ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/19 от 12.02.2019 Петуховского районного суда (Курганская область)

Дело 12-6/19

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петухово 12 февраля 2019 года

Судья Петуховского районного суда Курганской области Александрова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ОАО «РЖД» на постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного Управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО1 от 03.12.2018

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного Управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО1 от 03.12.2018 ОАО «РЖД» привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 18.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.

В жалобе, поступившей в Петуховский районный суд Курганской области ОАО «РЖД» просит отменить принятое постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что Федеральный закон «О Государственной границе» четко устанавливает где не допускается высадка людей из транспортного средства, а именно от Государственной границы до пункта пропуска через государственную границу и в обратном направлении. Приказом Федерального агентства по обустройству Государственной границы РФ №30-ОД от 13.02.2013 «Об утверждении пределов железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ Петухово (Курганская область) утверждены пределы территории пункта пропуска Петухово в пределах железнодорожной станции с указанием координат. Уральским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» утвержден паспорт железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ «Петухово» в котором в п.8 указан адрес (места фактического расположения) пункта пропуска: <...>. Станция Пьянково находится на 2515 км. в 22 км. от пункта пропуска Петухово. Запрет высадки людей действует только на участке от Государственной границы до пункта пропуска Петухово в границах железнодорожной станции Петухово. В случае несогласия с доводами ОАО «РЖД», просит применить ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя ФИО2 в судебном заседании поддержала жалобу в полном объеме. Дала пояснения согласно доводам жалобы и дополнительным письменным пояснениям. Считает, что событием административного правонарушения по ч.1 ст.18.1 КоАП РФ не является разработка графика движения поездов, а запрет высадки людей до 27.12.2018 действовал только на участке от Государственной границы до пункт пропуска Петухово в границах железнодорожной станции Петухово.

Старший дознаватель отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФИО1 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился. Считал постановление от 03.12.2018 законным и обоснованным. Пояснил, что ОАО «РЖД», как собственник железной дороги, должно было организовать график движения поездов таким образом, что бы времени остановки поезда было достаточно для проведения контрольных мероприятий пограничными органами. Наказание назначено максимальное, так как имеются отягчающие обстоятельства. ОАО «РЖД» в 2018 году неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.18.1 КоАП РФ.

Дознаватель отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФИО3 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, дал пояснения согласно представленному письменному возражению.

Заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что 15.10.2018 около 15 час. 30 мин. была произведена внеплановая остановка пассажирского поезда №127 сообщением «Красноярск - Адлер» следующего транзитом через Республику Казахстан, на станции Пьянково, во время которой, локомотивная бригада в составе ФИО5, ФИО6, по распоряжению должностных лиц ОАО «РЖД» и с целью проведения работ, осуществили выход из поезда без прохождения пограничного контроля.

В силу ч.1 ст.18.1 КоАП РФ, нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, характеризуется противоправным деянием (действием), выразившимся в: - нарушении лицами и (или) транспортными средствами правил пересечения Государственной границы РФ; - нарушении лицами и (или) транспортными средствами порядка следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ и в обратном направлении.

Порядок пересечения Государственной границы РФ устанавливается ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 и осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, под которыми понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Порядок следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ устанавливается ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1, где указано, что пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 253 «Об утверждении Правил определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации» предусмотрено, что под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной станции или вокзала, а также специально выделенного в непосредственной близости от государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Территория (акватория) пункта пропуска, установленного в пределах морского, речного (озерного) порта, железнодорожной станции или аэропорта, может состоять из одного или нескольких отдельных участков.

Пределы пункта пропуска не могут выходить за пределы (границы) территории железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, территории и акватории морского, речного (озерного) порта.

Приказом Федерального агентства по обустройству Государственной границы РФ от 13.02.2013 №30-ОД утверждены пределы железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ «Петухово» Курганской области.

Из содержания вышеназванных норм следует, что остановка пассажирского поезда №127 сообщением «Красноярск - Адлер», следующего транзитом через Республику Казахстан, на ст.Пьянково, которая находится в 22 км от пункта пропуска Петухово в противоположную сторону от границы, не составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ. В данном случае отсутствует нарушение транспортным средством (поездом №127) порядка следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ.

Так же при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо в результате неправильного толкования и применения норм статьи 42 Типовой схемы организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу РФ, ст.52 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, правильно по существу не определил и надлежащей правовой оценки им не дал, ограничившись лишь выводом о том, что ОАО «РЖД» не предусмотрело в графике движения поездов достаточное время стоянки поезда №127 на станции Петухово и организовало высадку своих сотрудников на ст.Пьянково из поезда.

Статья 42 Типовой схемы организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу РФ относится к разделу IV «Государственный контроль грузовых поездов, прибывающих на территорию Российской Федерации».

Сама же «Типовая схема организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу РФ» определяет последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Устав железнодорожного транспорта РФ регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования (статья 1),

Статья 52 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» относится к главе III «Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа» и не определяет время и порядок предоставления поездов, пересекающих Государственную границу РФ, для осуществления контроля при пропуске через государственную границу в целях координации деятельности государственных органов, осуществляющих контрольные функции.

В соответствии с пунктом 26 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 482, в целях обеспечения координации деятельности в пункте пропуска создается координационный совет, в состав которого входят руководители подразделений государственных контрольных органов и администрации пункта пропуска, а также руководитель администрации, начальник железнодорожной станции или вокзала, а также представители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен пункт пропуска. Члены координационного совета при обсуждении вопросов и принятии решений пользуются равными правами.

Протоколом Координационного совета многостороннего железнодорожного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Петухово» от 19.03.2012г. № 11-01 (с изменениями в ред. от 29.11.2017г. № 27-04) утверждена Технологическая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожном пункте пропуска «Петухово», которой определен порядок проведения пограничного контроля в ЖДПП «Петухово».

Положения указанной Технологической схемы не запрещают производить остановку поезда после проследования ЖДПП «Петухово» и не возлагают обязанность на ОАО «РЖД» предусматривать график движения поездов с достаточным временем для пограничного контроля.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

При этом КоАП РФ не дает определения события административного правонарушения, однако изучение его содержания, позволяет сделать вывод, что событие административного правонарушения - это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Соответственно, отсутствие события административного правонарушения - это отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.

При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, должностное лицо пришло к ошибочному выводу о наличии нарушения норм законодательства и факта совершения ОАО «РЖД» противоправного деяния, административная ответственности за которое предусмотрена ч. 1 ст.18.1 КоАП РФ, то есть о наличии события указанного административного правонарушения.

Поскольку выводы о совершении ОАО «РЖД» административного правонарушения являются необоснованными, постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного Управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО1 от 03.12.2018 подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного Управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО1 от 03.12.2018, которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800000 рублей отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 13.02.2019.

Судья О.В.Александрова