяты> в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения. Предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ООО «<данные изъяты>» - без удовлетворения.

Копии решения направить в Печорскую природоохранную межрайонную прокуратуру, Ухтинский ТО Печорского управления Ростехнадзора, ООО «<данные изъяты>».

Судья                                                                                                   Д.А. Попов