Р Е Ш Е Н И Е
по протесту на постановление по делу об административном правонарушении
6 февраля 2019 года г.Октябрьск
Судья Октябрьского городского суда Самарской области Баринов М.А., рассмотрев протест прокурора города Октябрьска на постановление заместителя руководителя УФАС России по Самарской области от 12.12.2018 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении руководителя МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя УФАС России по Самарской области ФИО3 от 12 декабря 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденного Прокуратурой города Октябрьск в отношении должностного лица - руководителя МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» ФИО1 по ч.1 ст.7.32.3 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения.
Прокурор города Октябрьска на данное Постановление принёс протест, в котором указал, что данное постановление незаконное и подлежит отмене в связи с существенным неверным толкованием норм материального права, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В нарушение требований статьи 1,3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке работ, совершены действия, повлекшие необоснованное сокращение числа участников закупки, а именно осуществлено искусственное разделение единого комплекса подрядных работ в рамках одной государственной программы, на 9 договоров. Фактически все вышеуказанные договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 9 самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Положением о закупке товаров (работ, услуг) для нужд Муниципального бюджетного учреждения городского округа Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания»». При этом, учитывая, что общая сумма договоров превысила 500 000 руб. и составила 750 250, 39 рублей, у МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» г.о.Октябрьск имелась возможность осуществить закупку путем проведения запроса котировок. Согласно толкованию диспозиции ч.1 ст.7.32.3 КоАП РФ, изложенной в постановлении, события административного, правонарушения не усматривается, поскольку учреждение не обязано осуществлять закупки в электронной форме. Вместе с тем, данный вывод не обоснован по следующим основаниям. Так, при данной толковании диспозиция должна быть описана следующим образом: «Осуществление закупки товаров, работ, услуг в иной форме в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме». Однако, в диспозиции данной статьи изложена иная формулировка. Законодателем в качестве ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в КоАП РФ введена ст.7.29 КоАП РФ, ответственность дифференцирован по частям 1, 2, 2.1. Таким образом, законодатель предусмотрел разные меры ответственности за нарушения в сфере выбора способа определения поставщика, разделив ответственность в случае, если нарушение допущено при определении способа поставщика в иной и электронной форме. Однако, в качестве ответственности за нарушения положений и аналогичны принципов Закона №223-Ф3 по мнению прокуратуры города законодателем предусмотрена только одна стать - ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Просят Постановление от 12.12.2018 о прекращении производства по делу № заместителем руководителя УФАС России по Самарской области в отношении МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» по ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ отменить. Прекратить производство в отношении МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» по ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель прокуратуры города Октябрьска Колесова А.В., поддержала протест, сославшись на доводы, изложенные в протесте.
Представитель правонарушителя ФИО2 просил решение мирового судьи оставить без изменения, а в удовлетворении протеста прокурору отказать.
Представитель УФАС России по Самарской области ФИО4 с протестом прокурора не согласился и показал, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, совершенного должностным лицом МБУ г.о. Октябрьск "Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания" ФИО1 при заключении договоров №№ от 12.12.2017г. с единственным поставщиком ИП ФИО7 Прокуратурой г.Октябрьск установлено, что 05.12.2017 между МБУ «Дом культуры «Первомайский» и МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания», МБУ «Дом культуры «Железнодорожник» и МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания», МБУ «Дом культуры «Костычевский» и МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» заключены договоры на установление и установку деревянных горок, хоккейных кортов и бокса для запасных игроков.
07.12.2017г. между сторонами заключены дополнительные соглашения к договору, согласно которым вышеуказанные работы осуществляются в рамках реализации государственной программы Самарской области «Поддержка инициатив населения муниципальных образований Самарской области», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 17.05.2017г. №323.
