ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/18 от 21.06.2018 Ромненского районного суда (Амурская область)

Дело № 12-6/18

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

21 июня 2018 года с. Ромны

Судья Ромненского районного суда Амурской области Ходкевич А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе директора ООО «ЖКХ Сервис» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области ФИО2 от 10 мая 2018 года о привлечении юридического лица ООО «ЖКХ Сервис» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Директор ООО «ЖКХ Сервис» ФИО1 обратился с жалобой в Ромненский районный суд на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области ФИО2 от 10 мая 2018 года о привлечении юридического лица ООО «ЖКХ Сервис» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора по Амурской области, ФИО1 в своей жалобе указал, что считает постановление незаконным и необоснованным, так как у ООО «ЖКХ Сервис» не имелось возможности для соблюдения правил и норм законодательства, поскольку на территории с.Ромны Ромненского района отсутствуют объекты, внесенные в государственный реестр объектов накопления и размещения отходов, а наличие таких объектов является обязательным условием для получения лицензии на сбор и транспортировку отходов 4 класса опасности, право собственности на отходы в данном случае не может быть единственным основанием для привлечения к ответственности. Их организацией принимались все зависящие от них меры по соблюдению правил и норм законодательства, заключен договор с ООО «Водоканал города Белогорск» на прием сточных вод №382-6-4/2018. В настоящее время готовят документы для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения и для получения лицензии. Также просят учесть тот факт, что правонарушение совершено впервые, не причинен вред и не имеется доказательств о причинении вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Указывает, что организация находится в трудном финансовом положении. Просит отменить постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области ФИО2 от 10 мая 2018 года в отношении ООО «ЖКХ Сервис».

В письменном возражении на жалобу ФИО1 руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области указывает, что довод заявителя жалобы об отсутствии возможности соблюдения действующего законодательства РФ в области лицензирования в связи с отсутствием объектов на территории осуществления деятельности ООО «ЖКХ Сервис» является несостоятельным. Полагает, что действующим законодательством не предусмотрена взаимосвязь наличия лицензии и объекта размещения отходов включенного в ГРОРО именно на той территории, на которой зарегистрировано юридическое лицо или на той территории, на которой осуществляет деятельность. Таким образом, юридическое лицо может транспортировать и размещать отходы в рамках действующей лицензии на любой объект ГРОРО, размещенный на любой территории. Наличие заключенного договора с ООО «Водоканал города Белогорск» на прием сточных вод не свидетельствует о том, что ООО «ЖКХ Сервис» не осуществляет лицензионный вид деятельности – транспортирование ЖБО. При рассмотрении дела об административном правонарушении государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области учитывались положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Вместе с тем, инспектор, в вынесенном постановлении дал обоснование невозможности вынесения административного наказания в виде предупреждения, поскольку в ходе осуществления лицензируемого вида деятельности возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Считают, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в ходе рассмотрения дела не установлены причины, по которым бы ООО «ЖКХ Сервис» не имело возможности для их соблюдения. Просят в удовлетворении жалобы отказать, рассмотреть дело без их участия.

В судебное заседание не явился государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области ФИО2, о дате и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заявитель ФИО1 на своей жалобе настаивает. Пояснил, что действительно на момент проверки у водителей отсутствовали необходимые документы, однако паспорта отходов находились в организации. Признает вину организации в отсутствии необходимых документов, а именно лицензии на данный вид деятельности. Однако считает, что размер штрафа чрезмерно высок, просит снизить наказание до возможного минимума.

Выслушав заявителя ФИО1, исследовав материалы дела и административный материал, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 19 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ определены основы нормирования в области охраны окружающей среды. Согласно п. 1 названной статьи закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" целью установления нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение является предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в результате деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с образованием отходов.

На основании п. 8 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 28.11.2017) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008) утвержден Федеральный квалификационный каталог отходов (далее - ФККО). Согласно которого ЖБО относится к IV классу опасности. В ФККО имеется: код – 73210001304 – отходы (осадки) из выгребных ям, код 73210101304 - отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) предусматривает, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (п. 30 ч. 1 ст. 12).

