Дело № 12-6/16
Р Е Ш Е Н И Е
14 января 2016 года город Ульяновск
Судья Заволжского районного суда г.Ульяновска Усова В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> о назначении административного наказания №вк от ДД.ММ.ГГГГ за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
24.11.2015 года Руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области ФИО2 было вынесено Постановление о назначении административного наказания № 068-15/05-190вк в отношении ФИО1, согласно которому последний признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 187 500 рублей.
Не согласившись с данным постановлением ФИО1 обратился с жалобой в Заволжский районный суд г. Ульяновска. В жалобе просил постановление отменить, поскольку при назначении ему наказания не были в полной мере учтены характер и степень опасности совершенного правонарушения. При рассмотрении дела было установлено, что он совершил правонарушение впервые, по неосторожности, свою вину признал полностью, негативные последствия для бюджета отсутствуют. Полагает, что при таких обстоятельствах. Имеются основания для применения ст.2.9 КоАП РФ и прекращении производства по делу.
ФИО1 в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Доводы жалобы поддерживает.
Представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании с жалобой были не согласны, считали оспариваемое Постановление законным и обоснованным. Подробно позиция изложена в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1, в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ.
Выслушав пояснения представителей Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области ФИО3 и ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, 03.07.2015 года между ФИО1 и Гражданкой Республики Туркменистан ФИО6 был заключен договор купли-продажи транспортного средства, в соответствии с которым ФИО1 продал ФИО6 принадлежащий ему грузовой автомобиль, бортовой <данные изъяты><данные изъяты>
Данный товар был задекларирован ФИО6 по ДТ №. При таможенном декларировании представлены договор купли-продажи от 03.07.2015 года, свидетельство о регистрации транспортного средства №№ и пояснения о факте наличных расчетов.
При рассмотрении дела должностным лицом ФИО1 не оспаривался факт того, что оплата за товар, экспортированный по ДТ №, была произведена ФИО6 ФИО1 наличным расчетом в валюте Российской Федерации.
В соответствии с п.п.6,7 ст.1 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ФИО1 является резидентом, а ФИО7 является нерезидентом.
Согласно подпункту 6 пункта 9 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона отчуждение нерезидентом в пользу резидента валюты Российской Федерации является валютной операцией.
В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ-173 от 10.12.2003 года расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом:
1) передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
4) приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
8) расчетов, осуществляемых физическими лицами - резидентами в соответствии с частью 6.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;
9) перевода без открытия банковского счета физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента на территории Российской Федерации, получения физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковского счета на территории Российской Федерации от нерезидента, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать соответственно только ограничение суммы перевода и суммы получения перевода.
Часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела бесспорно установлено, что физическое лицо – резидент ФИО1 осуществил валютную операцию путем наличного расчета, минуя счета в уполномоченных банках.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что нарушение при осуществлении валютных операций имеет место быть и вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ является обоснованным.
Вместе с тем, доводы ФИО1 относительно чрезмерности назначенного наказания заслуживают внимания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Тем самым законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из системного толкования вышеуказанных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за совершенное административное правонарушение.
В соответствии с ч.2.2,2.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей; при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Назначая ФИО1 административное наказание в виде штрафа в размере 187 500 рублей, должностное лицо в Постановлении от 24.11.2015 года указал на то, что правонарушение было совершено ФИО1 впервые, по неосторожности, свою вину в совершении данного правонарушения он признал полностью, негативные последствия для бюджета отсутствуют, отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
ФИО1 является пенсионером Министерства обороны РФ, ветераном военной службы, что подтверждается представленными им суду копиями соответствующих удостоверений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности применить ч.2.2,2.3 ст.4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа с 187 500 рублей до 93 750 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При наличии указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что назначенное наказание подлежит изменению, соответственно, и постановление Руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области о назначении административного наказания №вк от 24.11.2015 года также должно быть изменено.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области о назначении административного наказания № 068-15/05-190вк от 24.11.2015 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, изменить, снизив размер штрафа до 93 750 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Усова В.Е.