Так же установлено, на основании пп «б» п. 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", между МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» г.о. Октябрьск в лице ФИО1 и ИП ФИО7 заключены следующие договоры:
-№ от 12.12.2017 на изготовление и установку деревянной горки по <адрес> на сумму 99085 руб 86 коп до 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на изготовление и установку деревянной горки по <адрес> на сумму 99 085 руб 86 коп до 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на изготовление и установку деревянной горки по <адрес> на сумму 99085 руб 86 коп до 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на изготовление и установку деревянной горки по <адрес> на сумму 68 164 руб 57 коп до 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на изготовление и установку деревянной горки по <адрес> на сумму 68 164 руб 57 коп до 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на изготовление и установку деревянной горки по <адрес> на сумму 68 164 руб 57 коп до 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на устройство хоккейного корта по <адрес> на сумму 99 904 руб 09 коп до 15.12.2017;
- № от 12.12.2017 на устройство хоккейного корта по <адрес> на сумму 83 892 руб 01 коп до 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на установку бокса для запасных игроков по <адрес> на сумму 64 690 руб 26 коп до 15.12.2017;
Все договоры и акты приемки работ по форме КС-2 подписаны директором МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» г.о. Октябрьск ФИО1 и ИП ФИО7
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, в нарушение требований статьи 1,3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ при закупке работ МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» г.о. Октябрьск совершены действия, повлекшие необоснованное сокращение числа участников закупки, а именно осуществлено искусственное разделение единого комплекса подрядных работ в рамках одной государственной программы на 9 договоров.
Данное нарушение квалифицировано Прокуратурой г.Октябрьск по части 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
В соответствии с письменными пояснениями ФИО1, вышеуказанные закупки осуществлялись в рамках Закона о закупках, источниками финансирования договоров являются денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности МБУ, вину в совершении административного правонарушения не признает.
Договоры, заключенные МБУ г.о. Октябрьск «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания», не превышают 500 тыс. руб. каждый.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме», утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Самарским УФАС России установлено, что деревянные горки, хоккейные корты, боксы для запасных игроков, являющиеся предметами Договоров, не включены в данный Перечень. Кроме того, Положение МБУ г.о. Октябрьск «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» не обязывает учреждение проводить указанные закупки в электронной форме. Таким образом, в действиях должностного лица - руководителя МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» г.о. Октябрьск ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Изучив доводы протеста, выслушав стороны, проверив материалы дела, оснований к отмене состоявшегося по делу постановления, не нахожу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении формы сделки при закупках, когда вместо электронной формы используется иная форма.
Из материалов дела следует, что основанием возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 стали результаты проведения прокуратурой города Октябрьск проверки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Прокуратурой города Октябрьск установлено, что 05.12.2017 между МБУ «Дом культуры «Первомайский» и МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания», МБУ «Дом культуры «Железнодорожник» и МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания», МБУ «Дом культуры «Костычевский» и МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» заключены договоры на установление и установку деревянных горок, хоккейных кортов и бокса для запасных игроков.
07.12.2017г. между сторонами заключены дополнительные соглашения к договору, согласно которым вышеуказанные работы осуществляются в рамках реализации государственной программы Самарской области «Поддержка инициатив населения муниципальных образований Самарской области», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 17.05.2017г. №323.
Так же установлено, на основании пп «б» п. 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", между МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» г.о. Октябрьск в лице ФИО1 и ИП ФИО7 заключены следующие договоры:
-№ от 12.12.2017 на изготовление и установку деревянной горки по <адрес> на сумму 99085 руб 86 коп до 15.12.2017; оплата по данному договору произведена платежным поручением № от 31.01.2018 на сумму 69359,86 руб на основании акта № от 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на изготовление и установку деревянной горки по <адрес> на сумму 99 085 руб 86 коп до 15.12.2017; оплата по данному договору произведена платежным поручением № от 31.01.2018 на сумму 99085,86 руб на основании акта № от 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на изготовление и установку деревянной горки по <адрес> на сумму 99085 руб 86 коп до 15.12.2017; оплата по данному договору произведена платежным поручением № от 21.12.2017 (предоплата) на сумму 19970,87 руб, платежным поручением № от 31.01.2018г. на сумму 69359, 66 руб на основании акта№ от 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на изготовление и установку деревянной горки по <адрес> на сумму 68 164 руб 57 коп до 15.12.2017; оплата по данному договору произведена платежным поручением № от 31.01.2018 на сумму 47715,57 руб на основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ;
-№ от 12.12.2017 на изготовление и установку деревянной горки по <адрес> на сумму 68 164 руб 57 коп до 15.12.2017; оплата по данному договору произведена платежным поручением № от 31.01.2018 на сумму 68164,57 руб на основании акта № от 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на изготовление и установку деревянной горки по <адрес> на сумму 68 164 руб 57 коп до 15.12.2017; оплата по данному договору произведена платежным поручением № от 31.01.2018 на сумму 68164,57 руб на основании акта № от 15.12.2017.
