Дело № 12-6/2016
РЕШЕНИЕ
<...> 5 мая 2016 года
Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в составе
председательствующего судьи Скороходовой Е.Ю.,
при секретаре Ткаченко О.С.,
с участием:
представителя заявителя МОМВД России «Билибинский» по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя заявителя МОМВД России «Билибинский» ФИО1 на постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу ФИО2 № 2 от 10.03.2016г. по делу об административном правонарушении в отношении Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Билибинский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.21 ст.19.5 КоАП РФ,
установил:
В Билибинский районный суд в порядке ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ вместе с делом об административном правонарушении поступила жалоба на постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу ФИО2 № 2 от 10.03.2016г. по делу об административном правонарушении в отношении Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Билибинский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.21 ст.19.5 КоАП РФ.
В обоснование жалобы заявителем указано, что постановлением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу ФИО2 № 2 от 10.03.2016г. МОМВД России «Билибинский» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.21 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
С указанным постановлением МОМВД России «Билибинский» не согласен, считает Постановление от ДД.ММ.ГГГГг. № о привлечении к административной ответственности незаконным, поскольку оно противоречит положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы МОМВД России «Билибинский» в связи со следующим.
Постановлением административного органа установлено, что в нарушение п.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) лицензия МОМВД России «Билибинский» №ФС-87-01-000091 от 27 июля 2012г. не переоформлена - предрейсовые, послерейсовые медицинский осмотры не исключены из лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 1 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ в ч. 1 ст. 15 установлен исчерпывающий перечень сведений, подлежащих обязательному включению в лицензию. К таким сведениям отнесены и данные о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих этот лицензируемый вид деятельности. Таким образом, в случае неуказания в лицензии конкретных выполняемых работ или оказываемых услуг лицензиат не может их осуществлять под угрозой привлечения к административной, уголовной и иной установленной действующим законодательством ответственности. В противном же случае он нарушит требования действующего законодательства о лицензировании. В связи с этим в целях соблюдения требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, недопущения нарушения лицензиатами положений законодательства о лицензировании в комментируемой статье установлено указанное основание для переоформления лицензии. Учитывая приведенные нормы закона, диспозиция вышеуказанной статьи не содержит санкции за не переоформление - предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров, не исключённых из лицензируемого вида деятельности.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить постановление Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ№ и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 поддержала жалобу по основаниям, изложенным в ней. Указала, что МОМВД России «Билибинский» проведена большая работа по исполнению предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу №14 от 27.07.2015г. Не исполнен только один пункт предписания: не переоформлена лицензия в срок, указанный в предписании контролирующим органом. Причиной неисполнения указанного пункта явилось упущение сотрудником МОМВД России «Билибинский» указанной обязанности по причине большого объема работы в связи с устранением нарушений, указанных в названном предписании. В настоящий момент все документы по оформлению лицензии собраны и направлены в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу, лицензия находится на переоформлении в Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу и будет переоформлена в ближайшее время.
Представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу в судебное заседание не явился. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие. В заявлении, направленном в суд, просил оставить постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.21 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Объективная сторона состава этого административного правонарушения состоит в бездействии субъекта ответственности и невыполнении требований предписания в установленный в предписании срок. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица. Субъективная сторона характеризуются либо умыслом, либо неосторожной формой вины. Состав указанного правонарушения - формальный, наступления вредных последствий не требуется.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно п.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В предписании уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать, в том числе, положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих обязательные требования, нарушение которых было выявлено по результатам проверки; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения. Предписание должно содержать требования, возлагающие на юридическое лицо обязанность по устранению нарушений лишь тех норм и правил, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы в указанный срок.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки 27.07.2015г. Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу наряду с остальными нарушениями выявлен факт наличия в имеющейся у МОМВД России «Билибинский» лицензии на осуществление медицинской деятельности записи вида медицинской деятельности, которую заявитель не осуществляет: «предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры».
В связи с указанным заявителю дано предписание устранить, в том числе, указанное нарушение в срок до 11.01.2016г.: «переоформить лицензию № ФС-87-01-000091 от 27.07.2012г., исключив предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры» (л.д.51, 52).
В ст.3 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа; лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
На основании п.47 ч.1 ст.12 указанного Федерального закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления медицинской деятельности определены в Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Согласно статье 19 Федерального закона № 99-ФЗ лицензионный контроль проводится лицензирующими органами.
В силу статьи 3 названного Федерального закона лицензирующими органами являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.
Как следует из п.1 Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории Чукотского автономного округа. В его полномочия входит, в том числе, осуществление лицензирования медицинской деятельности в отношении медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проверка деятельности организаций здравоохранения, аптечных организаций, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения (п.7.3.1.2., 7.6.)
С учетом приведенных положений в обязанность Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу входит проведение проверок и контроль за медицинской деятельностью, осуществляемой физическими и юридическими лицами на территории Чукотского автономного округа.
Как усматривается из материалов дела, с 30.06.2015г. по 27.07.2015г. сотрудниками Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения была проведена проверка в отношении медицинской части изолятора временного содержания обвиняемых и подозреваемых в МОМВД России «Билибинский», по итогам которой заявителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений № от 27.07.2015г.