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. За совершение данного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, согласно приказу «Об утверждении планового (рейдового) задания» от 10.01.2018г. №01, в ходе проведения совместно с сотрудником отдела ГИБДД МО МВД России «Октябрьский» рейдового мероприятия с целью систематического наблюдения за исполнением требований, установленных в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды на предмет выявления и пресечения деятельности про незаконному транспортированию и размещению отходов 1-4 класса опасности (акт планового (рейдового) осмотра, обследования от 23.01.2018 №01/3), 23.01.2018г. в 16 часов 30 минут на подъездной дороге к незаконному сливу ЖБО <адрес>, сотрудником отдела ГИБДД МО МВД России «Октябрьский» были остановлены транспортные средства: марка, модель ЗИЛ ММ3554М, тип седельный тягач, 1989 года выпуска, государственный регистрационный знак (свидетельство о регистрации ТС-<адрес> выдано ДД.ММ.ГГГГ ОВД по <адрес>), с целью проверки наличия необходимых документов в части транспортировки отходов 1-4 класса опасности. Согласно свидетельству о регистрации ТС-<адрес>, владельцем транспортного средства является администрация Ромненского сельсовета, водителем является Н. работает в ЖКС «Сервис», осуществлял транспортировку ЖБО по поручению диспетчера на поселковую свалку ЖБО <адрес> (путевой лист от 18.01.2018г. б/н), при себе паспорта на отходы I - IV классов опасности не имел, руководством не выдавалось;

Марка, модель ЗИЛ 130, государственный регистрационный знак , с целью проверки наличия необходимых документов в части транспортировки отходов 1-4 класса опасности, водителем является К.<данные изъяты>., работает в ЖКС «Сервис», осуществлял транспортировку ЖБО по поручению диспетчера на поселковую свалку ЖБО <адрес> (путевой лист от 18.01.2018г. б/н), при себе паспорта на отходы I - IV классов опасности, лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не имел, руководством не выдавалось;

Марка, модель КАМАЗ 5320 (грузовой, цистерна), 1986 года выпуска, государственный регистрационный знак с целью проверки наличия необходимых документов в части транспортировки отходов 1-4 класса опасности. Согласно свидетельству о регистрации ТС-<адрес>, владельцем транспортного средства является администрация Ромненского сельсовета, водителем является В. осуществлял транспортировку ЖБО по поручению диспетчера на поселковую свалку ЖБО <адрес> (путевой лист от 18.01.2018г. б/н), при себе паспорта на отходы I - IV классов опасности, лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не имел, руководством не выдавалось.

Вина юридического лица ООО «ЖКХ Сервис» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, установлена правильно.

Доводы заявителя об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм законодательства, поскольку на территории <адрес> отсутствуют объекты, внесенные в государственный реестр объектов накопления и размещения отходов, а наличие таких объектов является обязательным условием для получения лицензии на сбор и транспортировку отходов 4 класса опасности, не принимается во внимание, так как юридическое лицо может транспортировать и размещать отходы в рамках действующей лицензии на любой объект ГРОРО, размещенный на любой территории.

Нарушение ООО «ЖКХ Сервис» требований ст.ст. 9, 16 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.ст. 19, 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Состав статьи 8.2 КоАП РФ является формальным и не требует обязательного наступления вредных последствий.

Просьба заявителя и доводы о снижении наказания суд признает заслуживающими внимание. Так, в силу ст. 4.1 ч. 3.2-3.3 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией.

Таким образом, административный штраф юридическому лицу по ст. 8.2 КоАП РФ при исключительных обстоятельствах может быть снижен до 50 000 рублей.

Учитывая трудное финансовое положение ООО «ЖКХ Сервис», подтвержденное документально, совершение правонарушения впервые, суд признает обстоятельства исключительными, позволяющими снизить штраф ООО «ЖКХ Сервис» до предусмотренного законом минимума, и в этой части изменяет постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области ФИО2 от 10 мая 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу директора ООО «ЖКХ Сервис» ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области ФИО2 от 10 мая 2018 года о привлечении юридического лица ООО «ЖКХ Сервис» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ – изменить в части назначения наказания, снизив размер административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление должностного лица административного органа оставить без изменений.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 дней со дня вручения его копии.

Судья А.Б.Ходкевич