ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/19 от 04.02.2019 Нанайского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 12-6/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Нанайского районного суда Хабаровского края А.Л. Литовченко,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. должностному лицу - генеральному директору ООО «Лидога-Трейдинг» ФИО1 назначено наказание по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.

Данным постановлением ФИО1 признан виновным в осуществлении незаконных валютных операций. Как указано в постановлении, возглавляемое ФИО1 Общество в 2017г. осуществляло выплату заработной платы иностранным гражданам в валюте РФ через кассу предприятия. По мнению налогового органа, расчеты с иностранными работниками через кассу являются незаконными валютными операциями, так как, согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), они должны производится юридическими лицами - резидентами через счета в уполномоченных банках.

Не согласившись, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица налогового органа отменить. В обоснование указано, что в соответствии со статьей 6 Закона N 173-ФЗ, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Таким образом, осуществленная операция, действующим валютным законодательством, не отнесена к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения. Кроме того, поскольку работники (нерезиденты) не выразили своего согласия на перечисление заработной платы на счет в банке,и действующим законодательством не установлена обязанность физического лица (нерезидента) открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица (резидента), то выплата Обществом из кассы заработной платы работникам (нерезидентам) в валюте РФ не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы ФИО1 ее доводы поддержал, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.

Выслушав заявителя и проверив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно пунктам 1,6,7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ валютой РФ признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ.

Резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ. Иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, являются нерезидентами.

Статьей 6 Закона N 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Непосредственно порядок осуществления валютных операций юридическими лицами - резидентами регламентирован частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.

В соответствии с данной нормой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.

В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Таким образом, осуществление расчетов в наличной форме между резидентом и нерезидентом в валюте РФ в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, является валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства РФ.

Судом установлено, что налоговым органом проведена проверка соблюдения валютного законодательства ООО «Лидога-Трейдинг» за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. В ходе проверки установлено и не оспаривается заявителем, что в проверяемый период для выполнения различных работ Обществом привлечено 26 граждан КНР (нерезидентов), заработная плата которым выплачивалась из кассы наличными денежными средствами в валюте РФ.

Данные обстоятельства подтверждается представленными разрешениями на работу иностранных граждан (нерезидентов) и платежными ведомостями, подписанными нерезидентами и ФИО1, а также протоколом об административном правонарушении.

Вышеперечисленные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, причин не согласиться с которой не имеется.

При этом доводы заявителя о том, что открытее счетов является правом а не обязанностью не могут быть принято во внимание.

Установленные частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.

Требование валютного законодательства РФ о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу РФ.

Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ.

Исходя из этого, выдача обществом иностранному работнику заработной платы, минуя счет в уполномоченном банке, свидетельствует о совершении заявителем незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

В качестве субъекта ответственности санкцией данной статьи предусмотрены должностные лица.

Под должностным лицом для целей применения КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

В соответствии со структурой органов управления ООО «Лидога-Трейдинг» утвержденной ее Уставом, генеральный директор является единоличным исполнительным органом.

Генеральный директор действует без доверенности и решает вопросы текущей деятельности; руководит финансово-хозяйственной деятельностью Общества; представляет интересы Общества в государственных и муниципальных органах, открывает и управляет банковскими счетами для ведения хозяйственной деятельности общества, осуществляет контроль за получением и распределением Обществом денежных средств и иного имущества, а также контроль за оборотными средствами (пункты 8.1, 8.5 Устава).

На основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «Лидога-Трейдинг» является ФИО1

На момент наступления обстоятельств, явившихся основанием для привлечения к административной ответственности, ФИО1 исполнял свои обязанности и нес ответственность за соблюдение требований валютного законодательства РФ.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что Обществом принимались меры к соблюдению требований закона об осуществлении расчетов с нерезидентами через счет в уполномоченном банке, материалы дела не содержат.

Таким образом, не обеспечив осуществление расчетов вышеуказанным способом, ФИО1 сознательно допустил нарушение либо безразлично отнесся к исполнению требований валютного законодательства, что в полной мере соответствует такой форме вины как умысел (статья 2.2 КоАП РФ).

С учетом изложенного, при рассмотрении дела установлены событие административного правонарушения, лицо, его совершившее, а также виновность указанного лица, в связи с чем привлечение ФИО1 к ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ следует признать обоснованным.

При этом, исходя из характера допущенного нарушения и установленных судом фактических обстоятельств, оснований для признания допущенного ФИО1 нарушения малозначительным не имеется.

Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 указанной статьи).

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Более того, КоАП РФ устанавливает особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (часть 3 статьи 1.4).

Наличие таких специальных правил (особых условий) назначения административных наказаний, касающихся субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников (руководителей и иных должностных лиц), ориентирует органы административной юрисдикции на приоритетное применение к ним за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное посредством государственных или муниципальных контрольно-надзорных мероприятий, административного наказания в виде предупреждения, в том числе в случаях, когда санкция соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ не предусматривает возможности его назначения.

Так, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из системного толкования вышеуказанных норм КоАП РФ, следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении соответствующего административного наказания, в том числе обосновать невозможность применения вышеуказанных норм.

Каких-либо суждений по данному поводу постановление должностного лица налогового органа не содержит. Должностное лицо налогового органа, установив отсутствие сведений об ООО «Лидога-Трейдинг» в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, назначило руководителю Общества наказание в виде административного штрафа в пределах санкции.

Вместе с тем единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства выполняет учетно-контрольные и информационные, но не легитимационные функции, в связи с чем включение в указанный реестр сведений о малом или среднем предприятии не имеет правоустанавливающего характера. Исходя из этого, статус субъекта малого и среднего предпринимательства может быть подтвержден и иными доказательствами.

Критерии отнесения организации к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 №219-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства РФ», ими являются среднесписочная численность работников и доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2016 №265 «О предельных значения дохода полученного от предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельный размер дохода в целях отнесения к названной категории составляет:

-микропредприятия - 120 млн. рублей.

- малые предприятии - 800 млн. рублей

-средние предприятия -2 млрд. рублей.

Среднесписочная численность работников ООО «Лидога-Трейдинг», согласно сведениям, предоставленным налогоплательщиком на ДД.ММ.ГГГГг. - <данные изъяты> человека, на ДД.ММ.ГГГГг. - <данные изъяты> человек, согласно сведениям из расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом - 114 человек.

Согласно сведениям упрощенной бухгалтерской отчетности, предоставленной ООО «Лидога-Трейдинг» за 2017г., его выручка составила <данные изъяты> рублей, согласно сведениям налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017г. доходы от реализации составили <данные изъяты> рублей.

Таким образом, ООО «Лидога-Трейдинг» в полной мере соответствует критериям, на основании которых возможно отнесение к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Административное правонарушение совершено руководителем юридического лица ФИО1 впервые. При этом материалы дела не содержат данных о том, что в результате его совершения причинен вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, создана угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо причинен имущественный ущерб.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении условий, перечисленных в статей 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в связи с чем наказание, назначенное должностным лицом налогового органа в виде административного штрафа, подлежит замене предупреждением.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГг., вынесенное и.о. начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Лидога-Трейдинг» ФИО1 изменить.

Наказание, назначенное генеральному директору ООО «Лидога-Трейдинг» ФИО1, в виде административного штрафа заменить предупреждением.

В остальной части постановление от ДД.ММ.ГГГГг., вынесенное и.о. начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано и (или) опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья А.Л. Литовченко