-№ от 12.12.2017 на устройство хоккейного корта по <адрес> на сумму 99 904 руб 09 коп до 15.12.2017; оплата по данному договору произведена платежным поручением № от 21.12.2017 (предоплата) на сумму 29971 руб., платежным поручением № от 31.01.2018 на сумму 69933,09 руб на основании акта № от 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на устройство хоккейного корта по <адрес> на сумму 83 892 руб 01 коп до 15.12.2017; оплата по данному договору произведена платежным поручением № от 31.01.2018 на сумму 83892,01 руб на основании акта № от 15.12.2017;
-№ от 12.12.2017 на установку бокса для запасных игроков по <адрес> на сумму 64 690 руб 26 коп до 15.12.2017; оплата по данному договору произведена платежным поручением № от 21.12.2017г. (предоплата) на сумму 19407 руб, платежным поручением № от 05.02.2018 на сумму 45283,26 руб на основании акта № от 15.12.2017).
Все договоры и акты приемки работ по форме КС-2 подписаны директором МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» г.о. Октябрьск ФИО1 и ИП ФИО7
Работы, предусмотренные контрактами, выполняются в одном временном периоде, места работ находятся на небольшом удалении друг от друга и сходны по виду работ. Разделение единого комплекса работ по изготовлению и установке деревянных горок в г.о. Октябрьск по девяти контрактам с идентичными видами работ нецелесообразно.
Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 500 000 рублей каждая в целях избежания публичных процедур не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.
Таким образом, прокуратура города Октябрьск считает, что в нарушение требований статьи 1,3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ при закупке работ, совершены действия, повлекшие необоснованное сокращение числа участников закупки, а именно осуществлено искусственное разделение единого комплекса подрядных работ в рамках одной государственной программы на 9 договоров.
Фактически все вышеуказанные договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 9 самостоятельными контрактами.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что в рамках реализации государственной программы Самарской области «Поддержка инициатив населения муниципальных образований Самарской области», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 17.05.2017г. №323, на основании соглашения от 19.12.2017 №480 о предоставлении субсидии бюджету городского округа Октябрьск Самарской области, направленной на решение вопросов местного значения и связанной с реализацией мероприятия по поддержке общественного проекта развития территорий муниципального образования в Самарской области, заключенному между Департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области и Администрацией городского округа Октябрьск Самарской области - Администрации городского округа Октябрьск Самарской области в 2017 году из средств областного бюджета было выделено и предоставлено 2000 тыс. руб., из местного бюджета 800 тыс. руб.
Субсидия была распределена Муниципальным казенным учреждением городского округа Октябрьск Самарской области «Управление социального развития Администрации городского округа Октябрьск Самарской области» между домами культуры г.о. Октябрьск.
Согласно ст.36 Положения, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую пятьсот тысяч рублей.
Договоры, заключенные МБУ г.о. Октябрьск «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания», не превышают 500 тыс. руб. каждый.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Деревянные горки, хоккейные корты, боксы для запасных игроков, являющиеся предметами Договоров, не включены в данный Перечень.
Кроме того, Положение МБУ г.о. Октябрьск «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» не обязывает учреждение проводить указанные закупки в электронной форме.
Из Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 8 ноября 2018 г. не следует, что ФИО5 как должностным лицом МБУ г.о. Октябрьск «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» были нарушены требования к форме сделки при закупке работ. Указание на то, что сделка по закупке работ должна была проводиться в электронной форме, а совершена в иной форме, в Постановлении отсутствует.
При таких обстоятельствах нельзя признать установленным событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
С учётом изложенного и на основании ст.30.6-30.8, 30.10 КоАП РФ
П О С Т А Н О В И Л:
Постановление заместителя руководителя УФАС России по Самарской области от 12.12.2018 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении руководителя МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а протест прокурора - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение 10 суток.
Судья Баринов М.А.