В перечне требований об устранении нарушений, отмеченных в акте проверки содержится требование переоформить лицензию № ФС-87-01-000091 от 27.07.2012г., с целью исключения такого вида деятельности как предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры в связи с тем, что указанный вид работ (услуг) не осуществляется МОМВД России «Билибинский».
Как указано в акте проверки № от 27.07.2015г., проверить соблюдение порядка проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров не представляется возможным, так как журналы регистрации предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров в МОМВД России «Билибинский» отсутствуют.
Учитывая, что в момент проведения проверки указанный вид деятельности осуществлялся ГБУЗ ММЦ г.Билибино на основании контракта, заключенного между МОМВД России «Билибинский» и ГБУЗ ММЦ г.Билибино, а заявитель прекратил проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, данный вид работы (услуги) подлежал исключению из лицензиии заявителя, что требовало переоформления лицензии МОМВД России «Билибинский».
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, которые установлены настоящим федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие лицензии требованиям закона является необходимым условием для соблюдения лицензиатом в соответствии с действующим законодательством порядка при проведении работ (услуг) при осуществлении лицензируемого вида деятельности, обеспечения необходимого контроля соответствующими органами за лицензионной деятельностью физических и юридических лиц.
Пунктом 1 ст.18 закона № 99-ФЗ от 04.05.2011г. предусмотрена обязанность юридического лица переоформить лицензию в случае изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") от 26 января 2015 г. № 21н Росздравнадзор (в лице Территориальных органов) предоставляют государственную услугу по лицензированию медицинской деятельности и осуществляют государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья
Пунктом 25 указанного регламента предусмотрено обязательное переоформление лицензии в случае намерения лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в части прекращения выполнения работ, оказания услуг.
Исходя из вышеприведенных нормативных положений, должностным лицом проверяющего органа обоснованно выдано предписание заявителю с требованием устранить нарушение в части исключения лицензируемого вида работ (услуг) до 11.01.2016г., осуществление которого прекращено. Предписание Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу в указанной части является правомерным, соответствующим действующему законодательству.
Срок, предоставленный заявителю для устранения указанного нарушения, а также других выявленных контролирующим органом нарушений - пять месяцев - суд считает разумным и вполне достаточным для выполнения всех указанных в предписании от 27.07.2016г. требований.
На основании Приказа о проведении внеплановой документарной проверки Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Билибинский» от 12.01.2016г. № П87-1/16 с целью установления факта исполнения (неисполнения) предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу от 27.07.2015г. № в МОМВД России «Билибинский» была проведена проверка с 14.01.2016г. по 10.02.2016г. (л.д.44-46, 49-50, 51-56).
Административный орган по результатам внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ пришел к выводу о том, что заявителем не выполнено в установленный срок предписание в полном объеме, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.21 ст. 19.5 КоАП РФ.
Следовательно, невыполнение заявителем в установленный срок предписания в полном объеме составляет объективную сторону вмененного нарушения.
ДД.ММ.ГГГГ административный орган составил в отношении МОМВД России «Билибинский» протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ.
10.03.2016г. в соответствии с обжалуемым постановлением МОМВД России «Билибинский» привлечен к административной ответственности по ч.21 ст.19.5 КоАП РФ.
Как указано в обжалуемом постановлении, фактическое нарушение МОМВД России «Билибинский» выразилось в отсутствии переоформленной лицензии на медицинскую деятельность, обязанность переоформления установлена п.1, 9 ст.18 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Объективных причин, препятствующих переоформлению лицензии в срок до 11.01.2016г., представителем заявителя в суд не представлено. Исходя из материалов дела, МОМВД России «Билибинский» не предпринимались меры для исполнения законного предписания административного органа в части переоформления лицензии в установленный последним срок – 11.01.2016г. Как видно из представленных документов, заявление на переоформление лицензии на осуществление медицинской деятельности направлено заявителем в адрес Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу 03.02.2016г. В приложении к заявлению указаны следующие документы: лицензия от 27.07.2012г., приложение к лицензии, платежное поручение. Принимая во внимание небольшое количество и объем документов, приложенных к заявлению, суд соглашается с указанными в обжалуемом постановлении выводами и.о. руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу о том, что МОМВД России «Билибинский» при наличии возможности для выполнения всех требований предписания № от 27.07.2015г. принято недостаточно мер для устранения всех выявленных нарушений в установленный срок до 11.01.2016г.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для выполнения в установленный контролирующим органом в срок требований, указанных в предписании № от 27.07.2015г.
Таким образом, суд считает, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Административное наказание в виде штрафа, предусмотренное санкцией ч.21 ст.19.5 КоАП РФ, назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 3.8 и 4.1 КоАП РФ, размер штрафа, назначенный МОМВД России «Билибинский» является минимальным. Оснований для изменения судебного постановления и назначения МОМВД России «Билибинский» иного вида или размера наказания не имеется, жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления. Порядок и срок давности привлечения МОМВД России «Билибинский» к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6 - 30.10 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу ФИО2 № 2 от 10.03.2016г. по делу об административном правонарушении в отношении Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Билибинский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.21 ст.19.5 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Билибинский» – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Е.Ю. Скороходова